A-Ha «25» (2CD)

Исполнитель: A-Ha
Название: «25»
Стиль: Синти-поп
Год: 2010
Норвегия – страна контрастов. С одной стороны, здесь вдоволь почудили разукрашенные блэк-металлисты. С другой – группа A-Ha чуть ли не во всем мире является эталоном неуемной лиричности и рыцарского романтизма. Коллектив под управлением Мортена Харкета кардинальным образом повлиял и на постсоветский музыкальный пейзаж. Украинская команда Tabula Rasa удачно культивировала на нашей почве воздушные ритмы, сказочные темы и медоточивый мужской вокал. А участники «Короля и Шута» ныне признаются, что учились мелодизму именно у A-Ha.
Что же все-таки есть в A-Ha, чего нет у стилистически близких ей проектов – например, у Duran Duran, на которых норвежцы изначально и ориентировались? Наверное, безупречная красота снежных вершин и фирменная холодноватая отстраненность, которая неизменно прослеживается даже в самых страстных композициях. Недаром на обложке двойного сборника лучших вещей A-Ha наличествуют зеркальные ледяные глыбы, от которых буквально глаз не оторвать.
Подойдя к 25-летнему рубежу, участники норвежского трио догадались, что им пора красиво уходить. В поддержку прощальных гастролей и был выпущен этот двойник, на котором собрано все мало-мальски ценное из наследия A-Ha. Нельзя не отметить сильного промоушена этой акции. Скажем, все обладатели лицензионного издания диска гарантированно получали 10% скидку на билет московского шоу.
Сет-лист альбома также сформирован с изрядной долей креатива. Все треки расположены в хронологическом порядке, что заметно облегчает для слушателя «навигацию» по этому обширному изданию. В буклете указан не только год, но и месяц создания каждой композиции. И тут можно сделать интересные выводы. Свой самый первый сингл «Take On Me» музыканты так и не переплюнули. Сила A-Ha – в атмосферном саунде, не исключающем важной роли ритм-секции. Начиная примерно с 1990 года норвежцы стали предпочитать динамичным пружинящим трекам тягучие баллады со сложной структурой. Очевидно, это и привело группу к первому распаду (1994), после которого они, однако, продолжали наступать на те же грабли, делая особый упор на медляки.
В сборнике можно встретить немало ремиксов и радиоверсий. Большинство из них проигрывают оригиналам, из-за того, что переработки звучат плотнее и монументальнее. Исключение составляет разве что полуакустический «Angel in the Snow». Стремление подстроить саунд под современные мировые стандарты, очевидно, и убило в коллективе индивидуальность, сделав его лишь «одним из…». Обломки хрустальных клавиш среди удушливо плотных аранжировок низводит любую относительно недавнюю песню A-Ha на уровень необязательного новогоднего сингла. Из этого же разряда, увы, и свежий трек «Butterfly, Butterfly», который сами музыканты считают неким эпилогом.
Денис Ступников
Делится впечатлениями об альбоме телеведущая Тутта Ларсен:
У меня к группе А-ha, с одной стороны, отношение довольно нейтральное, они не входят в число моих музыкальных кумиров, но услышав их музыку, я бы не переключила радиостанцию. Они вызывают во мне какие-то приятные эмоции лёгкости, это яркой выраженности поп-музыка, они пронесли свой неповторимый стиль, такую отстранённость, свою нордическую холодность и удивительный мелодизм и какую-то даже печаль, которая есть у них в мелодике, которая всегда мне была мила и всегда меня привлекала. Мне нравится голос вокалиста и то, как они аранжируют свои песни. Не знаю, хватило бы меня на то, чтобы выслушать всю пластинку, но те знаменитые хиты, благодаря которым А-ha стала популярной, я отношусь к этой группе с большой нежностью. И они несколько лет не изменяли себе и своему стилю. Несмотря на то что в мире шоу-бизнеса творились разнообразные пертурбации, революции, им не удалось себя не потерять. В принципе, жалко, что они заканчивают свою музыкальную карьеру. С другой стороны, вряд ли от них можно было ждать чего-то инновационного, но этого и не надо. Это как Depeche mode, у которых есть своя ниша, своё уникальное звучание. Хотелось бы и дальше слышать от них музыкальные приветы.
Комментарии читателей Оставить комментарий