Двенадцать лучших музыкальных альбомов 2012 года российских исполнителей

11:31 2.01.2013 , Денис Ступников
Фото с сайта lifehacker.com.au
Фото с сайта lifehacker.com.au

Предлагаем вашему вниманию обзор дюжины лучших пластинок российских исполнителей минувшего года.

Горшенев-Есенин «Душа поэта».

Сергей Есенин и лидер «Кукрыниксов» Алексей Горшенев встречаются на нейтральной территории и ищут общие точки соприкосновения. Стихи не перетягивают внимания на себя, но и не растворяются в музыке. Горшенев чуток к духу оригинала и всегда уместно использует в своих упражнениях на заданную тему то привычную готику с шаманским оттенком («Черный человек»), то буйную цыганщину («Отрекаюсь скандалить»), то сокрушительный панк («Не криви улыбку!»), то размеренный постпанк («Дорогая»).

Горшенев-Есенин «Душа поэта»

Постпанка в альбоме, впрочем, чуть больше, чем всего остального. Ведь Алексей Горшенев сосредотачивается на последнем периоде творчества Есенина, когда мосты были взорваны, совесть выжжена дотла, а конец неотвратим. Эпиграфом к пластинке могли бы стать строчки «розу белую с черной жабой я хотел на земле повенчать». На обложке эта идея визуализирована красноречиво: мерзкая змея бесстыдно заползает в трепетную розу. «Это и есть душа поэта: Бог что-то там ваяет, в то время, как дьявол исподтишка подтачивает гвоздиком», - резюмирует свою задумку Алексей Горшенев.

Оргия Праведников «Шитрок».

Слово «г…норок» сегодня употребляют к месту и не к месту. И, как правило, совершенно не по делу. Снобы, ополчающиеся на ненавистный им «русский рок», обычно забывают, что впервые термин «г…норок» ввел в обиход Федор Чистяков, который разумел при этом вовсе не дурновкусие, а кураж, драйв, доступность изложения и вызывающую провокационность.

Оргия Праведников «Шитрок»

Восстановить историческую справедливость взялись Сергей Калугин и его «Оргия Праведников». Мало кому удавалось синтезировать в одной песне гимн и пародию, но «Оргии» эта задача оказалась по плечу. С одной стороны, «Шитрок» высмеивает ограниченность некоторых музыкантов, которые наивно полагают, что Клопштока и Брамса им изучать ни к чему. С другой – минималистичная гитарная аранжировка, забойный ритм и дуэт балалайки и баяна действительно заставляют вспомнить об аналогичных экспериментах группы «Ноль» времен альбома «Полундра».

Валентин Стрыкало «Смирись и расслабься».

Юрий Каплан с легкостью жонглирует всевозможными штампами – будь то пресловутый фанк-рок в духе Jamiroquai («Фанк») или китчевая «Песня для девочек» с вызывающими строками: «Будешь рыпаться – дам под дыхало, играет и поёт Валя Стрыкало». Две песни альбома выдержаны в духе кондового поп-панка – и здесь слушатель вынужден ждать подвоха. «Лишь однажды» а-ля Offspring повествует о тотальной сексуальной озабоченности стремительно созревающего пубертата.

Валентин Стрыкало «Смирись и расслабься»

«Я бью женщин и детей» безжалостно разоблачает комплексы большинства панк-рокеров, уверенно прикрывающихся сладкими, но увесистыми гитарными риффами. Безусловно, обе песни пребывают за гранью добра и зла, но в плане эксперимента они заслуживают самого пристального внимания. При всем этом Стрыкало ничего специально не выдумывает, а создает вполне узнаваемые картинки с натуры.

Ария «Live In Studio».

Перед нами уже второй студийный «концертник» от группы «Ария». Выпущенный 13 лет назад сборник «2000 и одна ночь» знаменовал собою возобновление интереса российских меломанов к «тяжелой» музыке. Сейчас задачи несколько иные: показать, на что способен нынешний «арийский» фронтмен Михаил Житняков, чьи вокальные данные действительно впечатляют. Альбом «Феникс» успел засветиться во всевозможных топах продаж.

Ария «Live In Studio»

Теперь пришло время показать, как Житняков справляется с прежним материалом «Арии». Вокалу Житнякова свойствен эпический размах – поэтому певец отлично справляется с многочастными повествовательными композициями, вроде «Игры с огнем». Присутствуют на диске и навеянные «Мастером и Маргаритой» «Кровь за кровь» и «Бал у Князя тьмы». Диск занял 9-е место в «Топ-10» альбомов Billboard, а в чартах продаж релиз сразу оказался на 21-й позиции, снискав почетную метку «лучший дебют».

