Сергей Угольников: «Унылого добра нам хватает и без тарковщины»

12:08 21.01.2016 , Денис Борисов

Режиссер Сергей Угольников закончил работу над новым фильмом «Смуthи в портрете ин100грамма».

Если бы нашей общественности – тем людям, кого журналисты и политики привыкли называть этим словом - показали новое кино Сергея Угольникова, они бы, вероятно, ничего не поняли. Но существует еще одна «общественность» – более малочисленная, но менее предвзятая – воспринимающая подобные эксперименты в любом виде искусства как неотвратимую данность бытия. Фильм «Смуthи в портрете ин100грамма» – проект с нулевым бюджетом, но с потенциальной аудиторией в несколько нулей.

Сергей Угольников – системный аналитик, специалист по марксизму, фрейдизму и их взаимосвязям, автор книги «Элита тусуется по Фрейду», фильмов «Москва-Кобылозадовск», «Блогер», «Смуthи в портрете ин100грамма». А еще он называет себя «статусным режиссером» – поэтому первый вопрос в нашей беседе, почему?

Сергей Угольников

KM.RU: Как наш портал может представить вас нашим читателям? Вы сами называете себя – «статреж». А что это значит?

- «Статреж» – это выдуманное обозначение несуществующего персонажа (шучу!). На самом деле меня и дирижером с тем же успехом назвать можно. Сам ни на чем не играет, только ансамбль мучает. Кинодирижер – звучит? В общем – статреж это ухудшенный Карабас Барабас. Все на съемках чего хотят - то и воротят, а виноват, знамо дело – он. Ухудшенный – потому что, в отличие от настоящего – без бороды и лысый. И денег с кинопоказов у статрежа – не было, нет, и не предвидится. Но на это всем наплевать, потому что все ищут свой собственный Золотой Ключик.

KM.RU: Вы сами сможете определить жанр кино, в котором вы работаете?

- Жанр я когда-то определил как «Уроуд-муви». По большому счету это попытка отсечь нежелательную, так называемую, продвинутую аудиторию. Не люблю этот термин, но. Чтобы даже синопсис вгонял в ступор, а диалоги были за гранью добра и зла. Вуди Аллен должен удавиться от зависти.

Без бюджета снимать – вообще хорошо. Во-первых – отсутствует конкуренция, никто никому не завидует. Во-вторых – нет цензуры, потому что тебе не надо угодить аудитории пятнадцатилетних подростков или женщин за пятьдесят. В-третьих – не надо общаться со «звёздами» кино, которые в принципе – не нужны. Минус только один – без денег снимается дольше. Но это же и плюс, можно чаще встречаться с компанией симпатичных тебе людей.

Снимают, наверное, многие. Хотя сейчас даже для съемок курсовиков-дипломов учащиеся «творческих ВУЗов» умудряются находить деньги для аренды подмосковных коттеджей. Есть и такие приоритеты. Другое дело, что если нет денег на съемки – то и на раскрутку их тратить не будешь, пустое это всё. Кому надо – тот узнает и увидит. Будут потом подходить, здороваться, выражать респектулечки, а тебе придется делать вид, что ты знаешь этого человека.

Кадр из фильма «Смуthи в портрете ин100грамма»

KM.RU: Почему вы фильм «Смуthи в портрете ин100грамма» называете не кино, а социо-культурным феноменом?

- Во-первых, это сразу было больше, чем фильм. Когда для съемок игрового кино используется реальный митинг протеста – не помню такого в истории. Бывает, конечно, жанр «мокьюментари», «Борат», например, в таком жанре снят, но тут история немного не об этом. В отличие от набора полностью псевдодокументалистики – мы использовали одноразовое событие, которое не мы планировали, и которое не может повториться в том же составе. И конечно, наш фильм документалистикой не притворяется.
Во-вторых, фильм сам начал формировать реальность. Персонажи кино - главный агент КГБ и сестра Золушки познакомились только на съемках. По сценарию, в фильме – поженились. А потом – поженились и в реальности. Или, например, кредитные карточки, над которыми мы глумились в фильме. Вдруг бац – и перестали обслуживаться какими-то американскими платежными системами. Да и вся история про Пиноккио – это же на самом деле история про похождение Ионы во чреве кита, Левиафан, практически.

