Сергей Соседов: «На «Славянском базаре» обидели Тамару Гвердцители»

18:11 18.07.2017 , Сергей Соседов

В Витебске завершился XXVI Международный фестиваль искусств «Славянский базар»

Фестиваль «Славянский базар»

Кто-то считает его старомодным, консервативным и даже просоветским, но в этом, как ни странно, и заключается его прелесть. Что-то же должно быть в нашем суетном и быстроменяющемся мире традиционным и стабильным. Главное отличие этого фестиваля от всех остальных – особая, теплая, душевная, невероятно праздничная атмосфера, но не в привычном, дежурном понимании, а по существу, по нашей славянской ментальности. Белорусы приезжают в Витебск из всех уголков страны, приурочивают к фестивалю свои отпуска, копят деньги, привозят с собой самые лучшие наряды. Здесь также собираются гости из разных стран Восточной Европы. Целыми днями они гуляют по городу, отдыхают в скверах, на улицах и площадях, участвуя в различных представлениях, караоке, данс-полах и прочих импровизированных перфомансах; повсюду раскинуты шатры различных мастеров-ремесленников, киоски и столики сувениров, множество экспресс-кафе. И вся эта восторженная вакханалия гуляет до позднего вечера, едва ли не до утра. Это, в первую очередь, и есть «Славянский базар». Все остальное – многочисленные концерты, спектакли, выставки – лишь непременные застольные яства при празднике.

Фестиваль «Славянский базар»

С этой точки зрения уже и неважно, кто и как выступал на официальных мероприятиях, кто что пел, играл или говорил. Тем не менее, главным художественным событием фестиваля является гала-концерт его открытия. В этом году он, может, не изобиловал количеством очень уж масштабных звезд, но в целом прошел достойно. Порадовал новый подход к сценографии белорусскоого режиссера Марины Романовской, которая вместе с художественной группой старалась расцветить оригинальными видеоинсталляциями каждый номер. Пожалуй, особое внимание впервые было уделено сценической колористике, яркости и эффектным сочетаниям цветов на модных ныне плазменных экранах, а также световой партитуре концерта. Света было даже слишком много, так, что зрителям первых рядов приходилось щуриться и закрывать глаза. Но это мелочи.

Р

Йорданка Христова на фестивале «Славянский базар»

Что же касается участников, то, на мой взгляд, самым блистательным был выход Розы Рымбаевой. Певица восхитила не только внешностью, чистейшим летящим голосом и гибкой артистической пластикой, но и личностной глубиной исполнения, мощным внутренним наполнением песни, которых прежде, в ее молодые годы, у нее наблюдалось мало. Она спела новую, очень мелодичную и вдохновенную композицию, не изменяя своему классическому вокальному стилю, которую написал ее сын.

Методие Бужор на фестивале «Славянский базар»

Запомнились также выступления Александра Панайотова, Варвары и Марины Девятовой, великолепного Методие Бужора, Хулио Иглесиаса-младшего, Государственного ансамбля танца Беларуси и танцевального ансамбля «Алан» из Северной Осетии. Два последних упомянутых номера – настоящее украшение вечера: вспоминаются старые знаменитые кремлевские концерты советского времени. Очень обидно было за Криса де Бурга – потертый, плохо одетый старикашка, не попадавший в собственную фонограмму «Lady in Red» аж 1986 года. Стыдно выходить на сцену в таком виде, да еще за неплохой гонорар. Крис де Бург, увы, больше не существует как артист.