План Ломоносова «План Ломоносова».

Сегодня нужно обладать известной долей отваги, чтобы позволять себе употреблять в текстах песен слово «русский». Панк-группа «План Ломоносова» делает это смело и с видимым удовольствием. Обилие ненормативной лексики и очевидных пошлостей («Вектор», «Визор») не только не портит общей картины, но, напротив, работает на основную концепцию. Так в «Солдатах удачи» хитроумный вояка, который обыгрывает служивых в карты и на вырученные деньги подкупает нужных людей, вполне сопоставим с Иваном-дураком из русских народных сказок. Использованные в альбоме банджо и баян усиливают этот эффект.

План Ломоносова «План Ломоносова»

Интерес к «Плану Ломоносова» (вполне заслуженный), у публики будет априори. Ведь вокалистом и автором текстов группы является известный актер Александр Ильин (экранный интерн Лобанов), а надежный бэкграунд обеспечивают бывшие музыканты «Тараканов!» - гитарист Денис Хромых и басист Андрей Шморгун.

Сплин «Обман зрения».

«Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим», - некогда изрек мифологический писатель Козьма Прутков. Назвав альбом «Обман зрения», Александр Васильев будто нарочно «сбил прицелы» нашим музыкальным критикам, уличившим группу в однообразии, а также в попытке создать якобы сборник би-сайдов к предыдущему диску «Сигнал из Космоса». Между тем, альбом звучит лаконично, но драйвово, а духовые в финальной песне «Волшебное слово» выполняют функцию пряной приправы.

Сплин «Обман зрения»

Васильев не только продолжает играть словами («Лестница»), но и ставит умопомрачительные эксперименты, создав, например, одну из песен по принципу чисел Фибоначчи. Не обошлось без каверов («Петербургская свадьба» Башлачева) и римейков («Праздник» (другая сторона)). В последнем случае, в противовес первоисточнику, акцент сделан не на умиротворенном молитвенном настроении, а на тревожном обращении к Богу после свершившегося Апокалипсису.

Король и Шут «TODD. Акт II. На краю».

Ажиотаж вокруг зонг-оперы о социально опасном цирюльнике с Флит-стрит принес вполне ощутимые плоды еще до театральной премьеры. По итогам продаж всех музыкальных релизов 2012 года на территории России, вторая часть альбома «TODD» «На краю» недавно заняла почетное пятнадцатое место.

Король и Шут «TODD. Акт II. На краю»

«На краю» - это история одного безумия. Психически больные граждане редко мыслят цельно, логично и линейно – их восприятие, как правило, мозаично, лоскутно и разнородно. Примерно, таким же у «Короля и Шута» получилась и финальная часть дилогии. Если в «Первой крови» преобладал кураж висельника и свистопляс заплутавшего гуляки, то «На краю» - это мучительный делирий, позднее прозрение, стон истерзанной души, полностью выжженной неутолимой жаждой мести.

MORDOR «Бесы».

Четверо загримированных красавцев с лаконичными псевдонимами, под гром мелодичного дэнс-метала, выворачивали наизнанку темные человеческие души, демонстрируя неприглядную инфернальность своих антигероев. Дело, как правило, ограничивалось театрализованным куражом, хотя во втором альбоме «Жажда!» явственно проявились личностные нотки отчаяния. Как такового выхода из этой бездны музыканты не предлагали, да и задачи такой не ставили. Однако, как пел покойный Игорь Тальков, «наступает момент, когда каждый из нас у последней черты вспоминает о Боге»…

MORDOR «Бесы»

«Ускорение растет с приближением дна», - жаловался фронтмен группы Оркус в песне «Проклятые ночи» из предыдущего альбома. Теперь дна, похоже, коснулись, и удар об него оказался сокрушительным и отрезвляющим. Настало время оттолкнуться и начать движение вспять. Каждая песня альбома «Бесы» посвящена какому-нибудь смертному греху. Пройдя все круги ада, герой обретает самый ценный дар – смирение перед Богом, без которого не одолеть многочисленных немощей

Алиса «Саботаж».

Новый альбом «Алисы» - это взгляд на современность сквозь призму пророчеств «Откровения Иоанна Богослова». Времена на исходе, история вот-вот свернется в свиток, а потому теперь нет места витиеватым фразам и туманным полунамекам. Настал момент, когда вещи должны быть названы своими именами. Музыкальное наполнение под стать. Когда пора бить в набат, лучше старого доброго харда пожалуй, ничего и не подберешь.

