Божена Войцешевска (BOJENA): «Я всегда стараюсь проверять свои песни на детях»

02:00 18.01.2016 , Денис Ступников

Замечательная певица Божена Войцешевска представляет свой новый клип «Дьявола дочь».

О ней пока известно не так уж много. Тем интереснее было нашему корреспонденту встретиться с певицей и услышать из первых уст об истории создания нового видео, а также – о ее творческих установках.

Кадр из клипа BOJENA «Дьявола дочь»

KM.RU: Серьезные постановочные клипы со сложными декорациями сейчас мало кто снимает. Здесь же чувствуется основательная подготовка, особенно - в плане замысла и сценария. Как шел процесс и в чем заключались сложности съемок?

- Как всегда, сложности заключаются в человеческом факторе. Потому что идея, в принципе, возникла у меня давно, а, что касается деталей, это не моя работа. Сложности заключались, скорее всего, в понимании того, как можно объяснить людям идею, которую ты вынашиваешь не один год, чтобы они ее поняли быстро. Дело в том, что у меня скорость, к сожалению, немного другая, нежели у большинства людей. Мне нужно быстро, срочно, сейчас, желательно – вчера, а они чего-то все думают, ходят, чешут (смеется). Опять же, зачастую приходилось даже не подталкивать, а останавливать. Как выяснилось потом, материал всех заводит – по крайней мере, что касается этой песни. Настолько заводит, что уже наступает день съемок, а у людей еще есть новые идеи после утверждения сценария. Ну и, конечно, всё хотелось сделать по-настоящему. Не знаю, получилось это или нет, но мы старались передать ощущение того, что люди делают руками, а не посредством программ, которые кто-то придумал. Моей основной задачей было передать чувства и ощущения.

KM.RU: Действительно, в промо-ролике очень впечатляет кадр, когда съемочная группа рушит макет стены в миниатюре.

- И, самое главное, нога человека, который хочет декорацию подтолкнуть (смеется). В общем, работа очень сложная, потому что долго утверждали сценарий, это заняло несколько месяцев. Потом его отшлифовывали и дорабатывали, искали художника, создавали декорации. Песня настолько завела людей, что изначально декорации были в три раза больше, нам пришлось их переделывать. Работа заняла полгода - от мая до ноября. Режиссер клипа – Елена Друм, оператор – Нора Жане. Художник постановщик – Абд Эль – Баки Елена Ашраф Самир, она египтянка Не по моей воле, у нас собрался такой женский коллектив, и лишь продюсером видео был мужчина. Что касается Елены Друм, мне был интересен ее подход, потому что она снимает кино, мне же хотелось не шаблона и формата, не моря и лазурных берегов, а нестандартных решений. Вообще-то я скептически отношусь к арт-хаусу, к которому Елена склоняется в своих работах, но, тем не менее, наш клип, я считаю, получился.

Премьера клипа группы BOJENA «Дьявола дочь»

KM.RU: Почему решили экранизировать именно «Дьявола дочь»? Мне показалось, что она соткана из противоречий – беззащитности и агрессии, провокационности и искренности. 

- Начну с того, что я люблю контрасты. Я не понимаю серое – мне нужно «белое-черное», «холодно-жарко». У меня все очень просто: либо да, либо нет. Все, что посередине, я не понимаю, это для меня мусор. Что касается этой песни, то изначально выбор был другой, но потом я все-таки пришла к этому решению.

KM.RU: То есть вы как-то мониторили общественное мнение?

- Да. В течение года я общалась с разными людьми – начиная от рядовых слушателей, которые к музыке не имеют никакого отношения, и заканчивая всем известным Артемием Троицким, который выделил для себя именно «Дьявола дочь». Исходя из всех этих мнений, я поняла, что нужно делать ставку именно на нее. Опять же, когда мы записывали альбом, эта песня была одной из моих самых любимых. Но тогда я даже не подозревала, что буду снимать клип именно на нее, потому что мне самой казалось, что это – чересчур. Я полагала, что если она мне нравится, то все остальные могут не понять или испугаться. Но время рассудило иначе, ведь эта песня, несмотря на свою нежность, беззащитность и агрессию, довольно мелодичная. Мне нравится сочетание мелодичности и силы.

