Александр Непомнящий «Хлеб земной»
Обложка диска. Предоставлено издателем
Девять лет назад ушел из жизни Александр Непомнящий. До этого он несколько лет мужественно сражался с глиобластомой, казалось, победил, однако Господу он, видать, был нужней. Пока был в силах, вел «Живой Журнал», не просто подавая всем сочувствующим пример стойкости, но и открывая им Христа. Довез, в общем, то самое «зерно на мельницу», о котором пел его тезка и учитель Александр Башлачев.
«Хлеб земной» - последний студийный альбом Непомнящего, его своеобразное духовное завещание. Правда, в отличие от многих работ подобного рода, диск далек от блаженной созерцательности. Сам автор считал «Хлеб земной» антитезой своему предыдущему альбому «Поражение», эпиграфом к которому можно было поставить евангельскую фразу «сила Божия в немощи совершается». Если сила Божия подается нам в Причастии – Хлебе небесном, то «Хлеб земной» это именно то, что мешает нам видеть Христа, удаляет от него, погружая в пучину мирских забот.
Произвол милиции, «натовские бесы», кастовая градация общества, либеральный грай, продажная журналистика – все это лишь звенья той тотальной полосы отчуждения, пролегшей между людьми. Непомнящий мастерски оперирует стереотипами массового звучания, приправляя «Матрицу» припевом на мотив «Мой адрес – Советский Союз» и вживляя в «Автостопную 3» напев из «Прощай» Льва Лещенко. Иную функцию выполняют цитаты из братьев-рокеров в «Юрьеве дне» (Янка Дягилева, Егор Летов, Роман Неумоев). Непомнящий верит, что если все эти люди придут к идее всепрощения («все больше смирения под сапогами, все меньше льда, - и майор будет с нами»), то они стяжают Царствие Небесное.
Чуть гуще краски в «Разговоре с небослужителем», где отсылки к «Городу Золотому» и творчеству «Соломенных Енотов» даны в ироничном ключе. Здесь зашифровано послание всем тем братьям по оружию, кто не до конца расстался с юношескими иллюзиями по переустройству мира. Одна из таких иллюзий – и идеология хиппизма, к которой Непомнящий тяготел в 90-е. Теперь он признает ограниченность своих тогдашних взглядов («Белой лапкой голубиной над сплошной могилой, если б не было нам смерти и весны»). Тем не менее, Непомнящий не собирается прилюдно рвать рубаху на груди, и признает, что эти идеалы все-таки выше обывательского самодовольства: «Советовал Мороз в новогоднюю полночь Феньке бисерной моей рваться вдали от свиней» («Матрица»). Мещанской косности он в конечном итоге противопоставляет незыблемость церковных канонов. Особенно это ощутимо в «Снах серого кота», «Деяниях» и «Взыскании погибших».
«Хлеб земной» наконец-то выпущен в пристойном виде издательством «Выргород». 24-хстраничный буклет с детским рисунками храмов и спящим в небесах мальчиком способен вызвать в слушателе чувство умиления. «Вот и скачут снова навстречу правоверной однозначности в голове вечный Ницше, Ориген с Ванькой Карамазовым на пару, другие вечные проклятые вопросики и любовь конечно (или Любовь — как вам угодно) — поскольку только она умеет здесь разрушать старое — конечно же, именно потому, что лишь одна она умеет творить новое...» (Александр Непомнящий об альбоме «Хлеб земной»).
Комментарии читателей Оставить комментарий
Видите ли, в чем дело. В свое время случилось так, что я достаточно близко общался с Сашей, в т.ч. в период его болезни. Мы в числе прочего говорили с ним о творчестве и о его понимании слушателями. Так вот, Саша принадлежал к числу авторов, которые, во-первых, резко отрицательно относятся к "напусканию тумана" в стихах, а во-вторых, его всегда расстраивало, когда слушатели не пытаются со смыслами его текста разобраться, а трактуют их совершенно по-своему, либо вообще считают пустым набором слов, этаким дополнением к самообразу автора в желании последнего получить известность в т.ч. "загадочными стихами". Согласен - далеко не все так пишут, но в этом особенность именно Александра Непомнящего - автора, не допускавшего красиво-бессмысленных строк и творившего в сфере постмодерна, что автоматически означает множество прямых цитат и косвенных отсылов. Любая песня Непомнящего - это по сути гипертекст, предполагающий, что слушатель будет "кликать по ссылкам" и самостоятельно решит данный смысловой ребус - причем решит его правильно.
Так что у меня к вам действительно огромная просьба - если вам почудился некий смысл в его текстах, то, пожалуйста, хотя бы говорите от первого лица - "мне представляется", "я узнаю в этой песне" и т.д. Это будет хотя бы относительно честно по отношению к автору, который, возможно, простил бы вам превалирование собственных впечатлений над желанием разобраться, что же человек хотел спеть на самом деле.
> «все больше смирения под сапогами, все меньше льда, - и майор будет с нами» - Саша желал нам всем Царствия небесного под сапогами майора???
Отнюдь. Если простим, то и майор будет не так свирепствовать, потому что Господь управит. Отсюда и строки про осуждающего Чацкого, который ничуть не лучше ни своих гонителей, ни фарисеев. Каждый ищет смыслы по себе, и мне в период Великого Поста оказалось это ближе. И многогранное творчество АН, слава Богу, допускает разные трактовки.
> «Советовал Мороз в новогоднюю полночь Феньке бисерной моей рваться вдали от свиней» - это сарказм на тему человеческого снобизма (относится к одной реальной девушке, между прочим), а не прославление "идеалов выше обывательского самодовольства".
См выше. Не вам "приватизировать" "единственно верные" смыслы. И адресное посвящение отнюдь не исключает открытия новых граней в тех же строчках постфактум.
> Песню "Деяния", которую вы считаете "противопоставлением незыблемых церковных канонов мещанской косности", Саша в свои наиболее церковные периоды жизни отказывался петь вообще, называя "сатанизмом".
Кинчев с Неумоевым тоже много чего не пели в период неофиства. Но, слава Богу,воздержались от крайностей - и только выиграли от этого. Обычная болезнь роста, на которой не стоит особо зацикливаться.
> Пожалуйста, не надо такое больше писать. Спасибо.
А вот это не вам решать. Извините
«все больше смирения под сапогами, все меньше льда, - и майор будет с нами» - Саша желал нам всем Царствия небесного под сапогами майора???
«Советовал Мороз в новогоднюю полночь Феньке бисерной моей рваться вдали от свиней» - это сарказм на тему человеческого снобизма (относится к одной реальной девушке, между прочим), а не прославление "идеалов выше обывательского самодовольства".
Песню "Деяния", которую вы считаете "противопоставлением незыблемых церковных канонов мещанской косности", Саша в свои наиболее церковные периоды жизни отказывался петь вообще, называя "сатанизмом".
И т.д. Все смыслы - наоборот. Пожалуйста, не надо такое больше писать. Спасибо.