Олег Литвишко и Андрей Логутов (False Alarm): «Музыка кончается каждую секунду»

15:23 28.09.2010

Олег Литвишко уже много лет профессионально занимается сочинением электронной музыки и работает над телевизионным звуковым дизайном. Он всегда был успешным экспериментатором в своей сфере, но его новый проект False Alarm - шаг в другом направлении.

 

Музыка группы, в которой электронная составляющая сплетена с акустической, роковое гитарное звучание соединяется с элементами соула, лаунжа, фанка, психоделики, джазовыми и даже классическими мотивами. 30 сентября в клубе Gogol состоится презентация первого одноименного альбома нового проекта False Alarm. В состав группы входят - музыкант и композитор Олег Литвишко, поэт и переводчик Андрей Логутов и гитарист Сергей Сабинин. С первыми двумя пообщался корреспондент портала Музыка KM.Ru.

KM.Ru. Музыка издревле понималась людьми как что-то сакральное, традиционное. Ее считали средством общения с Космосом, проявлением высшей гармонии. Вы же сводите музыку до уровня какого-то шума, ложной тревоги, которая выдергивает человека из его привычных представлений. Почему так?

Олег Литвишко: Сложный вопрос (задумывается). Собственно, в нашем понимании, музыка и является той ложной тревогой, на которую нужно время от времени как-то реагировать и не забывать о ней.

Андрей Логутов: Просто здесь еще такой момент, что традиционного понятия музыки нет. Давно уже. В этом плане музыка как раз является ложной тревогой, потому что раньше считалось, что музыка развивается по принципу некой эволюции. Сейчас эволюция отсутствует, вся музыка давно десакрализована. Так что тут существует много плоскостей, которые де-факто не пересекаются. Они, на самом деле, могут еще пересекаться где-то там за кулисами, где поп-музыканты могут сотрудничать с рок-музыкантами и как-то с ними сосуществовать. Но вот для слушателя они не пересекаются. В этом смысле музыка периодически возникает, но уже не покрывает собою все пространство. Музыка является как проблекск где-то на горизонте, но потом так же и исчезает. Дает в очередной раз великое обещание, но все равно исчезает. Для кого-то это – великое разочарование, а для кого-то, наоборот, освобождение.  

KM.Ru: В вашем случае, проект False Alarm является фиксацией некоего конца музыки?

Андрей Логутов: Музыка кончается каждую секунду. Хотя для нас этот проект тоже стал некоторой неожиданностью…

Олег Литвишко: …потому что альбом сам по себе родился спонтанно и быстро.

KM.Ru: К вопросу о спонтанности… Вы, Олег, очень успешный и востребованный композитор, прикладной – в самом хорошем смысле этого слова. В вашем случае, чтобы создать такой проект, как False Alarm, нужна какая-то веская причина. Что же в вашем случае послужило толчком к созданию этого проекта?

Олег Литвишко: Тут нет особых толчков. Просто как-то раз я как-то по-особенному перестроил гитару. К тому же произошло знакомство с Андреем, хорошая погода и небольшая занятость.

KM.Ru: В чем была неожиданность этого строя гитары?

Олег Литвишко: У гитары очень много строев. По-моему, я перестроил в таком, какого еще не было. Может быть, конечно, и есть, только я об этом не знаю. Инструмент теперь звучит по-другому, так что все мелодии для меня – нехарактерные. Они как-то сами собой у меня получились.

KM.Ru: В альбом вошел только тот материал, который создавался в течение последнего времени?

Олег Литвишко: Не было никаких заготовок, все создавалось сразу. Всего пару месяцев на это потратили.

KM.Ru: Как произошло ваше знакомство с Андреем? Вы специально искали человека, который способен воплотить ваши идеи?

Олег Литвишко: Нет, специально не искал (смеется). Прошлой зимой, вернувшись из Лондона, я решил подучить свой английский. Андрей – прекрасный учитель. Так и познакомились. Потом выяснилось, что он пишет стихи на разнообразных языках. Все-таки на диске он больше раскрывается как англоязычный поэт.

