Игорь Анатольевич Бобрин родился 14 ноября 1953 г. в Ленинграде. В детстве Игорь часто болел, и в 7 лет мама привела его на каток, даже не подозревая, что тем самым на многие годы вперед определила судьбу своего сына. Он начал заниматься фигурным катанием под руководством Татьяны Ивановны Ловейко.
Мальчику повезло с тренером – Игорь попал в группу прекрасного педагога. Правда, первая встреча новичка с тренером была отнюдь не идиллической. «Было холодно, лед закатали, и нужно было его почистить. Я, крепко держась за мамину руку, переминался с ноги на ногу, ожидая тренера, и вдруг… на катке с метлой, в огромном тулупе появилась Баба-яга. Я увидел человек 40, катающихся по кругу. Посередине стояла женщина, на которой было надето очень много теплых вещей: сверху – какой-то тулуп, как у ночного сторожа, а над тулупом – огромная лисья шапка. За толстыми стеклами очков глаза казались с блюдце. В руках у нее была метла, которой она на ходу исправляла ученикам некоторые недостатки в осанке. Совсем не больно, но ужасно досадно. Когда дошла очередь до меня, и она мне сказала что-то обидное, более того, дотронулась до меня метлой, – я убежал и спрятался под скамейкой. До сих пор помню эту темноту. Что дальше случилось – вспоминается смутно, потому что у меня началась истерика».
Тренируясь у Ловейко, Игорь получил первый взрослый разряд, а в 11 лет состоялось его первое выступление перед широкой публикой.
Когда Бобрину шел 12-й год, его пригласил в свою группу знаменитый тренер Игорь Борисович Москвин. Собственно, с этого момента для него и начался большой спорт.
Первый серьезный успех пришел к 18-летнему Бобрину в 1972 г., когда на весеннем чемпионате СССР в Минске он завоевал бронзовую медаль. Игорь исполнял произвольную композицию на мелодии из кинофильмов Чарли Чаплина «Новые времена» и «Огни большого города». В начале следующего сезона, осенью 1972 г. Игорь на турнире профсоюзов СССР в Ростове-на-Дону занимает 3-е место вслед за Овчинниковым и Волковым. Правда, в основной состав сборной ему пробиться не удалось.
Сезон 1974 г. был необычен тем, что отбор на главные турниры проходил не на всесоюзном чемпионате, а на январском Кубке СССР. Не все сильнейшие смогли там стартовать. В отсутствие травмированных Овчинникова и Волкова без труда победил Ковалев, серебро и бронзу вновь получили Лисовский и Бобрин. В том же сезоне Игорь поехал в Канаду на турнир «Скейт Кэнада», где впервые встретился с Толлером Крэнстоном, художником на льду, с которым его не раз сравнивали. Не удалось пробиться в сборную Игорю Бобрину и в 1975 г.: еще очень сильна была старая гвардия – Ковалев, Волков, Овчинников. Бобрин одержал в том сезоне лишь одну победу – на весеннем Кубке СССР.
К олимпийскому сезону Бобрин со своим тренером И.Б. Москвиным и хореографом Юрием Потемкиным подготовили, безусловно, новаторскую по тем временам программу на музыку Мусоргского «Картинки с выставки» в современной аранжировке. Фигурист продолжал следовать избранному направлению – созданию художественного образа на льду. На матче сильнейших фигуристов страны в Риге в декабре 1975 г. Бобрин занял 3-е место вслед за Волковым и Овчинниковым, но на чемпионат Европы и Олимпийские игры вместо него поехал Ковалев.
Дебют 22-летнего Игоря Бобрина состоялся на чемпионате мира 1976 г. в Гетеборге: он занял там 8-е место. Новичок обратил на себя внимание и специалистов, и зрителей своеобразием почерка. Завершился сезон чемпионатом СССР в Волгограде, где тройка призеров выглядела так же, как в Риге: Волков, Овчинников, Бобрин. Казалось, преодолен барьер, отделявший Игоря от международной арены, первый шаг к мировому признанию сделан. И никто не знал тогда, сколько этих шагов еще предстоит сделать фигуристу.
В том же 1976 г. родился показательный номер Игоря Бобрина «Ковбой», который объехал все ледовые площадки планеты и вошел в золотой фонд мирового фигурного катания. Если бы тогда Бобрину сказали, что в финале концерта, посвященного его 50-летию в 2003 г., он будет катать «Ковбоя», вряд ли фигурист смог бы в это поверить…
Следующий сезон (1976-77 гг.) сложился для ленинградского фигуриста не совсем удачно. Начался он с победы Игоря на турнире памяти Н.Панина в родном городе, но затем на соревнованиях, по итогам которых формировалась сборная СССР – турнире «Московские новости» и чемпионате страны в Вильнюсе – он занял соответственно 5-е и 4-е места. В качестве 3-го номера сборной ему предпочли более молодого москвича Константина Кокору. А Бобрин под занавес сезона во 2-й раз выиграл Кубок СССР в Ижевске, опередив Кокору.
