]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Музыка
Главная → Музыка → Интервью
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
    • Авансцена
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Анонсы
    • Концерты
    • МузОбзор
    • Интервью
    • Клипы
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Федор Чистяков: «Редкий фильм обходится без безнравственных сцен и нецензурной лексики»

01:11 15.02.2017
, Денис Ступников

Легендарный Федор Чистяков отметит 25-летие своей знаменитой песни «Человек и кошка»

Концерты, приуроченные к этой дате, состоятся 24.февраля в Москве в клубе RED и 25 февраля в Питере в клубе «Аврора». В преддверии этих событий Федор Валентинович дал интервью нашему порталу.

Федор Чистяков

KM.RU: В постнолевский период вы нередко не могли найти контакта с залом, даже уходили, бывало, раньше времени со сцены. Сейчас чувствуется полное единение с публикой. Как вы к этому пришли?

Федор Чистяков: На самом деле, это очень обширный вопрос, я попытался ответить на него в документальном фильме «Выше Ноля»

KM.RU: Я смотрел, но там это освещено достаточно пунктирно.

- Нет, освещено это там хорошо, просто вы не разглядели.

KM.RU: Нынешнему вашему высвобождению энергии на концертах помогло завершение этого жизненного периода или что-то еще?

- Изменились времена. Я обращаю внимание на этот фильм, потому что там излагается определенная история того, какие действия происходили, какие шаги предпринимались, что при этом происходило и какие результаты это дало. Там достаточно наглядно видно, как потихоньку происходило мое возвращение к пониманию сцены вообще.

KM.RU: Ну а публика, на ваш взгляд, поменялась на концертах? С этой точки зрения какие-то позитивные подвижки есть?

- Понимаете, дело все в том, что в те годы в основном выступления происходили на маленьких площадках, в небольших клубах. До тех пор, пока я не начал петь старые песни «Ноля», по большому счету, выхода на крупные площадки у меня и не было. А поэтому сравнивать публику невозможно.

KM.RU: А не было ли у вас поначалу дискомфорта в момент возвращения на большие площадки? Помнится, когда вы вернулись после большого перерыва в 2009-м и выступали в клубе «Б1», у вас даже конферанс был прописан в сет-листе. А сейчас, судя по всему, вы более комфортно себя чувствуете.

- На самом деле в «Б-1» мне очень понравилось. Это была очень большая разница по сравнению с залами, в которых я играл до сих пор. Ну, это профессионализм приходит постепенно, приходит с опытом. Конечно, поначалу я писал конферанс, боялся что забуду или перепутаю что-нибудь, но после того как я практиковал это несколько лет необходимость в этом отпала и пришла бОльшая уверенность.

Федор Чистяков

KM.RU: Поговорим об альбоме «НОЛЬ+30». Приятно удивили изменившиеся аранжировки. В частности, появилось много музыкальных вставок из западных хитов. Это дань тому времени, музыкальным вкусам ваших поклонников, некий эмоциональный фон, просветительство или даже озорство?

- Наверное, ни то, ни другое и не третье. Поскольку я и музыканты, с которыми я играю, мы все плоды рок-культуры - музыки которую слушали в юности, здесь скорее речь идет о накопленном багаже и музыкальном языке, которым мы выражаем свои мысли. Через, например, какие-то цитаты — иногда прямые, иногда завуалированными. Даже не то, чтобы специально их пытались скрыть, а просто они такие «подкожные». Когда у нас появляется определенная песня, материал, над которым мы работаем, иногда даже определенный сыгранный звук навевает ассоциации с тем, что мы уже однажды где-то слышали. И мы начинаем раскручивать: как здорово, что это звучит именно так, потому что это напоминает то-то, вызывает такое чувство и т. п. В одном произведении может быть одновременно заложено очень много ассоциаций.

KM.RU: Впечатлило помпезное многоголосие в «Северном буги». Как вообще возникла идея задействовать в этой песне почти академические хоры, и трудно ли было ее реализовывать?