Андрей Логутов: Сам я прожил в Америке лет восемь. Так что писать по-английски для меня было естественным.

KM.Ru: Тексты рождались уже на основе музыки? Они атмосферные?

Андрей Логутов: Нет, тексты исключительно механические. Потому что написание любого хорошего текста – это механика. Ты просто цепляешься за какое-то удачное сочетание слов, которое ложится на звук, и потом просто это развиваешь. Каждый текст я писал довольно быстро, буквально в в течение пары дней. На первом нашем совместном альбоме (который сейчас и выходит) Олег сначала писал музыку, потом я слова. А уже на втором альбоме мы иногда менялись очередностью. Были такие моменты, когда текст приходил в голову совершенно неожиданно. Например, «Привет» - это песня в несколько строчек, написанная буквально за считаные минуты. Она на русском. Но тексты на английском тоже обычно приходили довольно быстро.

KM.Ru: Какова доля песен на английском и на русском? И чем вы руководствовались, выбирая язык для их написания?

 Андрей Логутов: Вообще, мне кажется, что по-русски писать сложнее. Соответственно, на русском, я писал, чтобы поиздеваться над собой. Конечно, английский больше подходит для рок-музыки. Но у нас выбор языка происходил автоматически, особенно если угадывался жанр. Ведь в рок-н-ролле зачастую подразумеваются некие стандарты, которые могут потом получать развитие. Русский рок я не слушаю вообще. Ни разу в жизни я не слушал ни одной русской песни. Поэтому у меня в этом проекте стояла задача писать тексты на таком языке, на котором я никогда раньше музыки не слушал. Русский язык для этого сложен, потому что он – громоздкий по сути, у нас более мощная литературная традиция. Поэтому я сочинял на нем в целях самоупражнения.

Олег Литвишко: Думаю, у Андрея это получилось, потому что я, например, раньше не мог себе представить на русском песню «Море гор». Там довольно сложная ритмика, которую сложно сразу уловить на слух.

KM.Ru: А чем обусловлена достаточно мрачная тематика песен альбома? Постоянно кто-то умирает, кого-то убивают…

Андрей Логутов: Выше я говорил о механическом принципе написания. У Дэвида Берна есть замечательная фраза о том, что «творчество – это всегда работа». А работа подразумевает набор определенных операций. На самом деле, привычный творческий процесс включает в себя представление о «я», которое получает вдохновение свыше.  А я имел в виду некий распад этого «я». То есть скорее ремесло, чем вдохновение. Хотя у нас есть еще гитарист Сергей Сабинин, который вполне разделяет традиционную парадигму вдохновения.

Олег Литвишко
: Да, вдохновение – как некий посыл из Космоса.

Андрей Логутов: И, например, на песню «The Heart» Сергей сначала напевал что-то (такие полуанглийские слова), а потом я их выстраивал в какой-то текст. Конечно, это тоже не совсем оригинальный метод, его использовали те же Дэвид Берн и Брайан Ино. Но тем не менее, с одной стороны, человек находился на прямой связи с Космосом, с другой – я расставлял акценты. В этом смысле я, конечно, «убивал» послания Сергея, раскладывая их на фрагменты.

KM.Ru: Вы отбирали треки из какого-то объемного массива заготовок?

Олег Литвишко: Нет, альбом сам сложился так, как он есть. Но само занятие нам так понравилось, что теперь уже остановиться невозможно, поэтому мы тут же принялись делать и второй альбом. Он уже почти готов.

KM.Ru: Насколько ваше творчество является доступным для людей? И задумываетесь ли вы о той аудитории, которой это может быть интересно?

Олег Литвишко: Вопрос непростой. Когда мы это сочиняли, все делалось исключительно для себя. Но я думаю, что этот альбом найдет свою аудиторию.

Андрей Логутов: Аудитория возникнет в связи с концертом.