KM.RU: В клипе ощутимы отсылки к эстетике фильмов ужасов – в частности, к замечательной «Хижине в лесу». Это было сделано сознательно?

- Я об этом думала изначально. В итоге, когда мы начали снимать, и я посмотрела рабочий материал, то поняла, что от фильмов ужасов мы ушли далеко. Хотя в узком кругу знакомых я тестировала видео на большом экране в домашнем кинотеатре на детях, которым было по 9 лет, потом они вышли, и им было страшно. Вообще я всегда стараюсь проверять свои песни на детях. Для меня это показатель, потому что они не могут врать и лукавить. Если у друзей есть дети по 8-10 лет, то я, чтобы им не травмировать психику, стараюсь что-то мельком включить. Они мгновенно поют, запоминают. И тут реакция была такой: «Нам было страшно». Значит все-таки какая-то из граней, которая была изначально задумана, где-то все-таки проявилась. Страшные сказки – это классно, я их люблю. Мой любимый персонаж – Баба Яга. Я не люблю всяких Снежинок и Снегурочек… Не скажу, что это для меня скучно, но Баба Яга – форева (смеется).

Кадр из клипа BOJENA «Дьявола дочь»

KM.RU: Сейчас в обществе нездоровая истерия, связанная с поиском «ведьм» - в прямом и переносном смысле. Не боитесь, что на этом фоне «Дьявола дочь» могут подвергнуть критике? Церковь-то нормально к этому относится, но есть различные провокаторы, голоса которых, к сожалению, слышны громче всего.

- Если начинать, умничать, то слово «дьявол» впервые использовано, в Греции в XVIII веке одним из поэтов и переводится со старо греческого, как – Обманщик. Я до такой степени изучила вопрос, что если меня спросят, то я отвечу, что это не имеет к религии никакого отношения. Что касается обычных людей, то когда я писала песню, то у меня даже не было мыслей, что это может кого-то испугать. Уже в процессе работы в контексте мыслей о ротации такой вопрос возник. Я думаю, что люди в России изначально чувствуют душой, поэтому душа должна победить скептические настроения и взгляды. Могу сказать, что желания запугать или сделать что-нибудь эдакое, чтобы на меня обратили внимание, не было даже близко.

KM.RU: Какие планы на премьеру этого клипа? Даже музыканты первого эшелона, типа «Би-2», признают, что клипы сейчас снимаются для узкого круга, потому что их в ротацию не берут.

- Я поддерживаю «Би-2» (смеется). Настроение по поводу каналов и ротаций, конечно, не радужное. Но опускать руки и изобретать велосипед тоже неохота, потому что я все-таки чувствую тенденцию к изменению ситуации. Это видно по многим телеканалам. Пока непонятно, куда ведут эти перемены. Но они есть. Попаду я на эту волну или не попаду, это уже не мне решать. Безусловно, такое желание есть. Делать такие серьезные дела, чтобы складывать их в коробочку – это не для меня. Не получится там – будет другой вариант. Как говорится, будут бить – будем бежать. А пока нужно делать дела.

KM.RU: Какие-то презентации или мероприятия для журналистов в связи с премьерой клипа вы планируете?

- Поскольку сроки выхода видео были задержаны, я уже не вижу смысла заниматься этим в январе-феврале. Скорее всего, будет презентация уже непосредственно группы – либо перед началом серьезных гастролей, либо в процессе. А, может быть, мы обойдемся и без презентаций. Возможно, работа группы на сцене будет сама по себе презентацией. Все будем решать по ситуации. Загадывать, придумывать, делать высосанные из пальца мероприятия мне не хотелось бы. Не в обиду будет сказано, я это все делаю не для журналистов, не для деятелей шоу-бизнеса, а для людей. Моя основная задача – донести музыку до людей. Если есть возможность использовать телевидение, надо использовать. Радио – большой вопрос, но тоже надо пробовать. Интернет – тоже хорошо. Основная задача – сделать классный высококачественный продукт, насколько это возможно в принципе, и донести его до людей. Больше ничего не хочу.