- Да нет, в общем-то не так трудно. Алексей Смирнов, с которым мы вместе играем, кроме того, что гитарист, он еще и прекрасный вокалист и специалист по музыке Beatles, по кантри, и по хоровому пению — да и по чему угодно! Как раз он и привел в группу бэк-вокалисток. К сожалению, мы не можем выступать всегда в таком расширенном составе. Максимум, Москва и Питер, а дальше это дороговато получается даже по переезду. Но Анна и Мария очень опытные музыканты с серьезным образованием. Они мастера своего дела, даже преподают вокал, поэтому каких-то проблем в том, чтобы что-то реализовать вокальное, у нас, по большому счету, не было. А желание делать что-то подобное у меня было всегда. Я всегда ратовал за то, чтобы расширять возможности по аранжировкам, и побольше всяких «фишек». Это очень интересно.

KM.RU: С музыкальной точки зрения, в альбоме получилась кольцевая композиция: альбом начинается с хорового пения — и им же заканчивается в «Цикории». Так задумывалось специально?

- Скажем так, кольцо действительно получилось случайно, идея спеть «Цикорий» а капелла тоже пришла случайно. Однажды мы сидели в гримерке в клубе «Космонавт» 13 мая перед презентацией альбома «Без дураков» и немножко пели, чтобы повторить партитуры. Как раз надо было исполнить «Цикорий», но неожиданно даже для себя я вдруг начал петь его каноном. Получилось очень смешно, все веселились, и я понял, что это обязательно надо записать.

KM.RU: При этом «Цикорий» на альбоме звучит в ремиксе клавишника «Алисы» Дмитрия Парфенова. Каким образом возник этот тандем?

- Хотя мы Дмитрием пересекались, когда еще он играл в стародавние времена в группе «АУ», нельзя сказать, что мы с ним были основательно знакомы. Это сотрудничество предложил директор нашего проекта Юрий Чернышевский. Он и организовал этот тандем.

KM.RU: Результатом вы довольны?

- Все было прекрасно. Дмитрий работает очень быстро и оперативно. Вообще альбомы «Без дураков» и «НОЛЬ+30» записывались очень легко и естественно — притом, что работа была очень объемной и по-своему нелегкой. В то же время, каких-то проблем, от которых бы гудела голова, не было. Все двигалось хорошо, записывали очень быстро, с шутками-прибаутками.

KM.RU: Как вы вообще относитесь к группе «Алиса» и общаетесь ли с Константином Кинчевым, который даже упомянул вас в «перечне достойных имен» в песне «Рок-н-ролл» 10 лет назад?

- Вообще я русским роком интересуюсь мало. К группе Алиса я отношусь с уважением, но не могу сказать что это МОЯ музыка. Мы с Константином шапочно знакомы, но близко, пока что не общались.

Федор Чистяков

KM.RU: Но при этом вы перепели «Песню эмигранта» группы «Пикник». Почему решили дописать в ней текст?

- Здесь опять-таки «родственные» связи. Директор моего проекта Юрий одновременно является и издателем дисков «Пикника». Он работал над их сборником «35» и предложил мне: «Давай ты тут что-нибудь сделаешь». Я поискал-поискал — и нашел для себя песенку. Начет дописанного текста — это была импровизация. Просто сама песня очень короткая, и там мало слов в оригинале. Поскольку когда мы взялись ее переписывать, то захотелось что-то еще добавить. В итоге я туда самовольно вставил небольшой импровизационный кусок, что не вызвало протеста со стороны автора (смеется).

KM.RU: А как вам песня группы «Дореволюционный советчик» «Сударь с котофеем» - вариация на вашу «Человек и кошка»?

- На самом деле, я сразу же запостил это у себя на всех страницах и написал, что вот это хороший кавер! Мне нравится, когда люди подходят к исполнению чужого материала действительно творчески. Видно, что человек создал своего рода шарж на песню «Человек и кошка». Кто-то даже из моих ортодоксальных фанов (есть такие серьезные люди, которые считают, что любое изменение авторского текста — это такое кощунство, которое вообще недопустимо ни при каких обстоятельствах) воспринял «Сударя с котофеем» резко негативно. Но я так не считаю. В общем-то, это действительно хороший кавер. Я слушал и смеялся — очень там забавные обороты речи. И спето довольно интересно — опять-таки, без стремления подражать группе «Ноль». По сути дела, это не кавер-версия даже, а другая песня, написанная по мотивам предыдущей. Новые приключения «Человека и кошки».

KM.RU: А вам вообще близка эстетика Серебряного века, в которой выдержана эта песня?

- Не знаю, я не могу сказать, что мне это близко, но вот этот кавер мне понравился.

