]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Музыка
Главная → Музыка
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
    • Авансцена
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Анонсы
    • Концерты
    • МузОбзор
    • Интервью
    • Клипы
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

"СЕДЬМАЯ ВОДА" - ВЫХОД ИЗ БЕРЕГОВ

04:57 14.12.1999

"Только давай не будем о "Колокольчике",- просил меня Дмитрий Соколов,- Мы стали его заложниками. Лицо группы эта вещь совершенно не отражает". Ну что же, так и напишем: романс Б.Юрьева "Колокольчик" лицом группы "Седьмая вода" из приволжского города Рыбинска не является (однако лучшего исполнения слышать не приходилось). Ответить на вопрос, кто/что этим лицом является, весьма трудно. "Седьмая Вода" - явление разноплановое и неординарное - не принимает форму сосуда, в который ее порой пытаются впихнуть (но об этом позже). Несомненный композиторский талант Дмитрия, красивый и выразительный, необыкновенно свежий и чистый голос солистки группы Марины (Диминой жены и матери очаровательных Василисы и Луки), одаренность других участников группы - увы, этого маловато для понимания того, как в репертуаре уживаются народные песни и композиции на стихи поэтов отнюдь не почвенного толка. Почему все эти сопилки, гусли, кобзы звучат не архаично, не аутентично, и не как в монструозном образовании под диким названием "Академический народный оркестр", а... нет, "современно" не то слово. Сами музыканты называют свой стиль пост-фолком. И пожалуй, это ближе всего.

Наверное, группа с таким названием и такими мелодичными песнями могла появиться только в небольшом старом городе на берегу красивой реки. Наверное, поэтому и получается так, что немногие группу видели (да и то не столько на редких столичных концертах и выступлениях в других городах России - дальнее зарубежье трогать не будем - сколько в двух-трех телесюжетах), зато многие слышали. В этом "Седьмой Воде" повезло - композиции группы довольно часто звучат по Радио России, внесены в план вещания некоторых коммерческих станций, участвуют в фолк-хит-парадах (заметим: в коих лидируют!) Но недостаток информации рождает легенды: трогательные - о том, что зимой на концертах группы летают бабочки (однажды действительно такое произошло); гнусные - о якобы националистическом уклоне музыкантов (что абсолютно безосновательно).

В чем магия творчества - только ли в ярких мелодиях, профессионализме музыкантов? Как в их репертуаре уживаются народные песни и романсы Вертинского, иеромонах отец Роман и Башлачев?.. С Дмитрием Соколовым я беседовал неоднократно - в студии после окончания работы над CD "Избранное", в московских театрах и клубах после неизменно великолепного приема группы (и это еще одно удивительное свойство "Седьмой Воды" - ставить на уши любую аудиторию). Что из этого получилось - судить вам...

-"Цель поэзии - поэзия",- как сказал Дельвиг, если не украл это у кого-то. И тем не менее, какова цель у "Седьмой Воды"?

-Если точно знаешь свою цель, то рано или поздно становится скучно. Ты добъешься своего и станет не для чего жить... Но если в двух словах, наша цель нести светлое созидательное начало. Довольно банально, но это так; глупо ведь тыкать пальцем:"Вот это плохо, разрушительно..." Просто надо делать то, что по-твоему хорошо.

-То есть конкретная цель, концепция творчества никогда не формулировалась? Но ведь у группы есть свое лицо, ее никак нельзя спутать с кем-то еще. Каков ваш подход к мелодике, к инструментам?

-Когда группа только появилась, мы намеренно пытались реабилитировать русскую народную культуру. Ты ведь помнишь сам, какая в те годы была ситуация: академические "русские" народные хоры, надуманные "фольклорные праздники" для галочки - все это было искусственным и потому раздражало. А нам хотелось создать специфический такой фолк-рок, соединяющий народную гармонию с городским, роковым подходом. Чтобы внутренний драйв был! Но оказалось, что ничего смешивать уже не нужно! Оно в таком виде уже не одну сотню лет существует; русский фольклор обладает потрясающей внутренней энергией - так зачем же, например, существующий ритм еще и барабанами акцентировать? Мы полюбили народные инструменты, сжились с ними и уже не представляем своей музыки без них.

-Но ведь городская культура на роке не замыкается. Я слышал почти всё, что сделано и записано группой, но никакого рока там не обнаружил. Ты, собственно, что имеешь в виду?

-Возможно, мы неверно трактуем рок, но для нас это в первую очередь внутренняя свобода. Подобного нет ни на эстраде, ни в поп-музыке, где имидж идет впереди личности. В роке же есть некий момент искренности, честности; быть может, поэтому он так и размахнулся в 60-е.

-То есть рок как образ жизни. Форма удобная, но, прости, набившая оскомину. Так можно определить практически любой вид искусства.