KM.RU: Раньше журналисты были одним из средств донесения информации до людей. Сейчас действительно времена изменились, есть и другие каналы. У вас вообще какая-то стратегия раскрутки своего проекта есть?

- Планы грандиозные. Продюсированием всего проекта, естественно, занимаюсь я, поскольку, никто, кроме меня, лучше не понимает всей специфики. Каким образом это будет продвигаться и есть ли план? Конечно, он есть, но рассказывать о нем глупо и бессмысленно. Поживем – увидим. Все будет делаться по мере возможности и по мере надобности. Однажды группа The Who должна была выступать на каком-то канале и их просили не произносить в одной из песен нецензурную фразу. А они вышли, как спели! Директор канала кричит: «Я вас больше не приглашу». Они отвечают: «Нам больше и не надо!». Так что рассуждать о том, где, как и когда, не вижу особого смысла.

KM.RU: Перфекционизм, который ощутим в вашем случае во всем, не является причиной того, что о вас до сих пор не узнала широкая публика? Есть два альбома, вы хотели представить группу еще после записи первого, но что-то вас тогда не удовлетворило, и презентация отложилась. Почему?

- Первый альбом «BOJENA» не то, чтобы разочаровал, но ожиданий были больше. Может быть, сказалась неопытность, а, может быть – незнание каких-то тонкостей или неуверенность в себе. Все время сомневаешься. Эти сомнения привели к тому, что первый альбом меня не очень удовлетворяет. Хотя многие музыканты, которые его слышали, отзывались о материале довольно лестно. Перфекционизм? Да, есть такая вещь. Почему до сих пор обо мне не знают люди? Опять же, выходить с недоделанным материалом на сцену нельзя ни в коем случае. У нас в стране ты либо выходишь сделанным артистом и только расширяешь свои возможности, талант, пишешь новые альбомы, либо ты всю жизнь в рамках начинающего. Есть такие артисты, которые 10 лет все «начинают», но надеются, что вот сейчас «попрет». А ты сделай сначала! Опять же, много песен не бывает, альбомов (если они хорошие) тоже. Не будем кривить душой, музыкант зарабатывает концертами. Как любой бизнесмен в этой области, я озабочена вопросом, а что продавать? Человек, который продает йогурты, понимает, что нет смысла запускать производство ради одного вида. Так же и здесь. Люди, делающие одну песню и желающие с ней выскочить, зачастую этого добиваются, но дальше что? Так ты и будешь музыкантом одной песни. Это разочарование на всю жизнь. Вроде ты чего-то добился, но при этом ты никто, потому что не можешь давать полноценных концертов, потому что нет материала, не можешь собрать нормальную группу. Играть вживую ради одной песни – это вообще нецелесообразно. Поэтому песни – это мой хлеб , и материала должно быть ровно столько, чтобы сначала сыграть нормальный концерт продолжительностью час-полтора. И, наверное, осознание ошибок первого альбома привело к тому, что понадобилось записать второй (под названием «Грязные мысли») уже с абсолютной дерзостью и наглостью, насколько это возможно, не слушая никого. Я поняла, что нужно воплощать ту природу, которая заложена во мне. В итоге я получила то, что хотела. Что касается видеоклипа, он же является рекламой, ты же на нем не заработаешь денег. Поэтому нужно было сделать этот шаг. Думаю, что в 2016 году наступит то прекрасное время, когда группа BOJENA, сильная, смелая, дерзкая может выйти с достойным материалом и сыграть вживую много-много концертов подряд.

KM.RU: Если все-таки говорить о первом альбоме, вас не устраивает именно качество песен или же то, как они прозвучали? Там что-то похоже на «Моральный кодекс», что-то выдержано в духе экстремального диско.

- Меня смущает звучание. Я даже не скажу про целостность, может быть, она даже где-то и присутствует, но нет жесткой целостной линии. Некоторые песни я бы сделала жестче по звуку.

Самый первый любительский клип группы BOJENA «Город» (2006)

KM.RU: Вы переслушали чьих-то советов?

