«Оргия праведников» сыграла самый многолюдный концерт

За всю историю «Оргии праведников» прошедший 19 февраля концерт стал, пожалуй, самым многолюдным. В «Точке» было не протолкнуться: традиционный проход вдоль ряда высоких стульев у задней стенки танцпола сузился до предела. По разным оценкам, концерт посетило от 800 до 900 человек.
После недлинного разогрева сургутской группой «Зарница» на сцене наконец-то появились музыканты «Оргии праведников», уже знакомая поклонникам группы виолончелистка Ирина Вылегжанина и обладательница замечательного сопрано Елена Юркина. Первая песня концерта – шикарнейшая заглавная вещь нового альбома «Вперед и вверх (Для тех, кто видит сны)». И следом за ней всё первое отделение «Дорога ворона» и «По тонкому льду» - блестящая баллада со сложнейшим тончайшим инструменталом; уже звучавшие ранее на концертах «The catcher in the Rye» и «Путь во льдах», новая-старая плясовая «Школа мудрости» и хорошо знакомая «Огонь и я».
Лишь после короткого перерыва во втором отделении фанаты дождались самых известных старых песен: «Das Boot», «Убить свою мать», «Армагеддон FM», «Сицилийский виноград»... Позади те времена, когда в репертуаре «Оргии праведников» был всего, наверное, десяток песен, сейчас же в рамки одного, пусть и большого концерта всё написанное уже не помещается: не нашлось места «Это не жизнь» и много чему ещё.
Есть группы вторичные, группы-сателлиты, кормящиеся идеями и аудиторией звёзд. А есть группы стилеобразующие. «Оргия праведников» относится к последним. Появившись больше 10 лет назад, группа неутомимо продолжает копать вглубь. Их творчество как шахта, как бездонный колодец с волшебной живительной влагой на самом дне.
Тонкие пронзительные флейта Юрия Русланова и сопрано Елены Юркиной, гроул-вокал Артемия Бондаренко и проникновенный баритон Сергея Калугина, грудная певучесть виолончели Ирины Вылегжаниной и резкая труба специального гостя Александра Миткевича из группы Tintal безумно красивы и невероятно к месту. Но, одновременно с этим, появление сопрано, увеличение объёма клавишных партий за счёт уменьшения количества флейты привели к заметному изменению звучания группы. По заявлению самих музыкантов, только сейчас они достигли наконец того качества и уровня воспроизведения своих творений, когда их можно оценить по достоинству.
Для меня «Оргия праведников» по-прежнему один из ведущих отечественных рок-коллективов, однако на прошедшем концерте не было всегда так импонирующей мне стены звука. Стены сплошной, насыщенной завесы, изобилующей мелодическими ходами и неожиданными риффами, завесы, которая, двигаясь, сметает всё на своём пути, от которой невозможно укрыться, которой можно только отдаться. Прежде происходящее на сцене или звучащее из колонок аудиосистемы захватывало, заставляло то плыть по течению, то погружаться. Многослойность музыкального материала, сложность ритмического и мелодического рисунков и художественных образов затягивали и не отпускали до конца мероприятия. В этот же раз всё было слишком просто и прозрачно. Ощущение пустоты возникает от ясности звучания? Возможно, но мне хотелось не пройти сквозь стену, а найти в ней опору, по крайней мере завязнуть в ней. Подумалось, может, дело в звуке именно на концерте.
Уже дома слушаю раз за разом альбом… Сведение отличное. Такого уровня записи для столь сложной музыки в практике российской звукозаписи, пожалуй, ещё не было. Но какой это достигнуто ценой? Неужели, отменный звук - единственное достоинство альбома? Впрочем, ко всему надо подходить с определёнными мерками: для большинства групп такой альбом – вообще недоступная высота. Для большинства, но не для «Оргии праведников». Слишком уж высокая была задрана планка изначально.
Андрей Ордальонов
Фото автора
Комментарии читателей Оставить комментарий