KM.RU: Очень удачным у вас получился альбом 2013 года «Правило игры». Но вы с него играете не так много песен. Вам самому не нравится или публика не адекватно реагирует? И будет ли концертный блок песен из этого диска расширяться?

- На самом деле, в нашем активном репертуаре находится как минимум четыре песни оттуда, а там всего их девять. Сейчас у нас юбилейная история, такой год, когда этот альбом немножко ушел в прошлое. Например, на концертах «Ноль + 30» положено было играть только «Ноль» просто в силу большой значимости самого мероприятия. В то же самое время, когда были московские концерты-презентации альбома «Без дураков», мы играли там песню «День рождения умершего», которую тоже, кстати, спели хором.

Федор Чистяков

KM.RU: Альбом «Без дураков» - достаточно забавная работа. Но на фоне пышного «Правила игры» он мне показался по музыке несколько минималистичным, там нет арт-роковой стихии. Почему так произошло?

- Вообще-то я бы, конечно, не сказал, что он прямо такой минималистичный, потому что в нем много чего есть. Но в действительности мы в этом альбоме старались придерживаться формата — например, чтобы песни были не очень длинными и чтобы они были максимально по существу. В общем-то, это такой поп-альбом, не арт-рок. Хотя я говорю «поп» условно. Чем сложнее форма, тем меньше у альбома будет слушателей. Увы, но, альбом даже элементарно не будет попадать на радиостанции. На самом деле, была эпоха арт-рока, период, когда появились группы Yes и Genesis. Я очень люблю творчество этих команд, мне всё это очень нравится, очень интересно. Но период расцвета этого направления длился максимум десятилетие или еще меньше. Потом наступил определенный кризис жанра, который привел к тому, что эти же группы стали играть более «попсовую» музыку. Я не скажу, что это однозначно плохо на них сказалось, просто поменялся формат и подход. В арт-роковых композициях, с одной стороны, широта и свобода творческой мысли художника, он играет и делает, что хочет. С другой стороны, далеко не всем интересен такой поток сознания. Поп-песни, в хорошем смысле, предполагают бОльшую выверенность, продуманность и лаконичность, что способствует их лучшему запоминанию и усвоению. Опять-таки, не скажу, что это обязательно плохо. Мой любимый альбом Джорджа Харрисона «Cloud Nine», по большому счету, тоже поп-музыка. Но это прекрасный альбом.

KM.RU: Лично меня обескуражило отсутствие а альбоме «Без дураков» песен о вере и Боге. Если в «Правиле игры» были на эту тему «Мориа» и «Искусство», то в «Без дураков» лишь пародийные упоминания о сумке, «освященной на мощах Матроны», да о Римском папе. Почему вы решили в альбоме «Без дураков» не заявлять о ваших религиозных убеждениях?

- (после раздумья) Ну, здесь разные времена. И потом я всегда говорил, что от того, что изменились мои убеждения, я не собираюсь организовывать группу христианского рока и сочинять песни про Бога. У меня все-таки шоу-бизнес, я продаю своё творчество, зарабатываю на жизнь и, соответственно, здесь подходы и правила другие. Я не рассматриваю музыку как инструмент для донесения своих взглядов.

KM.RU: Очень много таинственного флера вокруг личности автора текстов альбома «Без дураков» Индианы Грей. Вы по-прежнему не готовы раскрывать личность этого человека?

- Да, это по-прежнему остается за кадром.

KM.RU: В одной из статей об альбоме встречал такое мнение, что Индиана Грей — это ваше альтер эго и что, якобы вы хотели оправдаться этими песнями перед теми, кто обвинял вас в том, что вы отказались от поездке на гастроли в Крым.

- Мне кажется, что это очень интересно (с иронией). В одном из материалов я прочитал, что Индиана Грей — это вообще Анатолий Платонов (смеется). Я сильно смеялся, тоже неожиданная идея. Чем больше идей, тем лучше. Каждый выберет то, что ему нравится.

KM.RU: Это сотрудничество будет продолжаться или тоже пока нет никакой информации на этот счет?

- Пока никакой информации на этот счет нет.

Федор Чистяков

KM.RU: Часто ваши песни звучат в саундтреках к фильмам. Радует ли вас это, и какие песни вписались в фильмы наиболее удачно?

- Если интересно мое мнение, то я вообще не считаю, что я состоялся как киномузыкант. На мой взгляд, все это было не очень осмысленно.