- Чтобы никого не обижать, скажу так: я вступила в соглашение со своей совестью, чего делать категорически нельзя. Можно шлифовать, можно что-то добавлять, можно убирать, сколько угодно перерабатывать, но нельзя говорить самой себе: «А давай сильно не будем пугать». Да, звук смущает, но, возможно, когда-нибудь я первый альбом перепишу. Такая идея уже есть (смеется).

KM.RU: Нынешнее звучание вас полностью удовлетворяет?

- Не до конца, но, наверное, на процентов 60-70. Потому что впереди еще третий альбом и т. д. Естественно, будет шире, больше, мелодичнее и громче. Например, ко второму альбому я поняла, что блюзы – это моё, хотя многие личности в моей юности говорили, что я петь не умею (смеется).

BOJENA «Вчера» (lyric video)

KM.RU: Лично меня во втором альбоме зацепили более лирические вещи – «Ангел» и «Вчера». 

- Согласна, мне они тоже очень нравятся. Я бы сняла на них клипы, но есть нюанс. Тут, как в любом бизнесе: можно делать хит, тогда надо было снимать клип на песню «Грязные мысли». Но я решила исходить из того, что надо удивлять. Вспомним Станиславского, который встречал приходящих к нему на прослушивание вопросом: «Чем будете удивлять?». Сейчас такое время, что удивить сложно. Столько всего было, столько уже есть, все заелись или обленились.

KM.RU: Слишком много информации, и люди избаловались.

- Победой будет, если на секунду, на две или на три человек остановится, посмотрит и попытается что-то понять. Или захочет посмотреть еще раз. Хотя абсолютной победой, когда я выйду на сцену и увижу полный зал. Задачи шокировать и провоцировать сознательно у меня нет. Я думаю, та неуспокоенность и провокационность, которая проявляется в моих песнях – это отражение внутреннего состояния. Все вокруг говорят, что у меня невыносимый характер. Но я так не считаю, мне кажется, что я добрая, хорошая, трудолюбивая и покладистая (смеется).

KM.RU: Как раз если все противоречия сублимировать в творчестве, то характер и будет более покладистым.

- Борьба противоположностей внутри меня действительно существует и не угасает. Но куда без этого? Без этого песни не пишутся.

KM.RU: Насколько для вас мучителен творческий процесс? Что вдохновляет и что ему препятствует?

- Ничего не мешает. Сытость или удовлетворенность жизнью? Этого нет в принципе. Потому что это состояние надо либо находить искусственным путем, либо в моем случае это приходит, как SMS-ка. У меня нет такого: нужно написать песню, выдумать тему, помучиться, раз – и получилось. Фактически каждая песня состоит из каких-то жизненных ситуаций, мужчина негодяй - не ответил, по маме скучаю и т. п. Каждая песня – это фактически определенная ситуация. Если покопаться в своей голове, я могу вспомнить, когда это происходило. Из каких-то эмоциональных потрясений возникает песня. Но, опять же, они приходят ко мне, как письма. Я просто беру лист бумаги, ручку и срочно записываю. Открывается какой-то канал, а мне остается просто перенести пришедший мне текст на бумагу. В общем, это волшебство.

KM.RU: Регулярность этого процесса вас устраивает? Или хотелось бы чаще или реже?

- Чаще – наверное, нет, потому что мне еще хочется успевать жить обычной жизнью, хотя бы чуть-чуть (смеется). Потому что если писать песню, ты в нее полностью погружаешься. По крайней мере, пока я ее не закончу, пока она у меня в дневнике не будет в том варианте, с которым я буду дальше работать. А это может занять день, два или неделю. Скажем, песню «Амнезия» со второго альбома я вообще написала 10 лет назад, и она как-то была не востребована. К первой пластинке она не подходила, потому что была очень жесткой, а во второй она прямо встала идеально. Она нашла свое место. Конечно, звук в ней пришлось сделать более современным.

KM.RU: А такое понятие, как творческий кризис, вам ведомо? Вот Глеб Самойлов, говорил, что для него самое страшное, если он несколько месяцев не может написать песню. Тогда возникает страх, что канал перекрылся навсегда.

