]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Кино
Главная → Кино → Сплетник
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

И НИКАКОЙ ФАНТАСТИКИ!

16:30 16.06.1999

Изучая статистику советского кинопроката за 50 лет, я с изумлением обнаружил, что среди популярных отечественных картин почти отсутствуют фантастические фильмы. Во всяком случае, коммерчески удач...

Изучая статистику советского кинопроката за 50 лет, я с изумлением обнаружил, что среди популярных отечественных картин почти отсутствуют фантастические фильмы. Во всяком случае, коммерчески удачной "чистой фантастикой" (то есть без примесей каких-либо иных доминирующих жанров) следует считать лишь "Гиперболоид инженера Гарина", экранизацию романа Алексея Толстого, осуществленную Александром Гинцбургом в 1965 году. Любопытно, что киноверсия другого произведения одного из родоначальников советской социальной фантастики, а именно "Аэлита" (1924) Якова Протазанова, включается во многие западные рейтинги по кинофантастике в качестве примера раннего обращения к теме полета на иные планеты. Причем как-то упускается из виду та цель космической экспедиции, которая была предпринята смелыми покорителями пространств Вселенной, - установление коммунизма хотя бы на Марсе, как на одной из прилегающих к Земле планет Солнечной системы. А в 1935 году в создании "Космического рейса" Василия Журавлева участвовал... сам Константин Циолковский, подготовивший 30 чертежей ракетоплана, который был в кадре показан летящим по направлению к Луне.

Но впоследствии советская кинофантастика долгое время не затрагивала эти проблемы - то ли по причине засекреченности любой информации о космосе, то ли из-за того, что техническая база отечественного кинематографа не позволяла режиссерам создавать впечатляющие фильмы о космических странствиях. Исключение составила лишь пара картин, не имевших у нас особого резонанса в прокате на рубеже 50-60-х годов - "Небо зовет" Михаила Карюкова и Александра Козыря, а также "Планета бурь" Павла Клушанцева. Однако именно они были приобретены американским режиссером и продюсером Роджером Корменом, которого называли "некоронованным королем независимого малобюджетного кино", воспитавшим большое число знаменитых учеников.

В частности, Фрэнсис Коппола, будучи подмастерьем Кормена, приложил руку к перемонтажу и досъемкам ленты "Небо зовет", выпущенной в США в 1962 году под названием "Битва выше Солнца". А Питер Богданович сделал из "Планеты бурь" в 1966 году... "Путешествие на планету доисторических женщин". Одновременно подобные "творческие операции" производились и над советскими сказками. Тот же Коппола в 1962 году превратил русскую былину "Садко" Александра Птушко в... "Магическое путешествие Синдбада".

Как ни странно, в этом была определенная логика, потому что примерно в то же время в советском кинопрокате с успехом демонстрировался американский фильм "Седьмое путешествие Синдбада", занявший с результатом 32,3 миллиона зрителей второе место среди зарубежных картин и общее пятое - по итогам 1960 года. А будучи повторно выпущенным почти два десятилетия спустя, собрал еще большую аудиторию в СССР, оказавшись с показателем 42,2 млн. лидером среди иностранных фильмов 1977 года (опередив даже на пять с лишним миллионов своего двойника "Золотое путешествие Синдбада").

То есть интерес к сказочно-приключенческому (что отчасти верно и для американской публики) намного превосходит сугубо фантастическое. Вот почему в списке рекордсменов советского кинопроката широко представлены как раз сказки - "Приключения Али Бабы и сорока разбойников" Латифа Файзиева и Умеша Мехры (1980, по 52,8 млн. зрителей на серию), "Руслан и Людмила" (1972, по 34,6 млн. на серию), уже упоминавшийся "Садко" (1953, 27,3 млн.), "Сказка о царе Салтане" (1967, 26,8 млн.) и "Каменный цветок" (1946, 23,1 млн.) - все режиссера Александра Птушко; "Варвара-краса, длинная коса" (1972, 32,9 млн.) и "Золотые рога" (1973, 20,7 млн.) - обе режиссера Александра Роу. Или же номинально фантастические картины, в которых фактически превалируют приключенческие элементы: "Земля Санникова" Альберта Мкртчяна и Леонида Попова (1974, 41,1 млн.), "Тайна двух океанов" Константина Пипинашвили (1957, по 31,2 млн. на серию), детективный и историко-приключенческий сюжет: "Ларец Марии Медичи" Рудольфа Фрунтова (1981, 23,0 млн.). Гораздо меньше результаты зрительской посещаемости у лент "Молчание доктора Ивенса" (1974) Будимира Метальникова, "Отель "У погибшего альпиниста" (1979) Григория Кроманова, "Лунная радуга" (1984) и "Конец вечности" (1987) Андрея Ермаша, между прочим, сына тогдашнего Председателя Госкино СССР.