Олег Литвишко: И с концертом, в том числе. На презентации мы исполним не только с первого альбома, но и со второй пластинки.

Андрей Логутов: В песнях у нас много гармоний и мелодизма. В этом плане это, конечно, не поп-музыка. Тексты тоже не для масс. Но судя по тем людям, которые уже успели оценить наш материал, отклик он находит.

Олег Литвишко: Да, отзывы поступают очень приятные. Тот же Саша Скляр оказался в восторге от альбома. Также нам очень помог известный звукорежиссер Андрей Пастернак. Ему я давал на отзыв еще не доделанный, но почти законченный альбом.

KM.Ru: Тяжело ли было искать издателя для альбома?

Олег Литвишко: Нет, очень легко.

Андрей Логутов: «Союз» довольно быстро согласился.

Олег Литвишко: С этим очень помог директор Александра Ф. Скляра Леонид Сигалов. Правда, до этого у нас была очень интересная попытка (смеется). Мы решили, что было бы очень хорошо издаться на лейбле Майкла Джиры. Мы написали ему письмо, на следующий же день он написал ответ, где мягко отказал. Там было сказано, что он вообще не рассматривает никаких сторонних проектов из-за финансового кризиса. Может быть, это были просто отговоркой. В музыкальном плане он, безусловно, тоже оказал на нас влияние.

KM.Ru: Жанр ваших песен вы определяете как «актерские этюды». Что вы вкладываете в это понятие?

Олег Литвишко: Не-не-не, это не жанр, а скорее форма подачи. Сами песни короткие, мы их не разворачивали, там нет никаких эффектных гитарных выходов. Все очень лаконично, поэтому подразумевает участие людей, чьи голоса наиболее подходят под фактуру песен.

KM.Ru: Вы планируете регулярно концертировать?

Олег Литвишко: Да, такие планы есть.

KM.
Ru: Ваш проект подразумевает отдельного вокалиста? Или, как в группе Recoil, фронтмены будут меняться от песни к песне?

Олег Литвишко: Так же как и на диске – там нет единого фронтмена. Какие-то песни пою я, какие-то – Андрей Логутов или Сергей Сабинин. Есть у нас и специально приглашенные люди – актер Сергей Чонишвили и радиоведущий Карл Уоттс.

 KM.Ru: По какому принципу подбирались приглашенные вокалисты?

Олег Литвишко: Был нужено красивый и тембрально богатый голос. Сергея Чонишвили я давно знаю по работе. Нам было важно даже не столько пение, сколько интонация.

KM.Ru: Каков у вас состав инструментов и на чем больше делаете упор?

Олег Литвишко: Основу делали, конечно, на компьютере. Но у нас при этом очень много живых гитар, есть бас-гитара ну и всякие шумовые эффекты.

KM.Ru: На презентации будет видеоряд?

Андрей Логутов: Будет. Занимался им в основном я. Сначала мы сожгли пианино в Московской области, потом разбили машину. Причем застряли в грязи часов на 17, но это был очень удачный эпизод, поскольку получились замечательные фотографии. Потом еще было несколько подобных встреч. Мы снимали что-то типа клипа на любительском уровне на песню «Ленин умер». Для этого был испечен торт в форме Мавзолея. Правда, он получился зеленым, но это не важно. Значит, у кондитера были свои представления о Мавзолее. Также мы снимали клип на песню «Проводы», подкладывая камеру между рельс под проходящим поездом. В общем, на все песни будет оригинальный видеоряд. Очень сильно в этом нам помогла жена Олега Дарья. Соответственно, будет и фоторяд – в частности на песню «Vegetation».

Олег Литвишко: Я бы хотел добавить, что Даша, помимо того, что она является автором оформления диска и сайта, помогла мне и критикой, и своими идеями. Её участие очень важно для меня, и я очень ей благодарен.

KM.
Ru: Не жалко было разбивать машину и сжигать пианино? Это же, наверное, стоит больших денег.