- Нет, у меня бывает состояние, когда я его отключаю. Когда я понимаю, что сейчас нужно остановиться, успокоиться и переключиться на что-то другое. Бывает такое, что восприятие замыливается. Кажется, что песня вышла уже на что-то похожей. Бывает, напишешь песню, хорошую до безумия, и тут возникает страх, а, может, я ее у кого-то стырила? И начинаешь думать, возможно это или нет. Конечно, от этого время от времени нужно отдыхать. Приходится заставлять себя не писать, заставлять не думать, отключаться и прочее. Хотя уже сейчас я думаю о том, каким будет следующий альбом. Стиль, концепт, куда идти, о чем буду говорить.

KM.RU: И часто улавливаете себя на том, что песня на что-то похожа?

- Бывает такое. Но я понимаю, что, во-первых, в музыке семь нот, а во-вторых, мое состояние может пересекаться с чужим. Нередко творческие люди попадают в одно музыкальное поле, поэтому ничего плохого я в этом не вижу.

KM.RU: А как относитесь, если люди со стороны сравнивают вас с кем-то? С теми же Garbage.

- Мне как-то все равно, я понимаю, что много людей на планете, и они все разные, как отпечатки пальцев. Даже, если кому-то привиделись какие-то сходства, это же круто. Меня это не парит, честно говоря.

Кадр из клипа BOJENA «Дьявола дочь»

KM.RU: Вы пишете, в основном, тексты? Соавторы вашей музыки – кто они?

- Я пишу тексты. Что касается музыки, то в этом непосредственно участвуют всего два человека – я и мой соавтор. Половина на половину, где-то я лезу в музыку, где-то он, лезет в слова. Вообще-то, он человек не публичный. Поэтому о нем, больше ни слова. Это его желание.

KM.RU: Насколько вы друг друга понимаете и часто ли у вас возникают творческие трения?

- Понимаем друг друга, безусловно. Мы очень давно дружим, но бывает так, что и бросаем чем-нибудь друг в друга (смеется). Потому что когда ты находишься в состоянии написания песни, или в состоянии передачи информации, то нередко случается столкновение. Я хочу сделать все быстро, он тоже, а что-то не пускает, происходит непонимание и недовольство. До рукоприкладства не доходило, но накал очень серьезный. Это происходит до тех пор, пока песня не сформируется. Бывает так, что в одном месте забыл мелодию – и песня не клеится. Потом вспоминаешь, набрасываешь, вроде все нормально. Пока песня не существует в каком-то физическом виде, она может улетучиться. Есть несколько таких песен, которые пока были в голове, казались очень классными, а в итоге что-то не собирается. Где-то потерялось, где-то упустил какую-то секунду – и всё.

KM.RU: Вам важно ощущать себя в какой-то волне, тусовке или вы одиночка? Вы родились на Дальнем Востоке, ощущаете ли свое родство с той плеядой – будь то «Мумий Тролль» или кто-то еще?

- Нет, я не в тусовке. Могу сказать, что я сама по себе. Я прекрасно понимаю, что для создания чего-то прекрасного, нужно организовывать процесс вокруг себя, а не входить куда-то. Я считаю, это неправильно. Нужно заражать своим энтузиазмом, своей философией. Что касается Дальнего Востока, я там родилась и жила – не более того. Мои корни идут из Польши, и так просто сложились обстоятельства. Великая Отечественная не одну семью таким образом изменила, разрушила или опустошила. Не скажу что я человек мира, но мой город там, где я могу заниматься музыкой. Если бы я могла это делать в Екатеринбурге, Новосибирске, Владивостоке, Челябинске, Уфе – я бы жила там. Так сложились обстоятельства, я не лукавлю. Для меня – главное делать свое дело. А где и как это будет, это вопрос второстепенный.

KM.RU: Безумно интересно, как ваши польские корни влияют на вас и на ваше творчество?