Тамара Гвердцители на фестивале «Славянский базар»

Мне кажется, обидели Тамрико Гвердцители, которой доверили в концерте открытия только одну песню. А ведь она в этом году удостоена высокой награды президента Лукашенко «Через искусство – к миру и взаимопониманию», ее именем названа звезда на аллее Летнего Амфитеатра. Завершал праздничный вечер Григорий Лепс и почему-то тремя песнями. Небольшой конфуз вышел с певицей Славой. Во время исполнения своего хитового «Одиночества» она наступила каблуком на шлейф своего платья, и у него лопнула бретелька. Артистка явно стушевалась и не придумала ничего лучшего, чем придерживать рукой… вываливавшуюся из лифа грудь. Казалось бы, Слава – такая неформальная, такая дерзкая и независимая (ведь «Одиночество» у нее и «сволочь», и «сука»!), а тут застеснялась и стушевалась, как школьница. Что же надлежало? Да просто «не заметить» этот казус! Вывалились бы формы? Ну и что, всякое бывает. Это сцена! Ты же артистка, обрати все в эффектное шоу, зрители полюбили бы тебя еще больше и вспоминали бы этот номер еще много-много лет, если не всю жизнь. Вот и получается, что все наши крутые «звезды» только фанфаронятся, а как до дела, то вся их «крутость» – кошкины слезы.

Казус со Славой на фестивале «Славянский базар»

Очень значимым событием стал концерт молодых белорусских исполнителей «Я люблю festиваль!», главной задачей которого было познакомить зрителей со свежей артистической порослью. В самом деле, белорусская эстрада (трудно назвать это словом «шоу-бизнес») переживает сегодня процесс обновления. Появляются новые певцы, музыканты, коллективы, некоторые из которых производят самое позитивное впечатление. В первую очередь, я бы отметил Сашу Немо (жизнерадостный, креативный, пластичный, эксцентричный, по-хорошему дерзкий), певца Юзари (европейского плана, стильный, фактурный, с интересным голосом) и группу «Радиоволна» с ее симпатичным солистом Владом Чижиковым – человеком исключительного сценического обаяния, что сегодня большая редкость. Думаю, при неустанной шлифовке своих профессиональных данных, имиджа, репертуара и должной работоспособности этих исполнителей ждет большое будущее. Во всяком случае, я с удовольствием буду наблюдать за их развитием. Хочется пожелать также успеха совсем юной певице из России Ладе Мишиной (ей всего 13 лет), которая со скидкой на возраст вполне достойно дебютировала на фестивале, хотя ей, как говорится, еще пахать и пахать. Пока она еще очень скованна на сцене, но опыт, как известно, дело наживное.

Александр Лукашенко на фестивале «Славянский базар»

В противоположность этому концерту самое отвратительное впечатление оставило выездное (и якобы сатирическое) шоу «Однажды в России», которое идет на телеканале ТНТ. Более пошлого и вульгарного капустника на «Славянском базаре» не было за всю его историю. Тем горше, что это действо прошло на главной площадке фестиваля – в Летнем Амфитеатре. Самодовольный, но более чем заурядный ведущий в течение 20 минут представлял участников своего перфоманса, без конца обрывая предложения и прыгая с пятого на десятое. «И не знал он, как начать: «в общем», «значит», «так сказать»… Это художественная самодеятельность самого низкого пошиба; я бы это назвал «антихудожественная самонадеянность». Убогие шутки, скетчи, диалоги, глупый юмор – невзыскательную публику это, может, и впечатлило (хотя многие зрители покидали зал), но художественному уровню международного славянского форума это никоим образом не соответствовало. Чиновникам от культуры, утвердившим это безобразие в программе фестиваля, надлежит сделать соответствующие выводы.

Григорий Лепс на фестивале «Славянский базар»