KM.RU: Знаю, что вам понравилось, как песня «Имя» вписалась в «Гонгофер».

- Да, но, опять-таки, в Гонгофер» были взяты треки из альбомов «Ноля», которые даже не переписывались для этого фильма. Поэтому сказать, что это была моя работа в кино, было бы неверно. Я ничего не делал, просто не возражал против использования этих треков в этом фильме, вот и все. Правда, там был один трек, который записывался специально. Но это капля в море. Все остальное взято из готового. Но сцена, где звучит песня «Имя» действительно получилась динамичной и эмоционально схожей с песней.

KM.RU: А какая песня записывалась специально?

- «Барыня».

KM.RU: А для поздних фильмов «Восьмидесятые», «Участок», «Бедные люди» вы что-то переписывали специально?

- Для «Участка» тоже была взята готовая музыка из альбома «Когда проснется Бах». Режиссер фильма просто использовал эту музыку.

KM.RU: Любопытно было бы услышать ваше профессиональное мнение, как видеомонтажера, о состоянии современного кино.

- С монтажом в современном кино все очень круто! Вы знаете, я редко смотрю кино и не могу сказать, что пристально слежу за происходящим в российском кинематографе. Если говорить об общей картине, то кино я могу оценивать больше с точки зрения потребителя — как человек, который пошел в магазин и купил себе новый диск. Существует и определенная проблема: практически постоянно происходит такое, что фильм не обходится без безнравственных сцен, нецензурной лексики и всего того, что категорически неприемлемо для моей семьи. Сунешься — и понимаешь, что смотреть-то и нечего. Не потому, что это плохие фильмы, просто они в таком неподходящем для меня формате.

KM.RU: То есть вы не готовы назвать один-два фильма, которые вас впечатлили, скажем, за последние полгода?

- Могу сказать, что нашел и посмотрел в ю-тьюбе серию документальных фильмов «Неизвестная версия», где рассказывается о том, как снимались знаменитые советские фильмы - «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию» и другие. Было интересно чуть больше узнать о том, как это все происходило. О том, как принимались какие-то решения, как удавалось уговаривать худсоветы, какая там на самом деле происходила борьба и многие другие моменты. Несколько действительно интересных фильмов, но это документалка. Может быть, для меня сейчас больше даже интереснее и документальные фильмы, чем игровые.

KM.RU: А как вам книга Анатолия Платонова о группе «Ноль», которая вышла в серии «Легенды русского рока»?

- Это авторская книга и авторский взгляд на вещи. Скажем так, это история группы глазами Анатолия Платонова.

KM.RU: Вы подписываетесь далеко не подо всем?

- Я вообще ни под чем не подписываюсь, и мне не нужно это делать, меня никто об этом даже и не просил. Думаю, что вы, как человек, работающий в СМИ, должны понимать, что какие-то незначительные штрихи могут изменить, во-первых, сами события, во-вторых, одним и тем же событиям можно приписать различную мотивацию и причины. Он считает, что это было так, и он трактует события определенным образом. Имеет право.

Фото Светланы Васиной предоставлены администрацией артиста
 

Темы: Музыка в России, Музыка и шоу-бизнес, Персоны и события в мире музыки, Персоны и события в мире рок-музыки, Юбилеи и годовщины в мире кино и шоу-бизнеса
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Евро-российская война
Самолет МС-21 за два года подорожал на 65%
В России в перечень сельскохозяйственной продукции включили бананы
© KM.RU, Александра Воздвиженская
В Госдуму внесен законопроект о запрете сноса Мавзолея
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Гарик Сукачев, 12 июля, Summer Stage
Армен Саркисян. «Метеор» — новая промышленная марка
Сергей Черняховский. Мифологемы «особого пути» для России
«Никто не хотел войны. Война была неизбежной... Весьма вероятно, что скоро на наших глазах произойдет то, что рано или поздно должно было произойти»
Клалафудафест (Памяти Егора Летова), 22 февраля, «Музпаб Неформат»
Американка, которая отказывается носить маску
Кинопремьера «Спуск. Новая глава» В гости к монстру в тайны подсознания
Кинопремьера «Легенда о самбо»: самый главный бой за звание Человека
Как отремонтировать трещины в потолке?
«Республика в опасности»: Франция обсуждает письмо военных о риске гражданской войны
Россияне потеряли 10 триллионов из-за пенсионной реформы
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.