Иллинойз «Для никого»

Нижегородский авант-роковый коллектив выбрал себе неимоверно точное название. «Иллинойз» - это и музыка вполне себе американского качества, и пышно расцветающий букет всевозможных девичьих иллюзий, и постоянная тяга к изощренным нойзовым импровизациям. Все это тесно переплетено и часто перетекает одно в другое самым непредсказуемым образом.
Стилистику «Иллинойза» определить крайне сложно — да и, по большому счету, не нужно. Участники группы характеризуют свое творчество как «абсурдистский панк», и у нас нет причин с ними не соглашаться. Тем более, традиции футуристов и обэриутов, кардинально повлиявших на эстетику всего российского панка, здесь очень и очень ощутимы.
Чувствуется, что музыканты не шибко привержены к традиционной структуре «куплет-припев», потому что то и дело пытаются вырваться за ее тесные рамки. Многие композиции «Иллинойза» двухчастны. «Сине-голубой» начинается с размеренного повествования о достоинствах разноцветных глаз, а в итоге темп резко ускоряется — и вокалистка Александра Филиппова приходит к полярному выводу, что, в общем-то, ей по нутру любой окрас радужной оболочки. Получилась полная антитеза песне «Дочери Монро и Кеннеди» «Голубые глаза», где, напротив, говорится: «Я глаза не люблю такие, но они у тебя такие, что теперь я люблю голубые».
Александра Филиппова не пытается как-то описать и, уж тем более, проанализировать реальность, а разлагает образ на составляющие, слово — на отдельные звуки, оставляя от своих героев одну телесную оболочку. Результат порою неожиданный. В песне «Тело» этот прием раскрывает потребительское отношение многих мужчин к женщине как к безликому сексуальному объекту: тело идет, тело рвет ветки, тело даже матерится, но даже несмотря на лирический припев о «body language», понимаешь ущербность такого сексистского подхода.
Социальных аспектов в этой кубофутуристической стихии искать, конечно не следует, но они иногда настигают тебя сами. В десятку бьет «Московское время» с изящным намеком на то, как столичные вкусы, устремления и привычки навязчиво транслируются на все остальные регионы России. В финале Филиппова задорно предрекает скорый конец этому засилью, который, исходя из логики песни, совпадет с окончательным крахом CD и DVD-индустрии. Еще одиознее типично нойзовая «Lenin party», где под блуждающие саксофоны а ля Сергей Летов лозунг «Ленин, партия, комсомол» задорно рифмуется с упадническим утверждением: «Пусто в сердце, пуст танцпол». Как тут не вспомнить Федора Чистякова с его всеобъемлющим «революция кончилась, а теперь — дискотека».
Заглавие «Для никого» отнюдь не является обозначением целевой аудитории альбома. Скорее, здесь стоит вспомнить сентенцию «Агату Кристи»: «Не прячь музыку — она опиум для никого, только для нас». Возможно, изломанные ритмы и прихотливые мелодии и являются тем крестом, на котором распинаются участники группы «Иллинойз», но для вдумчивых искателей новой оригинальной музыки прослушивание этого альбома станет комфортным, приятным и полезным времяпрепровождением.
Комментарии читателей Оставить комментарий