Разумеется, эксцентрическая комедия с фантастическим мотивом путешествия во времени (как бы российское предвосхищение "Назад в будущее") тоже была обречена на успех, однако "Иван Васильевич меняет профессию" Леонида Гайдая (1973, 60,7 млн., 22-е место за всю историю советского кино) находится в гордом одиночестве. А, например, "Кин-дза-дза" другого признанного комедиографа Георгии Данелии в 1987 году собрала всего по 15,7 млн. на серию. Не перешла престижный двадцатимиллионный рубеж и такая, казалось бы, популярная еще в 60-е годы фантастическая комедия, как "Его звали Роберт" Ильи Ольшвангера о человеке-роботе. Тем не менее страсть советской публики к комической и даже пародийной фантастике ощутимо проявилась в ажиотаже по поводу трех серий французского "Фантомаса" в 1967-68 годы, а в 1986 году - из-за польской ленты "Новые амазонки" (чему не помешали цензурные сокращения и смена завлекающего названия "Секс-миссия").

Точно так же в нашем кинематографе остался неподдержанным единичный опыт сочетания фантастики со "жгучей мелодрамой" на зарубежном материале. Всем памятный "Человек-амфибия" Геннадия Казанского и Владимира Чеботарева в 1962 году с показателем 65,4 млн. смог наконец-то обойти индийского "Бродягу", являвшегося почти десятилетие абсолютным лидером советского кинопроката. А то, что отечественные зрители на самом деле обожали "над фантастикой слезами облиться", подтверждает более поздний и вроде бы казусный случай. В 1988 году, уже в перестроечные времена, публика дружно повалила на американский фильм "Кинг Конг жив" (55,1 млн. - на миллион больше тогда было лишь у суперхита "Маленькая Вера"), причем первая часть этой истории - "Кинг Конг" - не произвела столь ошеломляющего впечатления (всего 47,1 млн.). Это можно объяснить только тем обстоятельством, что в продолжении "Кинг Конга" мы получили словно типичную мелодраму о матери-одиночке, оставшейся с маленьким ребенком на руках. Как же не посочувствовать "бедной Кинг Конгше" и ее детенышу!

Или почему бы не пожалеть китов-убийц (не случайно в нашем прокате грозное название "Орка, кит-убийца" поменяли на элегично-печальное - "Смерть среди айсбергов"), случайно залетевшего на Землю инопланетянина в облике привлекательного мужчины ("Человек со звезды"), космическое существо, которое оказывается не таким уж опасным ("Враг мой"), наконец, доисторических чудовищ, разбуженных из-за вмешательства вездесущих искателей приключений (японская "Легенда о динозавре" - аж 48,7 млн.!). Судя по всем этим заграничным лентам, советских зрителей опять же волновало что-то фантастическое с изрядной долей приключенческого или мелодраматического (что лишний раз доказывает уже нынешний, более явный успех "Годзиллы" в России по сравнению со "Столкновением с бездной" - в США все наоборот). А вот до проблемных, научно-фантастических картин типа американских ("Козерог 1", "Ангар 18"), не говоря уже о французских ("Цена риска", "Преступный репортаж"), им было куда меньше дела.

Вполне закономерно, что и редкие советские фильмы именно научно-фантастического плана, как уже упоминавшийся "Гиперболоид инженера Гарина" или "Человек-невидимка" (1985) Александра Захарова, "Через тернии к звездам" (1981) Ричарда Викторова, "Завещание профессора Доуэля" (1984) Леонида Менакера, находятся примерно в одном промежутке, в районе отметки в 20 млн. зрителей.

