Otto Dix «Чудные дни»

18:19 10.03.2011

Исполнитель: Otto Dix
Название:«Чудные дни»
Стиль: Darkwave
Год: 2010

Для любого музыкального коллектива семь лет на сцене — это серьезная заявка. Обычно к этому сценическому возрасту музыканты уже достигают определенного уровня мастерства и, чаще всего, на этом и останавливаются. Но некоторые музыканты, исполнители стараются не стоять на месте и идти дальше, оттачивая свое мастерство.

Пятый студийный альбом питерской группы Otto Dix «Чудные дни» как бы подводит некий промежуточный итог, отметив тем самым этот своеобразный рубикон. Если кто-то, незнакомый с творчеством коллектива, поведется на название пластинки, ожидая услышать там что-то бессмысленно радостное, то его ждет жесткое разочарование. В случае Otto Dix название альбома так и хочется произнести с ударением на второй слог и повторить вслед за кэрролловской Алисой: «Всё чудесатее и чудесатее!» Нарисованные в «Чудных днях» музыкальные картины чем-то похожи на работы Сальвадора Дали — тут свой собственный мир, который населяют причудливые существа. Частично это техногенный мир машин, частично — мир чувств и эмоций. Да и как тут не вспомнить один из самых жутких альбомов «Агаты Кристи» «Чудеса»?

Лирика Михаэля Драу при всей ее, казалось бы, прозрачности не поддается однозначной трактовке. Вслушиваясь или вчитываясь в слова песен, каждый увидит в них что-то свое – как говорится, в меру своей испорченности. В этом тоже можно найти сходство с сюрреализмом Дали. Сам автор довольно охотно рассказывает о том, что заложено в композициях, но это не отменяет работу собственной фантазии. Дополняет и зачастую усиливает эффект слов Драу музыкальное обрамление, созданное неизменным композитором и клавишником Otto Dix Мари Слипом. Чего только стоит электроскрипка Петра Ворона, которая то заливается прог-металлическими соло, то подбавляет трешу и угару, а то просто звучит камерно и прозрачно – как ей и подобает.

Первые три композиции «Чудных дней» - «Те, кто будет после», «Чудные дни» и «Машина» - как раз относятся к «машинной» лирике Драу. По сути, их можно объединить в некий отдельный блок, ибо одна песня перетекает в другую, развивая некий сюжет власти машин на Земле с его логическим концом — полным порабощением человека машиной (или обращением его в машину). Эти механические создания «сильны и долговечны, прекрасны, безупречны», они легко и прочно могут войти в жизнь человека, особенно человека, разочаровавшегося в мире, ведь в итоге: «Нет мучительных дилемм / И сотни проблем / Программа решит». Но действительно ли «для людей настали чудные дни» или же это «ужас пророка»... Будто ответом на эти вопросы звучит почти пророческая и маршеобразная «Машина»: «В больших городах не место мечтам, / Бороться с машиной ты вынужден сам. / Никто не поможет, и если ты слаб, / То встань на колени, безропотный раб!» При этом Драу отмечает в своем интервью: «Машина – это совершенное существо. Злой машина быть не может, но злым может быть человек, который нажимает на кнопку или программирует этого робота. Сама по себе машина безгрешна и идеальна». Таким образом, автор отдает решение дилеммы на суд слушателя.

Также, условно, в отдельный «песенный» блок можно выделить следующие композиции: «Железный прут», «Мужчина, который не пишет прозу», «Стеклянные цветы», «Икар», «Зверь» и «Раздетые». Эти песни способствуют почти безграничному полету фантазии, ведь трактовка нарисованных в этих песнях образов может быть наиболее многогранной. Так, Железный прут можно представить и как отказ общества от чужака, и как человеческую совесть, а наиболее примитивные умы вообще склонны свести все к особенностям сексуальных отношений. О ком идет речь в «Мужчине...»? Может, о маркизе де Саде, а может, о греческом Нарциссе, который не видит ничего и никого, кроме себя, убивая тем самым Эхо... А может быть, речь вообще идет о каком-нибудь поэте (типа Федора Тютчева), который, будучи прекрасным лириком, отнюдь не спешил реализовывать себя в прозаических опытах? Или кто такой этот «черный латексный Зверь с ярко-красной огненной пастью»... Именно фантазия слушателя дорисует сюжетную линию каждой картины. Легкий налет эротизма, вообще присущий лирике Драу, еще больше может запутать поверхностного слушателя, который с легкостью сведет все до пошлых постельных сцен.

