А.Ф. Скляр и Ва-Банкъ «Ястреб»
Обложка диска. Предоставлено издателем
Распустив «Ва-Банкъ» в 2008-м, Александр Ф. Скляр выдал целую обойму разноплановых альбомов. Каждый из них был по-своему интересным и примечательным, но внимательному слушателю казалось, что все они являются лишь подступами к чему-то по-настоящему грандиозному. Надежды частично оправдались после выхода диска «Слово и дело», где впервые у Скляра в полную мощь дала о себе знать русская тема. К разряду номерных пластинок эта работа, впрочем, не относилась, поскольку состояла всего из трех новинок и переигранных в новом звуке знакомых песен.
Новый альбом Скляра «Ястреб» превзошел все самые радужные ожидания. Недаром музыкант решился вернуть на обложку старый бренд «Ва-Банкъ» - дело тут, надо полагать, не столько в кадровом вопросе (сейчас со Скляром играют старые «ва-банкеры» Александр Белоносов и Андрей Белизов), сколько в ощущении той цельности, которая была присуща лучшим пластинкам группы «Так Надо!!» и «Нижняя Тундра».
«Только хардкор, только вперед — на Север»!» - декларирует Скляр в первой же песне «Анзер». Хардкора тут уже, конечно, нет, хотя по фактуре песня вписывается в эту парадигму, но звучит прозрачнее и мягче. Хардкор — это жесткая и бескомпромиссная позиция, жизнь на пять четвертей и на предельных оборотах. Жизнь, как полет ястреба, который проникает в высшие слои атмосферы и «бьется в кровь о ледяной острый воздух» (сказано в эпиграфе альбома).
Еще 19 лет назад, выпуская альбом «Домой!!», Скляр заявил в одном интервью, что война — это экзистенциальная необходимость. Теперь он в полной мере раскрыл, что под этим таилось. В песне «Мясотело» он выражает свое отношение к участию русских в афганской и чеченской кампании через цитаты из песен «То, что я должен сказать» Вертинского и «Мама, мы все тяжело больны» Цоя. В точности ему не откажешь, ведь когда в середине 80-х БГ впервые перепел «Я не знаю, зачем, и кому это нужно», многие автоматически спроецировали это на Афган. А «Мама, мы все тяжело больны» вновь стала востребованной у наших рокеров в 2000-м, когда еще чеченский конфликт в принципе казался неразрешимым. Сейчас таким же неразрешимым кажется политический кризис на юго-востоке Украины, но Скляр нас подбадривает фразой о том, что «когда война на пороге, надо сражаться». И любая демагогия тут же становится излишней.
В песне «Калечинка» эпизодически всплывает излюбленный персонаж А.Ф. Скляра Вася Совесть — на сей раз в виде сновидческого православного старца. В его уста вложена самая сокровенная фраза альбома «человеки всегда на войне». С этого момента становится ясно, что под войной Скляр разумеет не только кровавые сражения, но и битва человека с собственной несовершенной природой. Через емкое понятие «калечинки» музыкант раскрывает понятие терзающего человечество первородного греха, который в себе должен вызывать ненависть, а в другом — жалость и милосердие. Единственным грехом, который не заслуживает никаких снисхождений, по Скляру является предательство. Так на совершенно новом уровне продолжается галерея увечных героев лидера «Ва-Банка», среди которых — калека из песни «Я живой» и «инвалидик с букетом» из «Не реви».
Многие другие ключевые мотивы Скляра тоже раскрываются в «Ястребе» на принципиально ином уровне. Строчка из «Матросов» Вертиского «а я пил горькое пиво», в свое время давшая повод к написанию «Невских мостов-2», теперь развертывается в целую мифологизированную биографию шансонье «Вертинский». Когда-то Скляр, по праву однофамильца, исполнял панк-вариант песни «Комарово». Теперь он метафизически обыгрывает эту параллель в «Ныряльщике». Вместо автобиографических песен, вроде «Моя жизнь» или «Сад» в новом альбоме мы встречаем посвящение бабушке А.Ф. Скляра «Любовь и смерть Бабулины Лонгория», завуалированное реминисценциями на роман Казандакиса «Грек Зорба».
Все это безмерно впечатляет и восхищает, однако финал альбома и подавно «сносит крышу» напрочь. Романс Эдуарда Артемьева на стихи Арсения Тарковского «Я жизнь люблю». Каким-то шестым чувством понимаешь, что здесь содержатся намеки на Страшный суд. А в последней песне «Viva la Vie» и вовсе речь идет о Втором Пришествии Христа и Воскресении мертвых, поскольку Скляр поет о всеобщем пробуждении человечества, отмене понедельников и наступившем Дне Восьмом. Песня заканчивается джазовым буйством тромбонистов под управлением Максима Пиганова, которое завершает мелодию на том же месте, с какого начинается пластинка. После этого можно поставить диск на повтор и проследить мытарства человеческой души на новом витке, где иная Земля, иное Небо, но все тот же ястреб продолжает свою битву и за гранью видимого бытия.
Комментарии читателей Оставить комментарий