А по 10,5 млн. на серию, добытые сложным для понимания "Солярисом" (1973) Андрея Тарковского, являются и вовсе идеальным результатом, потому что, по мнению социологов, количество людей, принадлежащих по переписи к интеллигенции, в СССР исчерпывалось десятью миллионами. То есть практически каждый, считающий себя интеллигентом по социальному положению, посмотрел вольную экранизацию романа Станислава Лема, которую первоначально настороженно встретил и сам польский писатель. Что касается "Сталкера" (1980) того же Тарковского, даже в случае увеличения явно заниженного киноначальством тиража (всего 193 копии на большую страну; "Солярис" имел ровно на 400 копий больше) эта лента все равно вряд ли могла рассчитывать на то, чтобы превзойти десятимиллионный рубеж. И его реальный прокатный показатель 4,3 млн. можно признать вполне приличным.

Между прочим, не в меньшей степени, чем скромные результаты советских (и даже заграничных) фантастических фильмов, удивляет и то, что ни публика, ни режиссеры у нас в СССР не испытывали особой склонности к эскапизму, то есть к своеобразному бегству от действительности благодаря фантастике. Они упрямо предпочитали психологические драмы с язвительным подтекстом ("кукишем в кармане") или совершенно заумные притчи, шифрованные авторские исповеди, но не стремились выразить себя в обращении к иносказательным сюжетам, которые неизбежно присутствуют во многих фантастических историях. Это особенно странно, если вспомнить, что литературная фантастика всегда была в чести у отечественных читателей и писателей. Советская традиция фантастических романов и рассказов находилась на достаточно высоком творческом уровне, чего и в помине не было в случае с кинематографом.

Позволю себе предположить, что отставание, а в последние годы и фактический развал нашего кино в определенной мере связаны именно с пренебрежением к жанрам вообще и к фантастике в частности. Тем более, что с момента выхода этапных фильмов "2001 год: Космическая одиссея" Стенли Кубрика, "Звездные войны" Джорджа Лукаса, "Е.Т., Инопланетянин" Стивена Спилберга мировой кинематограф вступил в новую фазу своего технического и культурного развития. И как бы мы ни относились к этому перелому в существовании десятой музы, нельзя не учитывать свершившееся "перевооружение" и пребывать будто в каменном веке, когда все остальные устремились в космическое будущее (вспомним сцену из пролога "Космической одиссеи"). Это - тупиковая ситуация.

Знаменательно, что в 1969 году, когда картина Кубрика была показана в конкурсе Московского кинофестиваля, она получила... лишь диплом технического жюри. Двумя годами раньше экранизация "Туманности Андромеды" не продвинулась дальше первой части романа Ивана Ефремова из-за большого перерасхода средств. Потом у нас пожалели денег на приобретение лент Лукаса и Спилберга для официального проката в СССР... Чего же теперь изумляться, что у отечественных зрителей и режиссеров нет вкуса к кинофантастике. Не привили-с!

Журнал "Если".

Темы: Кино
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
© KM.RU, Александра Воздвиженская
Мошенники выманили у россиянки 444 тысячи рублей через мессенджер MAX
О блокировке звонков через мессенджеры и ее политическом измерении
Олег Царев: Молчание Путина и Трампа — не случайность, а осознанная пауза
Владимир Путин и Дональд Трамп
«Сделки нет, но мы добились прогресса»: как оценивать итоги саммита на Аляске?
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
На RAW Fest нашли русский аналог еврейскому аду
Военная присяга для Председателя Думы - обязательна или нет?
Операция освобождения
«Ни НАТО, ни США не дадут России гарантий безопасности просто потому, что возмущение России им ничем не грозит»
Владимир Селиванов высказал всю правду на концерте в Москве
«Иногда складывается впечатление, что мир действительно забыл заваленные трупами овраги Бабьего Яра, чадящие трубы Освенцима - и Нюрнбергский трибунал»
Трансформация финансовых рынков в условиях цифровизации: новые вызовы и возможности
Рывок «Талибана»: вперед, на север, за газом и невестами
Эпидемия feat. Андрей Князев и Ростислав Колпаков «Наваждение» (интернет-сингл)
«Та роль Донбасса, которую он сегодня играет для России, российской цивилизации в целом, концептуально объяснима»
Армия не царская, но кормят не хуже ресторана: как изменилось питание российских военнослужащих
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.