А так – собрались хорошие люди выпить, заодно и киношку сняли. Мне вот тут начали артисты резюме слать. Первое впечатление – удивление. Потом удивление удивлению. Ну, из серии: «Я же статреж, почему я удивляюсь? Что мне шлют резюме»? А потом понял, почему. Для нас главное – чтобы человек был хороший. Ты шлешь резюме для «побухать в компании»? Ну и пиши тогда, сколько можешь глызнуть, не буйный ли в подпитии, не прошибает ли на слезу, а если буйный, то – насколько. Не будет ли общение с тобой – зашкваром, а то вдруг пацаны с района не поймут? А список твоих ролей - мне не интересен от слова совсем. С 88-ми дублей, при роли, которая придумана специально для тебя – это любой сыграть сможет. А кто не сможет – монтаж в помощь.

Кадр из фильма «Смуthи в портрете ин100грамма»

KM.RU: Слоган фильма - «Мы пили на Болотной и придем еще». Простите за может быть оскорбительный вопрос: вы что, «белоленточники»? А где тогда в сценарии анекдоты про Путина и Навального?

- Перефразируя грузинскую поговорку, «Путины и Навальные приходят и уходят, а кино – остаётся». Плевать как на политику, так и на её отсутствие. Если что и присутствует околополитического – то это актуальность. История должна быль либо вневременная, как у Шекспира, либо – фиксировать то, что есть здесь и сейчас. Вполне возможно, что через лет пять-шесть фильм будет восприниматься каким-то пособием по эпохе «белоленточных протестов», или приобретет еще большую инфернальность. Ну а лозунг - так это из серии «мы везде, так почему бы и не на Болотной»? Тем более, что да. Мы же там выпивали неоднократно, не только на митинге, но и на свадьбе Никиты с Катей – главных героев нашего кино.

Молодец, что напомнил, надо будет еще обыграть этот уродливый памятник, который там стоит, снять около него что-нибудь. И переименовать его надо в «Москвичи, отвечающие за греховные эстетические вкусы Лужкова».

Кадр из фильма «Смуthи в портрете ин100грамма»

KM.RU: Откуда в фильме такой шикарный саундтрек? Неформатная группа «Палево», к примеру. И как эти песни преломляются в канве фильма?

- Так, собственно, что слушаем – то и в фильм ставим. К тому же – меня когда-то Олег Сурков (лидер группы «Палево» - прим. ред.) обозначал как директора группы. Преломляется, конечно, по-разному. Вот самая первая песня фильма, общеизвестный «Гимн Москвы», который идет на титрах? Он же играет по-другому с этим видеорядом. Точнее, прямо противоположным образом. При этом микроистория – становится не только смешной, но и вводит в контекст, заодно показывая «другую Москву» через «эстетику е...ней».

А картинка, которая легла на композицию Васи Ложкина – наоборот, скорее прямое продолжение песни, хоть клип делай. «Водолазы» от «Палево» - легли идеально. Не короткая ведь песня, а как влитая вписалась. Я ее, собственно, сразу напевал, еще когда съемки были. Со стороны не аметно, что сценарий есть, а он – присутствует. Не в физическом виде, конечно, плюнул я на это дело – бумажки с собой таскать. Всё равно снимется так, как получится, исходя из имеющихся артистов. Иногда самому забавно, когда на монтаже всё склеивается так, как и было задумано.

KM.RU: Культовые персонажи, которые снимаются в фильме – поэт Всеволод Емелин, легенда НБП Юра «Макагон» Скоростной, редактор журнала «Мракобес» Миха Поршень – они просто отдают дань уважения чуваку из тусовки или же их можно считать настоящими актерами?