Несмотря на относительные турнирные неудачи, Бобрин не остановился в своем развитии и остался любимцем публики. Сезон 1977/78 он начал с победы в турнире на приз профсоюзов СССР в Липецке в октябре 1977 г. В декабре он занял 3-е место вслед за Овчинниковым и Волковым на «Московских новостях», а через месяц на чемпионате лучших фигуристов страны в Одессе вновь замкнул тройку призеров. Таким образом, Бобрин вошел в состав сборной СССР, завоевав право стартовать в чемпионатах Европы и мира. На чемпионате Европы в Загребе Бобрин опустился на ступеньку ниже по сравнению с прошлогодним чемпионатом – 5-е место. Еще большей неудачей закончился для него венский чемпионат мира – 10-е место после прошлогоднего 5-го. В короткой программе он сорвал каскад, в произвольной тройные прыжки ему также не удались.
Исправлять допущенные ошибки и просчеты предстояло в очень ответственном олимпийском сезоне 1979/80. Для Игоря он ознаменовался прежде всего творческой находкой – великолепной короткой программой на музыку Паганини. В постановке ее принимал участие и ушедший из спорта Юрий Овчинников, который в тот сезон начал помогать Москвину тренировать Бобрина. Не у всех эта программа вызвала однозначную реакцию. Например, Елена Анатольевна Чайковская сказала о «Паганини», что ее нельзя назвать спортивной программой. Разве можно прыгать тройной, перед этим размахивая руками? Полагается раскатиться, поехать, собраться, прыгнуть, выехать руки в стороны и т. д.
Да, в 1980 г. подобное казалось непривычным, но прошли годы, и прыжки без видимой подготовки к ним стали неотъемлемой частью программ мировых лидеров в фигурном катании. И именно Игорь Бобрин был первопроходцем данного направления.
Первый старт олимпийского сезона принес Бобрину 2-е место вслед за англичанином Робином Казинсом. Затем следуют уже ставшие традиционными победы на Призе профсоюзов СССР и Призе памяти Панина. В декабре Бобрин впервые становится обладателем «Хрустального конька» – главного приза турнира «Московские новости». На матче сильнейших фигуристов СССР у него – серебряная медаль.
На чемпионате Европы в Гетеборге Бобрин вернул себе утраченную год назад 4-ю позицию, 3-е место занял Владимир Ковалев, и никто не предполагал тогда, что это – последний старт в его спортивной карьере. Уже в Лейк-Плэсиде, в Олимпийской деревне Владимир заболел корью и не смог выйти на старт олимпийского турнира. Бремя лидерства в советской сборной легло на плечи Игоря Бобрина, и на сей раз он справился с ним неплохо. Ровно пройдя все разделы состязаний, Игорь замкнул шестерку сильнейших фигуристов-олимпийцев. Через месяц в борьбе с теми же соперниками на чемпионате мира в Дортмунде ленинградец занял 7-е место. На весеннем чемпионате страны в Харькове Бобрин одержал свою вторую победу во всесоюзных первенствах. За короткую программу «Паганини» он получил 9 оценок 5,9 балла за артистизм.
Закончился сезон 1980 г., а с ним – и очередной олимпийский цикл. Простились со спортом многие фигуристы бобринского поколения, и перед Игорем встал вопрос: «А что дальше?» Своей жизни безо льда, без фигурного катания он не мыслил, но ему шел уже 27-й год, и шансов в борьбе с молодыми оставалось все меньше. Подготовку к решающему сезону Игорь начинает с новым тренером – своим недавним соперником, другом и к тому же братом жены Юрием Овчинниковым, который закончил кататься в 1978 г.
К сезону они подготовили новые короткую и произвольную программы. Короткая, как всегда, представляла собой законченную миниатюру под названием «Подстреленная птица». Первый осенний турнир в Лондоне принес Игорю лишь 5-е место. А затем началась беспроигрышная серия турниров: Приз профсоюзов СССР, Приз Панина, декабрьский турнир «Московские новости». Второй год подряд ленинградец уверенно завоевал «Хрустальный конек». Особенно сильное впечатление произвела на всех его новая короткая композиция.
