За 30 баксов

03:01 9.01.2000

Слово «баксы» слышится теперь со всех сторон. Но если спросить тех, кто его употребляет, хотя бы о приблизительном значении - вряд ли кто толково сможет объяснить: почему же американцы называют доллары «баксами»?

«Баксы»

Слово "баксы" слышится теперь со всех сторон. Но если спросить тех, кто его употребляет, хотя бы о приблизительном значении - вряд ли кто толково сможет объяснить: почему же американцы называют доллары "баксами"?

Время от времени раздаются и зычные голоса профессиональных патриотов по поводу того, что "продали всю Россию". Вообще-то ее мало кто стремится покупать. Используют по мелочам то, что действительно дешево.

Например, стало выгодно на российской натуре снимать американское кино - про шпионов, полицейских, вампиров и прочую нечисть. Правда, киногиганты Голливуда все еще осторожничают и не суются на наш рынок, больше похожий на барахолку, где можно поживиться предприимчивым старьевщикам. Среди крупных "инди" (презрительная кличка расшифровывается просто - это сокращение английского слова independent, "независимый"), осознавших преимущества съемок в России почти за бесценок - бывший израильтянин Менахем Голан, не постеснявшийся снять Чикаго конца 20-х в Москве начала 90-х ("Убить Голландца", "Безумный пес Колл"). А Пол Масланский, польский еврей по происхождению, несмотря на то, что сотрудничает с "мейджорами" в лице МГМ и "Уорнер Бразерс", все же остается вольным продюсером. Его первый российский киноопыт, приведший к созданию шпионской мелодрамы «Русский дом», еще заслуживает одобрительных слов. Но седьмая серия популярной "идиотской комедии" (есть такой жанр в Америке) "Полицейская академия" (весь цикл принес Масланскому огромные прибыли во всем мире) с претенциозным подзаголовком "Миссия в Москве" (американцы-то должны помнить, что в годы войны, сразу после знаменитой "Касабланки", Майкл Кёртиц снял фильм "Миссия в Москву" о Джозефе Дэвисе, подлинном после США в СССР), провалилась с треском в американском прокате.

А ее выпустили на экраны российских кинотеатров, так же, как и еще один "глупый шедевр" (на этот раз в жанре боевика) - "Максимальное ускорение" (по другим переводам - "Скорость падения") Дерана Сарафяна, воспылавшего вдруг любовью к московской натуре. После съемок "Назад в СССР" в 1990 году, следуя песенному девизу "Битлз", он вернулся, правда, уже в Россию, чтобы снять в 1994 году всего одну, совершенно бесполезную для фильма, сцену с участием русских актеров и безмолвной массовки.

И в седьмой серии "Полицейской академии", и в "Максимальном ускорении" удивляет отнюдь не то, что русские пусть и не представлены, как раньше, злобными созданиями, хотя и выглядят словно марионетки с беспомощными жестами, заискивающие перед американцами, будто дореволюционные половые, выпрашивающие на чай у посетителей трактира. Поражает неразборчивость отечественных кинематографистов, оказывающих услуги заокеанским партнерам. Поначалу от поддержки кинопроекта "Миссия в Москве" они вроде бы отказались, возмущенные низким уровнем сценария, но в результате все-таки согласились, видимо, памятуя об успешной работе с Полом Масланским над "Русским домом". Чуда не произошло! Нельзя из дерьма сделать конфетку - и в США седьмую серию "Полицейской академии" долго не выпускали на большой экран, уступив первенство Европе (так происходит всегда в тех случаях, когда американцы недовольны готовым фильмом). Они стесняются неудач и подчас безжалостно разделываются с картиной, не оправдавшей ожиданий.

Можно вспомнить, что французы оказались еще более совестливыми , увидев отснятый материал седьмой (проклятое число!) серии "Эмманюэль", наспех состряпанной в Москве в первые годы перестройки. Они забраковали эту ленту с голыми советскими девицами - но тем не менее по-галльски остроумно вышли из щекотливого положения, выпустив язвительную документальную картину "Секс и перестройка" о нравах в СССР, использовав и эпизоды из несостоявшейся "Эмманюэль 7".

А "Максимальному ускорению" один дурацкий (иначе не скажешь) московский эпизод с вручением орденов не навредил - фильм собрал в США почти 16 миллионов долларов. Но нам-то должно быть стыдно за уже покойную Майю Булгакову, здравствующих хороших актеров Юрия Назарова, Евгения Шутова, которые не могли не осознавать, что участвуют в абсолютно неправдоподобном фарсе. Однако в седьмой серии "Полицейской академии" есть сцена похлеще - шутовской Ельцин разговаривает по телефону, сидя в ванне, заполненной мыльной пеной. Это куда хуже всех "мыльных опер", вместе взятых! И никто не обижается за державу и президента, не подает в суд за оскорбление его достоинства.

Кстати, в титрах "Максимального ускорения" можно углядеть фамилию Леонида Верещагина, организатора съемок в России, к сожалению, однофамильца знаменитого героя из «Белого солнца пустыни», сказавшего ныне крылатую фразу: "За державу обидно!". А в сотрудничестве с американцами и над "Максимальным ускорением", и над "Миссией в Москве" замешаны ни кто иные, как представители фирмы "ТриТэ", идейный вдохновитель которой - режиссер и актер Никита Михалков, он же - глава Российского фонда культуры - и в своих работах (например, в «Урге»), и в публичных выступлениях клеймит позором американское кино, сражается против "рэмбоманиии" и "тарантиномании". Для ничего не знающих о Квентине Тарантино, лауреате Каннского фестиваля 1994 года, сообщим, что именно он обидел Никиту Михалкова и всю Россию, посмев получить главный приз "Золотая пальмовая ветвь". Хотя в рекламных проспектах, которые были изданы к премьере «Утомленных солнцем» в России, удостоенный тоже престижного Большого приза жюри наш режиссер или его сотрудники из "ТриТэ" продолжали уверять, что фильм имеет Гран-при, и даже в одном из предложений назвали эту премию главной.

Разве не должно быть больно Никите Михалкову не за себя, а за так любимых и превозносимых им российских актеров, неизвестных на Западе, которые снимаются за "баксы" в полной белиберде и в отличие от участия в отечественной дребедени (ее тоже хватает с излишком), пропадающей в никуда, уж точно рискуют быть замеченными в жалком виде на экранах кинотеатров, в крайнем случае - на видеокассетах. Прекрасный мастер Николай Пастухов, когда-то снимавшийся и у Михалкова, и у его брата, был чересчур суетлив и угодлив еще в роли отца Кати Орловой в "Русском доме", но в седьмой серии "Полицейской академии" он играет хуже любого, кто случайно мог попасть в массовку. Потому что играть ему просто нечего - вот и вынужден замечательный актер всплескивать руками и вести себя как в немом кино, старательно отрабатывая валютный гонорар.

Исполнители - люди зависимые. Хотя съемка в рекламе (еще одно модное поветрие среди российских актеров) - более честное дело, чем продажа таланта за доллары в откровенной кинохалтуре. А вот наши независимые кинопродюсеры и пекущиеся о русской духовности режиссеры... Странно только, что в природе "скорость падения" остается величиной неизменной, даже у самой земли.

Статья под другим названием и с некоторыми купюрами была опубликована в газете "Известия" в 1995 году, но и ныне представляется мне по-прежнему актуальной.

Темы: Кино
Комментарии читателей
]]>
]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.