- Конечно, настоящие, смотри на «Кинопоиске» их актерские профили. Было бы глупо требовать от Севы Емелина сыграть Ромео. Хотя, может, и нормально, но это должен быть такой, специфический Ромео. Есть такой анекдот «Если бы Рабинович был Королём Англии, то он бы был самым лучшим Королём Англии, потому что он не только бы правил, но еще и немножечко шил». Вот эти люди – актёры, которые умеют играть, а еще - многое другое. Плотничать в Церкви, как поэт Емелин, или захватывать Севастополь, как Юра Макагон в конце 90-х, еще задолго до того, как за это стали давать медали. Оксана Миронова, например – веб-дизайнер, лидер группы «Газон», мама Дашки и актриса. А Всеволод Олегович вот – прекрасный поэт, книги стихов выпускает одну за другой, и не на спонсорскую помощь по квотам, а для читательского интереса. И артист из него – гораздо более лучший, чем, например, из Хабенского поэт получился. Где стихи у Хабенского? Нет? Вот пусть и не отсвечивает.

Кадр из фильма «Смуthи в портрете ин100грамма»

KM.RU: Давайте честно ответим – а надо ли это еще кому-то, кроме самой тусовки?

- У независимого кино вообще есть специфика – делать то, что до этого никто не делал. Поэтому «Смуthи в портрете ин100грамма», конечно, уже вышел за пределы тусовки. Самый простой пример – пока снимался фильм, культовый книжный магазин «Циолковский» поменял три места дисклокации в Москве. Множеству людей, связанных с книгами, будет интересно посмотреть на перемещения легендарного магазина. Да и уже какие-то незнакомые люди начали просачиваться на показы в книжный и учинять после фильма пьяный дебош. Всё как мы любим. Без разбитых скульптур, как на первом показе, где кто-то неизвестный расхерачил скульптуру футболиста Черенкова, – жизнь не в жизнь, а ведь должна быть движуха. В конечном итоги даже люди, присылающие резюме – они же точно не из тусовки. И где-то что-то видели. И им понравилось. Значит, что-то путешествует уже без нас. Если спровадим фильм на какой-нить фест – аудитория будет еще больше. Хотя это кажется опасным, если честно. Побаиваюсь я фанатов.

KM.RU: Есть ли у такого кино хоть какие-то перспективы?

Перспектив – всегда больше, чем кажется. Фильм вполне смотрибельный, картинка – не подкопаешься, есть что-то новое и с точки зрения кинематографии, и есть интерес как к незанудному квесту. Режиссер монтажа Анюта Амелина вырезала всё лишнее. И даже нужное хотела выкинуть. Это правильно, в «тарковщину» мы – не играем, нам должно быть весело. Унылого добра и без того хватает.

KM.RU: Расскажите, какие еще проекты существуют еще на данный момент?

- Проектов много, просто запускать их все без бюджета – лень. Вот собираюсь стрит-артом заняться, похулиганить. А что из этого вырастет – поди знай. Ну, или вот предложили спектакль поставить. В Рюмочной «Зюзино». Если бы просто на сцене, в театре – то мне бы это было неинтересно. А так, когда можно по столам скакать и людей доводить до икоты – почему бы нет? Может вырасти что-то красивое.

Но, вообще, я вывел формулу идеального кино. В нем должны быть сиськи, зомби, инопланетяне, роботы и Гитлер. Вот надо с силами собраться и снять. Пару неплохих сцен, которых вроде еще не было в истории кино – уже придумал. Или и впрямь снять Емелина как Ромео?

Фото предоставлено пресс-службой режиссера

Комментарии читателей
07.02.2016, 22:24
Гость: Галина Иванкина.

Не завидуйте.

07.02.2016, 22:21
Гость: Галина Иванкина.

Прекрасно. :) Мне нравится.

22.01.2016, 07:58
Гость: Конечно, Шариковым как бы "глупо". В.И. Ленин:

Из всех искусств для нас важнейшими являются КИНО и ЦИРК.

]]>
]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.