На чемпионат Европы в Инсбрук Бобрин поехал без Овчинникова, который в те годы считался невыездным. Оптимизма это обстоятельство отнюдь не прибавляло: бороться пришлось в одиночку. На старт его выводил Сергей Волков, работавший в то время в Спорткомитете СССР. Спустя много лет фигурист так вспоминает тот победный для себя чемпионат: «Там все проходило на жутких нервах, и все так выстраивалось, что до последней секунды я не знал, чем все закончится: я мог стать и первым, мог стать третьим или пятым. На старт произвольной программы я вышел первым сразу после разминки, откатался, и потом уже ничего от меня не зависело. Первый раз в своей жизни я прокатал программу без сучка и задоринки. Исполнил все 5 тройных прыжков, тогда это считалось гроссмейстерским набором. Чисто сделал все каскады и все дорожки. При этом я катался абсолютно осмысленно. Совершенно отстраненно я играл свою партию под музыку Рика Вейкмана к мюзиклу «Король Артур и рыцари Круглого стола». И от хореографии, и от постановки я получал наслаждение. Видимо, мое удовольствие передавалось не только зрителям, но и судьям. К тому же в этой программе у меня присутствовали кое-какие примочки, придуманные специально для судей. Я то вроде снежки бросал, то делал вид, что жонглирую. Прошло много лет, и я сейчас в деталях не очень помню ту мою чемпионскую программу, но не могу забыть, как смеялись судьи, сидя за своими пультами. В тот вечер я доставлял удовольствие всем, включая и себя. Такое крайне редко случается – может, всего несколько раз за спортивную карьеру. Узнав оценки, я почти сразу же вышел на улицу. Не мог находиться во Дворце, в помещении. Я вышел и что-то пел все время. Я гулял и гулял около Дворца. Рядом стояли телевизионные автобусы, через которые шла трансляция. В их открытые двери я видел в темноте, внутри салона, светящиеся мониторы, слышал голос диктора, объявляющего оценки. Я пел, пел, чтобы не слышать объявленных баллов. Из автобусов высовывались техники – думали, псих какой-то бродит. Причем я же не переодевался, а бродил на фоне альпийских гор в том самом костюме, в котором катался. Представьте себе, что они обо мне думали: ходит какой-то чокнутый и поет русские песни… Наконец я вернулся в раздевалку, сел, качаюсь; тут и Сережа вбегает: «Ты – чемпион!», и у него слезы текут».
Предстоял чемпионат мира в американском городе Хартфорде, и он должен был доказать, что в Инсбруке был не случайный всплеск. И доказал: на этом чемпионате он получил бронзовую медаль. Летом 1981 г., после отпуска, началась подготовка к новому сезону. В начале сезона на традиционном декабрьском турнире «Московские новости» Бобрин неожиданно уступил молодому воспитаннику Елены Анатольевны Чайковской Владимиру Котину. Реванш у Котина Игорь взял через месяц на чемпионате страны в Риге, в 4-й раз став чемпионом СССР.
На чемпионате мира в Копенгагене он после «школы» был вторым, после короткой программы – третьим, но в итоге занял лишь 7-е место. Тем не менее, после завершения чемпионата Бобрин получил персональное приглашение в турне по Европе: ведь, независимо от занятого места, его показательные номера пользовались бешеной популярностью у публики. В конце сезона руководство авторитетно посоветовало фигуристу покинуть сборную за снижение спортивных результатов. Бобрину шел 28-й год, и у функционеров такой спортсмен уже не считался перспективным. Масла в огонь подлил и тот факт, что Бобрин решил развестись с первой женой, а его отношения с Натальей Бестемьяновой не вызывали восторга у чиновников Спорткомитета.
Уйдя из большого спорта, Бобрин полностью отдал себя Театру ледовых миниатюр, художественным руководителям которого он является сегодня. На период с 1986 по 2008 гг. в его репертуар входят следующие спектакли: «Немое кино», «Фауст. ХХ век», «Распутин. Постфактум», «Авантюра» («Еврейская баллада»), «Талисман», «Мы любим классику», «Алиса в стране чудес», «Танго нашей жизни», «Маугли», «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик», «Звуки джунглей», «Золушка», «Мэри Поппинс», «Снежная королева», «Лебединое озеро», «Белоснежка и семь гномов».
Игорь Бобрин родился в семье Марии Ильиничны и Анатолия Павловича Бобриных. К тому времени у них уже был 14-летний сын Владимир, который спустя несколько лет, окончив школу, поступил в мореходное училище в Риге. Анатолий Павлович, ветеран Великой Отечественной войны, работал бригадиром электриков. Его бригада занималась ремонтом электрооборудования во всех театрах и концертных залах Ленинграда. Мария Ильинична работала микшером в кинотеатре.
