U2 в «Лужниках»: космос, Шевчук и «Жил-был пес»

Начиная с декабря 2009 года, фраза «самый долгожданный концерт года» стала почти привычной.
Для каждого из пришедших 25 августа на Большую спортивную арену «Лужников» это ожидание было окрашено собственными красками. Кто-то действительно ждал живого концерта U2 с самой юности многие и многие десятилетия, и надежда на приезд кумиров в Россию таяла, но оставалась мечтой. А для кого-то приезд Боно в Москву стал поводом вспомнить прошлое – может, и не такое далекое. С тех пор прошло-то всего 10-15 лет. Беззаботная школьная юность, легкий треп с подружкой, у которой фоном из динамиков музыкального центра доносится голос Боно... И пусть ты слушаешь более легкую музыку, но U2 и их альбомы «Boy» и «War» западут в душу и пройдут по жизни, оставляя легкий след. И, может быть, идя на московский концерт U2, где-то в глубине души надеешься встретиться с тем самым прошлым, «когда деревья были большими»... Да, у каждого были свои ожидания.
Любопытен тот факт, что чем ближе был концерт U2, тем яростнее было разделение общества на тех, кто «пойдет на U2», и тех, кто «не пойдет». Причем первые чаще скромно молчали и ждали, а вот вторые считали своим долгом четко обозначить свою позицию, объяснив, почему именно они не пойдут. Причины, правда, эти сводились к банальным заявлениям типа «скучная группа». Но есть предположение, что это – не что иное, как детская обида из серии «бууу, меня не позвали». Но теперь в своем неприятии эти «противники» будут тверды до конца.
Как бы то ни было, а в Москву приехал праздник. Праздничное, радостное настроение начало ощущаться еще на подъезде к «Лужникам». Лица людей прямо светятся ожиданием. Но реалии этого мира таковы, что баланс «хорошо-плохо» соблюсти надо. Из-за концерта закрыли переход в метро, изменили маршруты некоторого наземного транспорта. Разумеется, тем жителям и гостям мегаполиса, которые «не связаны» самым ярким событием лета-2010, все эти изменения не могли понравиться и тем более поднять настроение после обычного рабочего дня. А радоваться за «соседа» люди редко умеют.
Но вот уже площадка. От самого метро и до своего места в танцполе или на трибуне ты – среди «своих», пусть даже на один-единственный вечер. Идеология братской любви между совсем разными людьми – один из месседжей U2. Зайдя уже на площадку, ты на мгновенье задерживаешь дыхание, и при виде знаменитой сценической конструкции, о которой ты так долго слышал и видел лишь на мимолетных интернет-фото, вырывается восхищенное «Ух!». И почти сразу зрителю дают возможность оценить свойства столь необычной сцены. Выступает разогрев. Поддержать Боно и Ко в Москву приехали соотечественники U2 – команда Snow Patrol. Это – именно тот разогрев, который можно назвать «идеальным» Их мягкий певучий рок очень схож с героями вечера. А потому публика принимает ребят благожелательно, не требуя, как обычно, отправить саппорт по всем известному адресу. Наоборот, зрители совершенно искренне поддерживают музыкантов аплодисментами. А те, в свою очередь, отвечают ответными любезностями. Обычные фразы о том, как группе приятно приехать в Москву, звучат вполне искренне и тепло. Ближе к концу своего сета вокалист группы Гэри Лайтбоди начал играть словами, обращаясь к зрителям и упоминая группу U2. Получался довольно забавный эффект.
Вынужденный перерыв, необходимый для перестройки сцены, длился просто неимоверно долго. Публика с трибун от скуки начала устраивать «волны». Надо сказать, на полном стадионе выглядит это синхронное вскидывание рук потрибунно впечатляюще. Не остались в стороне даже гламурные президентские места. Но любое ожидание заканчивается. Круглый экран над сценой показывает, как музыканты U2 подходят к площадке. Зал взрывается аплодисментами. И сразу звучит «Return Of The Stingray Guitar». Начавшийся во время перерыва дождь постепенно усиливается, и в полную силу заряжает прямо под следующий трек «Beautiful Day». И правда, замечательное приветствие. И никакой дождь не страшен ни зрителям, ни тем более музыкантам. Боно протягивает дождю раскрытые ладони: может быть, дождь – это то, что заказывал Боно к своему концерту... А на больших экранах крупные планы музыкантов под потоками воды выглядят как-то нереально. Все впечатление портит только звук. Поначалу различить вокал Боно было несколько проблематично. Но через 4-5 треков звукачи все-таки сумели вырулить звучание инструментов и вокала на приемлемый уровень, и об этой проблеме крупных площадок можно было забыть. Теперь – о волшебстве, волшебстве U2.