Впервые за несколько последних лет на «Базаре» состоялся гала-концерт украинских артистов, и это было очень доброе, дружеское мероприятие. Звучали старые любимые украинские народные песни и авторские украинские хиты большей частью советского времени: «Распрягайте, хлопцы, коней», «Сокол», «Червона рута», «Мой родной край» (из репертуара Софии Ротару) и многие другие. В программе принимали участие сильно состарившийся Николай Гнатюк (не попадавший к тому же в собственную фонограмму), старожил академического цеха Иво Бобул, стильная Злата Огневич, классный Макс Лоренс, державная певица Наталья Бучинская (поет с хором МВД), заводной шансонщик Михаил Грицкан, ансамбль «Кобза» и другие. Украшением концерта стала мощная инструментальная композиция пианиста-виртуоза Евгения Хмары с камерным ансамблем и видеоинсталляцией на тему апокалипсиса (во всяком случае, так это воспринимается). Завершала вечер одна из самых популярных звезд украинской эстрады Ирина Билык (в России ее имя известно по великолепным хитам «Снег» и «О любви», которые поет Филипп Киркоров). Певица призналась, что охотно дарит (а не продает) свои песни российским, белорусским и болгарским артистам и счастлива, когда они обретают новую жизнь. Совсем недавно у Ирины вышел новый альбом, который она с дружеским автографом подарила автору этих строк. Не могу не отметить, что атмосфера вечера (как на концерте, так и за кулисами) была удивительно теплой и радушной. Ни разу и нигде, ни в каком контексте не прозвучало ни одного бандеровского лозунга и вообще ни единого намека о политике. За кулисами все наше общение было только на русском языке. Кстати, песни на русском в концерте звучали тоже. Прекрасно, что «Славянский базар» является сегодня местом сближения и единения братских народов, и искусство обладает здесь великой силой.

Вспомнили на фестивале и прекрасную ленинградскую певицу Лидию Клемент, безвременно ушедшую от нас в 1964 году, будучи совсем молодой. Она успела спеть всего около сорока песен, но оставила неповторимый след в истории советской эстрады. Ей посвящен документальный фильм «Лидия Клемент. Яркая комета» режиссера Дмитрия Маркова и оператора Сергея Махова. К сожалению, видеозаписей певицы почти не осталось – они оказались смыты еще в советское время из-за дефицита пленки. Авторы фильма собирали материалы по крупицам, и фильм зиждится, в основном, на воспоминаниях ее близких друзей, коллег, а также мужа и дочери, которые живут ныне в США. Фильм, однако, весьма посредственный.

Александр Панайотов на фестивале «Славянский базар»

Увы, не слишком порадовала театральная часть фестиваля. Очень плохи были антрепризы – однообразные, пошленькие комедии «Невеста напрокат» (где слово «ж...па» было произнесено не менее десяти раз!), «Ты мне – я себе» (с примитивным и невероятно скучным сюжетом), мелодрама «Семейный ужин в половине второго» и некоторые другие. И ведь довольно хорошие актеры в них участвуют – Ольга Волкова, Владимир Гостюхин, Елена Проклова, Светлана Тома, Александр Панкратов-Черный… Ну неужели им интересно играть во всякой лабуде, где и играть-то по сути нечего – так, одна легкая читка и сплошное кривляние?

Но были и события. Как всегда, креативны и содержательны спектакли московского Театра на Юго-Западе – шахматный детектив «Игра в Наполеона» (по пьесе Стефана Брюлотта) и «Макбет» (по Шекспиру). Как говорится, одни названия чего стоят! Здесь и содержание, и идея, и постановка, и игра. Временами аж дух захватывает! Творческие традиции и художественные новации основателя театра, талантливейшего режиссера Валерия Беляковича, не так давно ушедшего от нас, продолжаются сегодня в его учениках, прекрасных актерах – Олеге Леушине, Карине Дымонт, Михаиле Грищенко, Евгении Бакалове, Михаиле Инчине, Александре Наумове, Сергее Бородинове, Любови Ярлыковой и других.
 

Невозможно не отметить настоящий эксклюзив фестиваля – моноспектакль Дины Корзун «Звездный мальчик» по сказке Оскара Уайльда. Культовый режиссер Максим Диденко сумел поставить тонкое, притчевое, философско-интеллектуальное зрелище. Актриса была на сцене одна во всех образах – Звездного мальчика, Дровосека, Нищенки, Коноплянки, Белки, Крота и других. Она была нервна, эмоциональна, грациозна, певуча и при этом – кротка. Она выражала свое отношение к героям сказки, ее сюжету, подтексту, всем своим эфемерным существом (мне иногда кажется, что эта актриса – фантом) утверждая победу хрупкого добра над беспощадным злом. Местами было, правда, чуть скучновато, но, несомненно, подобные спектакли необходимы всем нам, людям – для очищения. И не только на фестивалях.