-Но тогда придется сказать, что "русского рока" нет и он вообще невозможен как таковой. Рок-н-ролл по форме все-таки музыка черных, а у жителей средней полосы темперамент и менталитет несколько иные. Недаром сейчас так модна кельтско-ирландская музыка, по большому счету к рок-н-роллу отношения не имеющая. Но в этом свой кайф! От того, что процесс идет, есть внутреннее движение. Я рос на "ТНЕ ВЕАТLES" и "ROLLING STONES". И 70-е, когда я в школе учился, никто не пел на русском языке, это считалось подлостью, предательством идей; а когда мне было 25, рок-музыкант не смел взять в руки балалайку. Табу! Сегодня же нас, да и других, использующих народные инструменты, слушают даже те, кто считает себя "крутыми рокерами". И им нравится. Дело не только в моде. Просто люди изменились, стали смотреть шире. А в результате постепенно появляется настоящая современная русская музыка, которая и любима, и имеет шанс стать конкурентоспособной.

-"Седьмая Вода" использует в основном народные инструменты, но звучат они зачастую не традиционно. Мне очень не хочется подходить к вашей музыке с некоей шовинистической точки зрения (хотя, я знаю, есть попытки прилепить вам тот или иной ярлык). Но представь себе, что появляется некто дотошный и выражает свое глубокое сомнение по поводу "русскости" того, что вы делаете: где же восстановление утерянных инструментов и фольклорные экспедиции?! И творчество группы вдруг окажется очередным лубком...

-А мы и не собирались восстанавливать аутентичное звучание. И на звание национальной группы не претендовали. И вообще, русская культура - явление синтетическое, многое в себя вобравшее. Достаточно покопаться в истории тех же музыкальных инструментов. Многие пришли "со стороны". Но есть совершенно особое ментальное пространство, свой темперамент. В конце концов, в искусстве XVIII-XIX вв. не так уж много стремления к лаптям, но есть некая "внутренняя русскость" - и это нам ближе. Мы и на сцене не рядимся в народные костюмы, не кичимся гуслями-балалайками. Просто нам нравятся вибрации, вызываемые их звучанием.

-То есть если бы звуки ситара вызывали бы у тебя подобное состояние, ты бы ввел его в свой состав?

-Вполне возможно, но играл бы на нем не как индус. Я не могу и не хочу переделывать себя... Кстати, когда есть необходимость, мы и электричество используем. Альбом детских песен "Дочки В Бочке" был записан с использованием только синтезатора (который сейчас мы иногда и на сцене используем).

-Как, без Мити Кузнецова?

-Митя работал в группе с самого начала, был постоянным участником, к тому же весьма колоритным со своей контрабас-балалайкой, деревянными духовыми и бэк-вокалом. Но у него появились собственные творческие идеи, свой проект "Сказ Времиря"... Короче, ушел человек своим делом заниматься. Вакуум надо было восполнять, а попутно и поэкспериментировать со звуком не грех. Сейчас мы снова вместе - в золотом составе, можно сказать...

-Но поговорим о стихах. В репертуаре группы очень разные авторы.

-Я люблю стихи, хотя сам писать их не умею; читая, одновременно подбираю что-то для себя и группы. - Да, стихи любим, но сами писать не умеем. А поэты попадаются очень разные. Есть песни на стихи Иртеньева и Степанцова. Но чаще звучат Блок, Тютчев, иеромонах отец Роман. Мы стараемся быть предельно честными, используем только то, что действительно нравится, соответствует нашим эмоциям. Когда чувствуем, что можно выйти на сцену и - пусть не своими словами - передать наши эмоции. Иногда это может быть какой-то жуткий панк...

-Это когда вы в тельняшках пели "Лизоблюды" и "Быдло"?

-Ну-у, это давно было! В конце 80-х нам (да и не тоьлко нам) надо было разрушить в себе наиболее устойчивые совковые комплексы, выкричаться. Но теперь время строить. Создавать не плакаты на один день, а нечто более долговечное. Мир ведь не бунт спасет, а любовь и прощение. Доброты и любви хотят все - поэтому и нас чаще тянет к лирике. Для нас очень важен религиозный момент - не ортодоксальный; поэтому Есенин с его крестьянским взглядом нам очень близок. Недавно вот открыли для себя заново известного поэта-текстовика Сергея Патрушева - у него есть потрясающие лирические, духовные вещи!

-А какая область религиозных знаний тебе ближе?

-Наверное, эзотерическое христианство.

-Ты идешь на грани язычества...

-Но надеюсь, что не сорвусь с нее.

-Дебютный компакт-диск группы называется "Избранное". Я понимаю, что за годы работы материал накоплен изрядный, выбирать есть из чего, но кому-то это название может показаться излишне пафосным.

-Мы действительно хотели включить на дебютный CD лучшее из созданного; для этого все композиции были заново саранжированы и записаны в хорошей цифровой студии. Основой работы стал альбом "Глиняная Родина" - первый наш цикл песен с некоей общей идеей, результат поисков внутреннего равновесия в группе. То, что было до этого - просто сборники композиций разных периодов, с разным звучанием, настроением, энергетикой. Кстати, по "Глиняной Родине" был снят видеофильм, занявший второе место на нижегородском фестивале (в рамках СНГ) музыкальных и развлекательных программ...