- Первое, это выражается в характере. Опять же, все говорят, но я этого не замечаю (смеется). Характер упрямый, местами жесткий, категоричный, бескомпромиссный. Я жуткая гордячка, со мной, не так просто познакомиться, пообщаться. Но если я вижу человека в человеке, то нет предела гостеприимству, радушию и всему остальному. Второе – западный педантизм. Я не чистоплюйка, но желание сделать хорошо для меня является главным. Иногда я этим всех напрягаю. Нередко все живут в каком-то другом ритме, и считают, что можно сделать кое-как, наспех, здесь и сейчас. А я все-таки, делая что-то сейчас, всегда думаю о завтрашнем дне. Будет ли это уместно, как это будет восприниматься. И музыка подтверждает, что я делаю правильно. Первый альбом был записан в 2009 году, но он и сейчас актуален, даже несмотря на мои какие-то сомнения. Второй альбом тоже актуальный. Я прекрасно понимаю, что в музыке не существует моды. Современно – да. Звучание должно быть современным, чтоб людей не обламывать и не напрягать. А что касается моды, вообще глупость какая-то!

KM.RU: Ну и с именем вам повезло – не нужно было даже измышлять каких-то псевдонимов.

- Спасибо родителям! Не все так просто, там есть всякие семейные истории, потому что у меня большая семья.

KM.RU: Магию имени на себе ощущаете? Верите, что оно оказывает влияние на судьбу?

- Если читать характеристику имени Божена, то, в принципе, я вижу в этом меня. Упрямая, горделивая. Но одновременно я очень нежная и покладистая – где-то, иногда (улыбается). Долгое время я не слышала и не видела ниоткуда поддержки. Ни от родителей, ни от друзей. Многие говорили: «Да зачем, не надо! Надо жить, выходить замуж, рожать детей, жить обычной жизнью. Потеряешь много времени, разочаруешься». Короче все то, что говорят людям, которые чего-то хотят достичь в любой области и сфере деятельности. Поэтому эту поддержку приходилось искать в себе.

KM.RU: Каким образом?

- Даже не знаю! Убеждать, уговаривать, настаивать, верить. Все ресурсы, которые были нужны для записи первого альбома, я находила в себе. Это невероятно сложно, поэтому хочется пожелать всем, чтобы родители поддерживали детей, чтобы обретали друзей, единомышленников. Потому что одному, когда все говорят «не надо», это очень сложно. Зато есть другой очень хороший момент: если ты переходишь какой-то рубеж (а никто не знает, где он есть), то все начинает оборачиваться в твою пользу. И тогда ты понимаешь: слава Богу, что я не свернула, не опустила руки, не раскисла, а до какой-то остановки все-таки дошла, доползла.

KM.RU: А были такие моменты, когда опускались руки и казалось, что двигаться дальше уже нет никакого смысла?

- Безусловно, и не один раз!

KM.RU: Что спасало, помогало?

- Осознание того, а что дальше? Я прекрасно понимаю, что если я бы бросила музыку раз и навсегда, то меня бы к этому все равно потом что-то бы вернуло. Другими путями, но все равно она была бы рядом. Если бы я не находила выход, то я бы всем вынесла мозги, сделав жизнь людей вокруг просто невыносимой (смеется). Мне нужен выход той энергии, которая во мне кипит и бурлит, которая меня мучает. И я ее преобразую в музыку.

KM.RU: Сейчас эту стену скептицизма родных и близких пробить удалось?

- На самом деле, не до конца. Какой-то явной поддержки у меня пока нет. Вы же понимаете, что она будет тогда, когда ты будешь мелькать везде, когда у тебя куча работы, ты на каком-то экране. К сожалению, только так.

KM.RU: Еще у вас в планах выпуск живого альбома?

- Раздел «BOJENA Live», который есть у меня на сайте, подразумевал идею живого концерта. В будущем, когда у нас будут живые выступления, мы его будем заполнять. А когда они начнутся, зависит от премьеры видео и дальнейшей деятельности.

Фото предоставлены группой BOJENA
 

Комментарии читателей
23.01.2016, 07:11
Гость: дауншифтеру

Власть страхуясь, приняла закон разрешающий стрелять женщин/беременных/ и детей ,причем в толпе. Заметь, твоих женщин и детей.

19.01.2016, 13:59
Гость: да ну

клип ничего, хоть идеи вторичны, но за счет них хоть нескушно.
А песня проходная. И солистку где откопали?

18.01.2016, 17:12
Гость: Проб-а-Лядь

На своих, на своих проверяй, а за чужих могут бОшку отрезать.

]]>
]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.