Нюша на фестивале «Славянский базар»

На высоком творческом и благодарственном градусе прошел юбилейный концерт композитора Александра Зацепина в Летнем Амфитеатре. Впервые за долгую историю «Базара» 91-летний композитор празднует успех всей своей деятельности на ниве искусства. И празднует в добром здравии и ясном уме. Правда, гениального маэстро стал немного подводить физический (не музыкальный!) слух. Журналистам на пресс-встрече приходилось по несколько раз повторять свои вопросы, чтобы добиться от композитора их понимания и внятного ответа. Но при этом каждый из нас, конечно, понимал, что он свидетель уникального и, может быть, великого мгновения своей жизни.

Александр Зацепин на фестивале «Славянский базар»

Традиционно прошел на фестивале Международный конкурс молодых исполнителей. В этот раз он был слабоват: очень яркого, невероятно сильного и стильного артиста не выявил, хотя вполне даровитые, несомненно, были. Это певец из Болгарии Никола Чочев, сербка Невена Божович, украинец Влад Сытник, казашка Айри, белорус Егор Шаранков, россиянка Лилия Вельтман. Самым сложным, как обычно, оказался первый конкурсный день, когда певцы исполняли славянский хит, где требуется показать не только голос, но и суметь донести содержание произведения, раскрыть его душу. Это, увы, мало кому удалось. Запомнилось, как певица из Грузии Кета Цверава, исполняя гениальный хит «Не отрекаются любя», без конца стреляла глазами направо и налево, явно не понимая, о чем поет. А из уст юного контр-тенора из Колумбии Асаэля Куэста более чем странно прозвучала «Лебединая верность» Евгения Мартынова на стихи Андрея Дементьева. 18-летний певец с внешностью ребенка что-то бессмысленно выпевал слабым тоненьким голоском. Выглядело это весьма комично.

Фестиваль «Славянский базар»

Во второй день участникам было проще: они пели мировой хит. Ну а там главное, по их пониманию, «круто отвокалировать». В целом, второй день получился более выигрышным, впечатлительным, хотя фавориты конкурса Невена Божович, Никола Чочев и Егор Шаранков выступили заметно хуже. Украинец же с его бархатными, «южными» верхами, но без крепких низов, тем не менее, сумел показать себя во всей красе. Ему, а также белорусу (пусть и не с таким красивым тембром голоса) жюри выставило довольно высокие баллы, и оба они за два дня набрали равное количество голосов (151). Все остальные получили меньше. Решением жюри Гран-при решено было не присуждать. Болгарская суперзвезда и легенда эстрады Йорданка Христова, воспользовавшись как председатель жюри правом дополнительного голоса, добавила один балл украинцу. В результате первую премию (и более чем справедливо) получил Влад Сытник, вторую – Егор Шаранков. Сербка Невена Божович стала третьей.

Фото - Дмитрий Коробейников

Комментарии читателей
21.07.2017, 19:15
Гость: Галина

Фотку, подписанную "Рымбаева" уберите, плииз, так как на ней кто угодно, но не Роза Рымбаева).
Стиль автора похож на Корзун в его же описании: довольно тонко, но местами скучновато.

19.07.2017, 21:14
Гость: Елена

Где автор откопал эту фотографию? Если он не знает Розу Рымбаеву, зачем пишет? И ни слова про Димаша.Не надо туда было вообще ездить.Славянский он и есть славянский.В первую очередь славяне.Остальные как приложение.Вот такое отношение.Лепс даже фамилию сменил.

19.07.2017, 18:28
Гость: Вера Антимонова

Чудеса Твои, Господи!!! Что за элегантная леди на фото, под которым написано: "Роза Рымбаева на фестивале «Славянский базар»"??? Возможно, это легенда болгарской эстрады Йорданка Христова?!! Кто виновник такого казуса? "Всезнающий" Сергей Соседов? Или "знатоки" с km.ru??? Думаю, господа, вам стоит разобраться в этом и принести глубочайшие извинения двум эстрадным дивам эпохи социалистического лагеря... (((

]]>]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.