Обобранная Вия Артмане не хотела умирать

Она по праву считается одной из самых породистых и утонченных артисток отечественного кинематографа. При этом Вии Артмане удавались на экране как аристократичные натуры, так и душевные лиричные героини. Большинство из тех, кто знал актрису лично, говорят о ее деликатной отстраненности в общении. Кто бы мог подумать, что она была отнюдь не «голубых кровей».
Детство Вии Артмане было буквально нищенским. Отец умер еще до ее появления на свет, а в крохотном латышском поселке Кайве, где она родилась в семье прибалтийских немцев 21 августа 1929 года, никаких перспектив не было. Мать Вии была вынуждена устраиваться служанкой к более зажиточным землякам. При этом бедной женщине нередко приходилось скрывать, что у нее вообще есть дочь, потому что для потенциальных работодателей этот факт был сродни «волчьему билету». Впрочем, Алида-Вия (такое двойное имя ей дали при рождении) с ранних лет была опорой матери, а в десятилетнем возрасте уже вовсю трудилась пастушкой. Уже будучи прославленной и обеспеченной актрисой, Артмане все делала по дому сама и признавалась, что ручную стирку воспринимает как отдушину.
Вия Артмане
Удивительно, но беспросветная обстановка в прибалтийском хуторе не препятствовала творчеству. Местные детишки в одном из сарайчиков затеяли самодеятельный театр, где Вия была «примой». В итоге, окончив после войны театральную школу-студию имени Яниса Райниса, она без труда поступила в труппу рижского театра. В кино актриса дебютировала в 1956 году в картине после шторма, а широкую известность ей принесли роли в фильмах «Родная кровь» (1963), «Никто не хотел умирать» (1966), «Театр» (1978).
Актерская игра Артмане была воистину филигранной. «В в отличие от многих ее коллег, она не ждала, что на нее снизойдет вдохновение, - говорит режиссер Янис Стрейч в интервью «Фактам и комментариям». - Просто выходила на съемочную площадку и работала до седьмого пота, делая столько дублей, сколько просил режиссер. При этом каждый эпизод будто записывался у нее внутри на невидимой магнитофонной пленке, потому что всегда после команды «Мотор!» она играла точно так же, как и в предыдущий раз. Если другие актеры играют одну и ту же сцену то сильнее, то слабее, то ее дубли можно было наложить один на другой — они были идентичны. С каждым годом работы Артмане становились все интереснее и ярче, особенно в театре, где у нее, в отличие от кино, не было ни одной проходной роли».
Вия Артмане
Несмотря на внешнюю неприступность, Вии Артмане приписывали множество романов. Однако она всю жизнь прожила с одним мужем — тоже актером, Артуром Димитерсом. Их сын, известный латышский музыкант Каспар Димитерс - недоумевает, как такие разные люди, вообще могли сойтись. Жених был лыс и неказист, часто закладывал за воротник, а ухаживая за Артмане, угрожал, что если она не отметит ему взаимностью, он приложит все усилия, чтобы сломать ее карьеру. Зато у них было полное взаимопонимание в профессиональном плане. Вия Артмане постоянно советовалась с мужем относительно очередной роли, а после смерти Димитерса в 1986-м ее карьера резко пошла на спад.
После развала Советского союза в жизни актрисы и вовсе началась полная неразбериха. Квартиру Артмане отобрали потомки прежних собственников, согласно закону о реституции. Говорят, новым владельцем жилища стал внук любовницы прежнего хозяина. Сын Артмане пытался протестовать, опубликовал статью «Сколько стоит Вия Артмане!», но местная общественность его подвергла настоящей травле, обвиняя в «бесстыжем попрошайничестве». Жена Каспарса выбила для Артмане выгоревшую квартиру в центре города. Для ее ремонта был взят кредит в крупном прибалтийском банке, но в результате махинаций семья осталась без денег вообще. От квартиры пришлось отказаться, и обобранная актриса поселилась на загородной даче, откуда уже не могла постоянно ездить на работу в театр.
Вия Артмане
Все эти переживания роковым образом сказались на здоровье Артмане. У нее случилось два инсульта и инфаркт. Утешение актриса нашла в православии, которое она приняла вслед за сыном, получив в крещении имя Елизавета. Артмане стала очень набожной и регулярно посещала службы в храме Свято-Троицкого монастыря. «Когда она попала в больницу, я хотел поехать, но родные отговорили меня, - вспоминает режиссер Янис Стрейч. - Сказали, что это не имеет смысла — она уже никого не узнает. Возможно, в этом было некое Божье благословение: Вия так боялась болезней и беспомощности, что забытье стало для нее благом, а не злом». В честь Вии Артмане на фестивале «Балтийская жемчужина» был учрежден специальный приз.
Фото Г.Тер-Ованесова с сайта kino-teatr.ru
Комментарии читателей Оставить комментарий
Вы считаете, что справедливо отдать чужую собственность ? Все правильно, это не ее квартира, а беднойсона осталась, потому что советским актерам , даже звёздам , платили гроши.
Ну если действительно ее сын отправил в психушку, то ..... он конченная.
В свое время актриса рьяно голосовала за отделение от "оккупантов"- вот и результат- осталась на улице по закону о реституции и без гроша в кармане. Не давали умереть с голода "оккупанты" и в свое время дали роль в сериале "Каменская", хорошо заплатили, поддержали, ибо национальное кино благополучно "загнулось" при свободной Латвии(. Поистине- "что имеет не храним, а, потерявши, плачем!"(((
Породистые бывают люди, а ты научись грамотно по русски писать
Породистые бывают собаки а вы написали полную чушь это вас не как не красит