Андрей Логутов: По сравнению с бюджетом большинства официальных клипов, это – ничто, на самом деле. Это делалось во многом ради постпроцесса – нас духовно сплотили.

Олег Литвишко: Тем более машину мы все-таки специально не разбивали. Авария была настоящей. Слава Богу, все остались целы.

KM.Ru: Была ли идея задействовать на альбоме False Alarm Александра Ф. Скляра?

Олег Литвишко: Его мы задействуем на концерте.

Андрей Логутов: А в альбоме просто задействован другой тип вокала. Характер и подача музыки немножко не те. Тем более Скляр обычно делает такую музыку, где голос обычно в центре, где некий месседж. У нас же голос – это все лишь один из инструментов.

KM.Ru: Хотелось бы затронуть тему вашего, Олег, сотрудничества со Скляром. Альбом «Ва-Банка» «Нижняя Тундра» до сих пор является новаторским. Треки переходят один в другой, необычное звучание и неожиданная структура песен. Как вы к этому пришли и на кого ориентировались?

Олег Литвишко: В то время ориентир был один: «Outside» Дэвида Боуи. Собственно, Скляр от того же и отталкивался. Он тогда мне сказал примерно так: «Дэвид Боуи сочинял, а Брайан Ино портил. Давай сделаем то же самое».

KM.Ru: Какие-то трудности при создании этого альбома возникали?

Олег Литвишко: Нет. Никаких разногласий с Александром Феликсовичем у нас никогда не было.

KM.Ru: То есть с ним легко работается?

Олег Литвишко: Да, очень легко, и мне это очень нравится

Андрей Логутов: Это ему с Олегом легко (общий смех).

Олег Литвишко: Да, легко. И наш альбом «Город X» получился без каких-либо противоречий.

KM.Ru: Альбом «Нижняя Тундра» имел достаточно интересное концертное воплощение, когда многие электронные треки шли с компьютера, и пока они перезагружались, «Ва-Банкъ» играл в процессе еще какие-то песни…

Олег Литвишко: Действительно, я отдавал им свои электронные треки, а уж клавишник Филипп Македонский грузил ими этот свой прибор. Так что практически все, что было сделано мною для диска, у него было под рукой, и он извлекал, в общем-то, мои звуки.

KM.Ru: Еще какие-то совместные проекты со Скляром у вас намечаются?

Олег Литвишко: Пока нет. Но я всегда готов, если что. Мы ведь еще с ним сотрудничали в 2002-м на его сольном альбоме «Ведьмы и Стервы». Чуть-чуть, очень фрагментарно. Я там немного разбавлял электроникой его аранжировки.

KM.Ru: Аранжировку трека Скляра «Предательство и контрабанда» изначально сделали вы. Чуть позже ее сделал сам Скляр с музыкантами своего бэнда. Как вам их версия?

Олег Литвишко: Мне нравится. Здорово у него получилось во второй раз. Мне кажется, она даже стала лучше, чем была в исходном варианте. Потому что это такая песня, в которой должен быть какаой-то живой драйв. Она совсем не электронная по своей сути.

KM.Ru: Еще с какими-то музыкантами вы сотрудничали?

Олег Литвишко: Уже давно долгое время я сотрудничал с Владимиром Рацкевичем. С ним мы записали несколько электронных пластинок. В свое время Рацкевич устраивал серию концертов, и каждый месяц мы играли в ЦДХ. Туда приглашались разные группы, и строго раз в месяц я туда ходил прямо как на работу (смеется).

KM.Ru: Также вы работали над диском стихов Иосифа Бродского…

Олег Литвишко: Очень интересная была работа! Борис Барабанов оказался счастливым обладателем аудиозаписей стихов Бродского. Я Бродского очень люблю, поэтому, конечно, с большим трепетом подошел к этому делу. Я старался как можно ближе передать настроение текста. Мне кажется, это удалось.

 Беседовал Денис Ступников

 

Комментарии читателей
]]>
]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.