Алексей Дьяков «Живая вода»

Эмбиент в России стиль недооцененный.
Во-первых, по статистике возрастная категория слушателей на Западе это 45-70 лет, а у нас в стране этот возраст больше привержен звёздам эстрады. А во-вторых, величие таких имён как Артемьев своим сиянием автоматически оставляет других отечественных эмбиент музыкантов далеко в тени. Так сложилось, но так будет не всегда, потому что в России уже выросло поколение саунд-дизайнеров высокого уровня и многие из них успели заявить о своих серьёзных амбициях в многочисленных стилях электронного эмбиента. Здесь уместно упомянуть такие проекты, как Chronos, Astropilot, Ephilion, Леса Листвы, Echo-ES. Поскольку нередко выходят новые альбомы, многие любители музыки могут продолжить список своими любимыми композиторами.
Отдельно хочется выделить такой стиль эмбиента, как глубоко расслабляющий (deep relaxing), часто называемый термином “healing” - целительный. Такая музыка как правило мелодична, построена на красивых гармониях и использует умиротворяющие приятные звуки. Зачастую “healing” трек напоминает звуковую текстуру, в которой отсутствуют привычные элементы - соло, гармонические или смысловые переходы, четко выраженные узнаваемые инструменты. И именно это качество позволяет слушателю погрузиться в свой собственный внутренний мир в сопровождении правильно подобранной музыкальной текстуры.
А бывают композиции, обладающие глубоким релаксирующим воздействием и при этом удачно использующие синтезированные в духе привычных инструментов звуки, соло, смену тональности, ритмические пульсации (не путать с драм секцией!) и звуковые секвенции. При этом каждый элемент способствует растворению сознания слушателя, то есть обладает психоакустическим эффектом. Такая музыка находится на стыке музыкальных направлений эмбиент, псайбиент и нью эйдж.
Именно о таком музыканте и поговорим сегодня - Алексей Дьяков, композитор музыкотерапии, чьи произведения стали основой для патента музыкотерапии №RU2740255C1 и чей альбом “Живая вода” (Elixir vitae) даёт хорошее представление о по настоящему расслабляющей музыке.
Все девять треков альбома были созданы автором в студии в Горной Адыгее, где в течение трёх лет композитор делал полевые записи природы, исследовал горы в поиске необходимых состояний релаксации и постепенно отражал это в музыке. Альбом создавался три года и был выпущен в апреле 2019 на лейбле “Syngeneia records”.
Первый трек называется Inner heart (Истинное сердце) и начинается со звуков горной деревеньки, слушатель как-будто выходит из нее и видит горы, таким образом построены простые мелодичные рифы, звуки которых ближе всего к фортепьянным, однако это синтезатор и особые резонансы в арпеджио сразу настраиваю ухо слушателя на некоторую “космичность”. В итоге звуки космоса появляются к третьей минуте и вот уже над слушателем раскрылось огромное звёздное небо, которое можно увидеть только в горах. Именно космос, внешний и внутренний, раскрывается с помощью глубоких электронных пэдов в которых мы слышим и звездные высокочастотные резонансы, как капли обволакивающие нас, и низкие глубокие протяжные текстуры, создающие основу для плавного течения по волнам трека. Пространство самоисцелиния открыто и мы переходим ко второму треку:
Родники в душе (Soul springs) - тут уже в свои права вступает psybient, автор использует аккуратные психоделические элементы, которые помогают слушателю пойти глубже в своё подсознание - встретиться с непознанным и сохранить при этом спокойствие. Способствует такой медитации интересный мелодический ход, тоже риф только теперь на неком подобии космической гитары (это тоже синтезатор разумеется), риф одновременно и волнующиий и успокаивающий за счет повторений. Этот лидирующий инструмент проведёт слушателя сквозь интересные пространство, каждое из которых лучше услышать, чем прочитать его описание.
Вдали (Out of hale) - красивый, правда моментами вызывающий щемящее чувство утраты, реквием. Автор потерял отца перед выходом альбома и именно в этом треке сумел выразитьб не только грусть и но и надежду на возрождение души после смерти, тут слова излишни, стоит послушать.
Тепло и свет (Warmth and light) - предоставлю слово автору: “Тепло и свет это основа нашей радости и покоя, пусть остальное расскажет музыка.” Именно такое ощущение необходимо слушателю для восстановления после погружения в реквием.
Русская (Russkaya) тоже цитирую ***“*Когда я вхожу в лес, его звуки обволакивают и начинают говорить со мной на понятном языке. Каждая птица, каждый шорох и стук, шелест листьев и скрип деревьев создают уникальный ритм и гармонию и через некоторое время душа уже поёт вместе с лесом. Русская природа, русская лирика, русская жизнь.”
В этом треке удачно использованы полевые записи леса, некоторые партии живых птиц выстроены в тональность трека и остаётся полное ощущение, что птицы подпевают музыке.
Треки Богородица, Послание и Крылья последовательно и очень красиво готовят нас к финальному отрезку - ребёфингу, то есть перерождению, которое автор закодировал в последнюю композицию альбома:
Живая вода (Elixir Vitae) - заглавная композиция альбома намеренно поставлена последней, потому что именно она - самая важная. Поскольку весь альбом это единое музыкальное путешествие вглубь сознания слушателя, в конце обязательно необходим выход, то есть возвращение к свету, эмоциям и жизни. Именно так русский фольклор и трактовал живую воду, которая всегда возвращала героя к жизни. Хороший прием, хоть и рискованный, когда автор лучшую композицию ставит в самый конец, понимая что современный слушатель может и не дослушать до самого главное.
Однако высокие места в некоторых международных чартах (Мексика, Голландия в разделе электронных альбомов) обнадёживает - все-таки немалому числу любителей музыки альбом понравился.
Надеюсь, что моя рецензия поможет принять решение о прослушивании альбома “Живая вода” композитора Алексея Дьякова и обогатит слушателя чем-то необычным и мотивирующим. Пусть музыка скажет своё слово.
Автор - Отто Шварц
Комментарии читателей Оставить комментарий