-Для компакта записаны ваши версии "Бала Господня" А. Вертинского и "Грибоедовского вальса" А. Башлачева. Последний благодаря этому утратил некую культово-параноидальную суицидальность, превратившись в красивую и грустную почти народную песню. Наверняка у многих это вызовет недоумение, а у многих поклонников Саш-Баша даже агрессию.

-Я прекрасно понимаю это, но записать эти песни очень хотелось. Когда я прочитал "Грибоедовский вальс", стихи просто потрясли меня. Несколько лет я не решался написать к ним свою музыку. То, что получилось - судить слушателям. Но если те, кто считают себя поклонниками Башлачева будут очень уж недовольны, пусть подумают, действительно ли они любят и понимают его творчество... Правда, каюсь, есть один грех - в песне мы изменили одну строчку: вместо "так и щупал бы баб до сих пор" сделали "так и жил бы, как жил до сих пор". В исполнении Марины, с ее подачей, эта строка прозвучала бы очень неорганично. И думаю, сам Башлачев простил бы нам такую вольность. Быть может, высшее предназначение, истинная народность песни в том, что она может жить в разных трактовках, у разных исполнителей, в разное время. Это касается и Вертинского, песни которого могут звучать в его салонно-эстетском исполнении и просто как городской романс. Великолепно, когда песня начинает жить отдельной от автора жизнью, когда песню на кухне поют, во дворе или в студенческом общежитии. Так что абсолютно нормально, когда исполнитель что-то немного меняет не в ущерб общему содержанию.

-"Седьмую Воду" слушают люди очень разные - как по возрасту, социальному положению, так и по музыкальным пристрастиям. Открой секрет, как вам это удается? Ты вообще представляешь, кто ваш слушатель, чувствуешь обратную связь?
-Как это удается - честное слово, не знаю! Мы своего слушателя как-то специально не вычисляли и не просчитывали. Когда-то фольклорная тусовка нас однозначно не принимала, бардовская тоже не очень; рокеры оставались единственной отдушиной. Но сегодня я бы не рискнул определить нашего "среднестатистического фана". Да это и не нужно музыканту, это вообще не его дело. Музыкант должен просто честно делать свое дело и продавать умение, не продавая душу...

Дмитрий УРЮПИН

(АРРЕNDIХ)

...Трудно избежать соблазна привести мнения людей хороших и разных о творчестве группы, которую сам нежно любишь. В конце концов, это лишнее подтверждение того, что ты далеко не одинок в своих пристрастиях...

Сергей ГУРЬЕВ: "Группа переворачивает порочные представления о русской песне как о замшелом жанре, неспособном внести свежую струю в современный музыкальный процесс."

Татьяна ВИЗБОР (dj. "Радио России"): "Впервые я увидела эту группу на вестивале в Пущино. Рыбинцы были выше всяких похвал, они ломали ортодоксальное представление об авторской песне!"

Сергей БАБЕНКО (музыкальный фотограф): "На первом же их концерте в Москве я почувствовал, как надо мною светлеет небо...".

Андрей ГОРОХОВ (лидер гр. "АДО"): "Однажды мы выступали на одной сцене с "Водой". Я был счастлив - для меня это честь".

Андрей КНЫШЕВ: "Знакомство с "Седьмой Водой" стало для меня настоящим культурным шоком. Я даже прослезился... Похоже, что сами музыканты даже не понимают, насколько великолепно то, что они делают.."

Огромное спасибо за помощь в подготовке материала Александру Кузнецову и Дмитрию Урюпину.

Темы: Журнал "МузОН"
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Штрафы за VPN и поиск экстремистских материалов: разбор закона и мнения экспертов
80 лет с начала работы Потсдамской конференции: зачем рушат итоги Потсдама?
© МЧС Республики Казахстан
Азербайджан подаст в суд на Россию из-за крушения самолета AZAL
Путин: Россия утратит суверенитет, если будет все покупать за нефть и газ
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
QuetzalQoatl «Mictlan»
«Моральный кодекс» дал весенний концерт в Москве в расширенном составе
«Президентские выборы в Белоруссии продемонстрировали нечто запредельное – голосование при введенных в столицу армейских частях»
LASCALA «All Inclusive»
Как либеральная оптимизация привела к тяжелому положению в медицине России на фоне коронавируса?
«Действия Турции показывают, что она перестает быть не только партнером, но даже попутчиком России»
Зимняя Олимпиада-72 в Саппоро - сборная СССР вне конкуренции
Хуго-Уго «Мотороллер»
Расширьте пространство дома с помощью нескольких махинаций. Советы экспертов
Antivirus «Восстановите человечество»
Скворцы Степанова feat. Бригадный Подряд «Саня» (интернет-сингл)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.