Замечательная сцена, о которой все столько говорили, оказалась гораздо «круче», чем можно себе представить. Ее двигающиеся мосты, которые соединяли основную площадку с внешним кругом сцены, позволяли музыкантам находиться так, чтобы был максимальный обзор для всех. Экраны тут лишь усиливают общее визуальное впечатление. Интересна и работа светотехников группы: по мере того, как на город опускалась ночь, задействовалось все больше и больше разных световых эффектов. Временами шпиль башни, которая венчает всю сценическую конструкцию, напоминал большой маяк, освещающий морякам путь. А иногда все это монструозное сооружение виделось большим космическим кораблем. На «City Of Blinding Lights» сцена зажглась миллионами огней, превратившись в радужный танцпол. И в те моменты, когда «играла» сцена, было очень сложно решить, куда же все-таки обратить свой взгляд – то ли на музыкантов, то ли на то, как свет включается в шоу.
Отдельными «номерами» идут песни, перед которыми Боно говорит. На экранах в это время бегущей строкой дается перевод текста. Иногда, как это бывает почему-то у нас, перевод не соответствует тем речам, которые произносит музыкант. Что-то замалчивается, что-то просто меняется. Но начало было более или менее приемлемым. Перед «I Still Haven't Found What I'm Looking For» монолог Боно начался с того, что он понял, почему U2 еще ни разу не приезжали в Москву – они просто могли отсюда не вернуться. «Слишком весело тут. Мы отлично провели время. Спасибо за терпение», – говорил Боно со сцены. Но далее для многих слова лидера U2 были некоторым шоком: он отдельно отметил Юрия Шевчука. «Замечательный певец, он сегодня здесь» – сказал Боно. Отдельно были отмечены и визит накануне концерта в Сочи на встречу с президентом РФ Дмитрием Медведевым, и Михаил Горбачев, который, по словам Боно, является для него героем. Не обошел музыкант и своих коллег, рассказав вкратце, кто как провел время. Так, например, выяснилось, что Эдж побывал в гостях у космонавтов. Видимо, поэтому к «In A Little While» видеоряд показывал космос, космонавтов и орбитальную станцию.
Песню «Walk On» U2 отдельно посвятили правозащитнице небольшого государства в Юго-Восточной Азии Мьянмы (или, иначе, Бирмы). Эту женщину – Аунг Сан Суу Кий - Боно назвал «Нельсоном Манделой нашего времени». А перед «Walk On» прозвучала короткая ирландская колыбельная, во время которой на экранах титрами шли выдержки из закона о правах человека. Во время же самой композиции «Walk On» концертные кадры перемежалась с хроникой, посвященной лидеру национального демократического движения Бирмы и лауреатке Нобелевской премии мира Аунг Кий.
Но для России и Москвы настоящим подарком и гвоздем программы стало совместное выступление U2 и Юрия Шевчука. Музыканты исполнили кавер-версию песни Боба Дилана «Knockin' On Heaven's Door», причем Юрий Юлианович пел на русском языке. Пусть и не идеальный дуэт, но звучал он очень мощно и вместе с тем трогательно. Предваряя ее, Боно отметил тяжелую экологическую ситуацию, с которой столкнулась в этом году Россия, и принес соболезнования всем, кто потерял этим летом близких и родных.
Разумеется, не обошлось без грозной «One», которая говорит, что изменить мир можно будет только тогда, когда все люди будут действовать как ОДИН человек. Именно это символизировал своеобразный «млечный путь», созданный светом мобильных устройств у публики. К этой песне дополнительные слова не нужны:
One love
One blood
One life
Love is a temple
Love a higher law
Love is a temple
Love the higher law
И, конечно, прозвучала наиболее известная баллада U2 «With Or Without You».
Концерт, без преувеличения, можно назвать самым лучшим стадионным выступлением за последние несколько лет. Получился действительно самый настоящий праздник, который вместе с тем заставляет задуматься над общим стилем жизни, да и самой жизнью. Кое-кто назвал творчество и деятельность U2 «грандиозным нае..ловом». Таких людей можно лишь пожалеть… а может, порадоваться за них, потому что им не пришлось жить в стране, где терроризм, убийства и война идут рука об руку, постоянно гибнут люди на глазах, и эта война идет уже очень и очень давно. Может быть, поэтому слова Боно не звучат со сцены как проповедь или пафос. Это – констатация факта, изнанка жизни, той жизни, которая известна этой группе не понаслышке. И именно поэтому ему веришь, и слова благодарности за лекарства от СПИДа, которые получат дети на деньги с билетов, проданных в «красную» фан-зону, воспринимаются открытым сердцем, и не возникнет у нормального человека желания поязвить насчет благотворительности Боно. Он делает то, что может, и призывает к этому всех нас.
Так закончился этот эпохальный концерт. Возможно, U2 приедут в Россию снова, а, быть может, это был первый и последний концерт этих ирландцев. Те, кто там был, будут помнить о нем всегда.
А под занавес, пока постепенно выпускали огромный стадион, заполненный процентов на 80, некоторым зрителям включили в качестве развлечения мультфильм «Жил-был пес» с английскими субтитрами. Стоит ли говорить, что английский вариант фраз «Щас спою» или «Ну, ты, это, приходи, если что» вызвал почти повальный смех до слез, оставив ощущение некоторой нереальности происходящего.
Наталья Ступникова
Фото – Константин Мошков
Комментарии читателей Оставить комментарий