Алиса «Саботаж»

Каждый «боевик» «Саботажа» расцвечен либо лирическим фрагментом, либо высокими умиротворяющими вокальными партиями Петра Самойлова (которые, возможно, призваны чуть смягчить впечатление от хлестких и беспощадных песен), либо бойким речитативом Константина Кинчева. Альбом «Саботаж» вышел невероятно цельным, что тоже роднит его с шедеврами средневекового искусства, которое еще не ведало губительного разделения на религиозное и светское, рациональное и интуитивное, внутреннее и внешнее. И Кинчев достигает той степени виртуозности, когда совершенно стирается грань между общественным и личным, а все сиюминутное уходит на задний план или же вовсе не берется в расчет. По итогам продаж альбом «Саботаж» заслуженно занял первое место.

Красные Звезды «Свобода 2012».

«Чего же ты хочешь? Не знаешь? Может быть, воспламенять сердца?». Данная фраза, поставленная эпиграфом к «Свободе 2012», мягко говоря не нова — ее также можно услышать на сольном концертнике Владимира Селиванова «Мы непременно придем за тобой» в 1998-м. Но тогдашняя ощетитенность «КЗ» была, скорее, следствием их мизантропии. «Мы так хотели уничтожить этот мир», - честно признается Селиванов в песне «Война» из нового альбома.

Красные Звезды «Свобода 2012»

Теперь же музыканты стремятся сохранить и приумножить то немногое ценное, что в этом мире осталось. Финансовый кризис, протестные настроения, подтасованные результаты выборов, крепнущий тоталитаризм белорусских и российских властей — все это, разумеется, не могло ускользнуть от внимания нынешних «Красных Звезд». Данной хмури противопоставляется апелляция к героическому прошлому славянских государств (которое, к слову, мыслится в той же балладе «Русская пустота» как единое пространство), а также обращение к творчеству безвременно павших собратьев по оружию. Помимо нового материала, в «Свободе 2012» есть и несколько хорошо знакомых песен. Теперь горячо любимые поклонниками «ПЛД» и «Баррикадная» звучат еще более упруго и отточено. 

Иван Купала «Родина».

Саундтреки к болливудским мелодрамам («Старый»), балканские дудки («Молодец»), индонезийские трип-хоповые оркестры («Гамелан»), непальские песнопения («Искорка») – это все наше, родное, убедительно доказывает «Иван Купала». Все флаги в гости будут к нам, все эти экзотические поветрия с изяществом встраиваются в русский культурный код.

Иван Купала «Родина»

Особняком стоит хрипловатый и задиристый мужской вокал «Балабае» - будто Юрий Хой воскрес и, как ни в чем не бывало, продолжает рубить свой бодрящий «колхозный панк». Тот же голос звучит и в скрытом треке, но уже в обрамлении ритмов кантри. Хитовых вещей не так уж много – разве что задумчивый «Лося» да заглавная «Родина». Зато убаюкивающее повествование оживляется фрагментами из русских народных сказок в исполнении древних бабушек, щедро приправляющих свою речь диалектизмами. 

Хроноп «Сезон лирохвоста».

Альбом балансирует где-то между расслабляющей медитативностью Павла Кашина и пос-панковыми трипами «Ю-Питера». - Тексты — сплошь про путешествия из Суздаля в Тверь да из Барселоны в Арзамас, а также — про неудержимое желание махнуть в какой-нибудь метафизический город, «где пахнет чем-то родным» и «лето красным вином ставит свой ирокез». Есть в этом нечто от Николая Васильевича Гоголя, который менял страны, как перчатки, дабы одухотворить «Мертвые души» лирическим настроением.

Хроноп «Сезон лирохвоста»

Впрочем, с вдохновением Вадим Демидов проблем явно не испытывает. Ему дано видеть высокую поэзию даже в самых, казалось бы, низменных вещах, будь то неотвратимый дефолт, девушка, норовящая сигануть с моста или же суетливый адюльтер. «Если ты не с той, кого любишь, полюби хотя бы ту, что с тобой», - так выглядит главный пункт созидательной программы Демидова. В новом альбоме «Хронопа» сделано всё для того, чтобы в гребенщиковской компании исполинских льва и тельца и единорога скромный лирохвост не затерялся.
 

Комментарии читателей
12.01.2013, 11:12
Гость: Илья

Иван Купала потрясающе качественный продукт. Намного сильнее предыдущих альбомов

03.01.2013, 13:59
Гость: писарь

"Запомни! м дурак поймет, что всех дороже тот
Кто всех дороже платит..." Д.Бедный

]]>
]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.