Особняком в альбоме идут остальные пять песен. Четвертый по счету трек пластинки - «Скорость». Она таинственным образом пересекается с композицией московской группы MORDOR «Форсаж». И тот, и другой треки с легкостью могут стать байкерскими гимнами. Но если у MORDOR песня более агрессивная и больше подходит тем самым нелегальным городским гонкам, которым посвящена одноименная кинофраншиза, то у Otto Dix это песня одинокого всадника, байкера: «Вперёд, лишь вперёд, я живу слишком быстро. / Чтоб крови вскипеть, достаточно искры. / Лишь скорость и ветер в лицо - мои боги. / Мне чёрт не указ, я – воин дороги!» В принципе, песня может стать и неким «гимном» по жизни, если слушатель либо пока еще не перерос юношеский максимализм, либо такой же бесшабашный герой, как байкер Вез из фильма «Безумный Макс — 2», который и вдохновил Михаэля Драу на создание «Скорости».

Настоящая жемчужина «Чудных дней», как ей и положено, спрятана в самой середине альбома. Это – песня «Маленький принц». Она ценна не только и не столько своей отсылкой к нетленному произведению Сент-Экзюпери, сколько очень тонким сочетанием текста и музыки. Композиция начинается с нежного фортепианного пассажа, который, как прибой, затихает где-то вдали (а может быть, это песня далеких звезд?). Эта музыкальная линия создает всю концепцию композиции, наполняя ее грустью и тоской. Но это не в коей мере не отчаяние. Об этом говорит партия скрипки Петра Воронова, в которой слышна надежда на возвращение Домой. Образ Маленького принца — это образ странника, может быть, даже человеческой души, которая почти всю жизнь ищет ту самую дорогу Домой. Такой поиск, так или иначе, свойственен и близок каждому искреннему человеку.

Не менее интересна песня «Индиго», обыгрывающая популярное явление «детей индиго». Вступление немного перекликается с музыкальной темой композиции «Сто лет одиночества» группы «Белая гвардия». Согласно экстрасенсу Нэнси Энн Тэпп, придумавшей этот термин, дети индиго обладают рядом качеств, отличающих их от других детей. Некоторые утверждают, что дети индиго представляют собой новую расу людей. Собственно на этой странной и научно не доказанной теории и строится композиция «Индиго». Михаэль Драу представляет слушателям некий диалог между обычными людьми и людьми «новой расы». Это противостояние между рядовым разумом и более совершенным практически вечно.

Закрывает «Чудные дни» композиция «А.О.У.М.». Она несколько выпадает из общей концепции пластинки, но в месте с тем и логически закрывает тематику совершенствования человека. В какой-то степени это переработка очередной теории возникновения мира, основу которого составляет Абсолют — некая высшая, космическая сила, ставшая прародителем Вселенной. В песне «А.О.У.М.» новейшая теория Абсолюта почти незаметно сливается с теорией буддизма, превращаясь в новый мировоззренческий «сплав».

Подводя черту, можно резюмировать, что пятый альбом Otto Dix получился очень сильным и многогранным, как драгоценный камень. Разумеется, не каждый слушатель сможет оценить эту работу, не говоря уже о том, чтобы понять заложенный в нее глубинный смысл. Пластинка «Чудные дни» не подойдет для фастфудного потребления, к которому все больше привыкает современное общество. В нее необходимо вслушаться, проникнуть и попробовать заглянуть в себя, пытаясь найти те грани, о которых говорят или намекают музыканты.

Наталья Ступникова

Комментарии читателей
]]>
]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.