Игорь Бобрин был женат дважды. Его первой супругой была Наталья Овчинникова. Ребята довольно долго занимались в одной группе. Наташа поначалу была одиночницей, но не добилась высоких результатов. Тонкая, пластичная, она плохо прыгала и хорошо вращалась. Ее называли «русской Пегги Флеминг». После того, как распалась пара Людмилы Смирновой и Андрея Сурайкина, Наташа пробовала себя в парном катании с Сурайкиным, но в итоге поступила на филфак университета и, выйдя замуж за Бобрина, оставила спорт. 23 января 1977 г. у Наташи и Игоря родился сын Максим. Их брак распался через 8 лет совместного проживания.
Настоящей же спутницей жизни для Бобрина стала его вторая супруга – Наталья Бестемьянова. Когда роман фигуристов начался, Игорь был женат. Чтобы убить свои чувства, Наталья даже стала встречаться с другим, но любовь победила: Бобрин ушел из семьи и в 1983 г. женился на Бестемьяновой.
Игорь Бобрин – человек тонкого мировосприятия. Его талант находил свое отражение не только в образах, созданных им на льду, но и на бумаге. Игорь Бобрин пишет как в прозе, так и в стихах. Вот стихотворение, написанное им в день его прощания с большим спортом:
«Закончен день, о нем не пишут саги.
Закончен день, их много на Земле.
А на столе расстелен лист бумаги,
Еще на влажном кухонном столе…»
Непростые отношения связывали Игоря Бобрина с Федерацией фигурного катания СССР. В январе 1983 г. фигурист занял 2-е место на чемпионате СССР, однако руководство Федерации под предлогом «омоложения команды» не включило его в сборную. Мотивировали это снижением спортивных результатов, возрастом, тем, что пора уступать дорогу молодым, перспективным. Обиднее всего было то, что никого из молодых на чемпионат Европы вместо Бобрина не послали: туда поехали только Фадеев и Котин, а третья вакансия пропала вовсе – ведь Бобрин имел на чемпионат персональное приглашение. Фигуриста лишили его последнего шанса, и переживал он это очень тяжело.
Настоящими соратниками Игоря Бобрина были его тренеры Игорь Москвин и Юрий Овчинников. Все цветы, подаренные Бобрину на вечере прощания с большим спортом, он отдал двум этим людям, с которыми вместе прошел свой нелегкий путь в фигурном катании. Особенно теплые чувства он испытал к Москвину: «Я счастлив, что попал именно к нему. Попробую объяснить, почему. В 7 лет, когда делаешь на льду первые шаги, тебе еще, в общем-то, нечего сказать, и оттого ты беспрекословно подчиняешься тренерской воле и идеям. Но потом у фигуристов появляется собственное ощущение жизни, музыки, искусства, стремление его как-то передать. Однако далеко не всякий тренер готов предоставить им право голоса. Наверное, потому, что усматривает в этом угрозу своему авторитету. Не так-то просто, видимо, признать, что ученик в какие-то мгновения способен мыслить оригинальнее, богаче и свежее, чем многоопытный учитель. Тот тренер, который не в силах с этим согласиться, превращается в диктатора и год за годом «штампует» фигуристов-близнецов. Он может привести их к пьедесталу, но само фигурное катание ведут вперед другие – те, кто умеет уважать не только собственное, но и чужое «я», кто смело вступает в творческое состязание с учеником, берет его в соавторы, обогащается в совместном поиске, и в то же время остается Учителем. К таким наставникам относится Игорь Борисович Москвин».
Пожалуй, о наших недостатках и достоинствах знают наши друзья. Вот что в свое время написал о слабостях Бобрина его друг Станислав Токарев: «К высшей точке спортивной карьеры ты подошел сравнительно поздно. Я знаю, тебе казалось, что виной тому – юношеское легкомыслие, способность в золотые годы, коль настроение, до утра писать стихи, петь под гитару, спорить. Виной, что ты вполуха услышал здравые призывы к самоограничению, исходившие от твоего наставника Игоря Борисовича Москвина, человека дела и долга. Я знаю, что когда тебя взялся тренировать Юрий Овчинников, то вы, близкие души, порой тратили на бурные выяснения творческих позиций много больше, чем допускалось планом, чем диктовала разумная необходимость. Но недостатки – продолжение достоинств, в тех и других ты неповторим. Выходит дело, спасибо тебе за то и другое».
Бобрин — один из самых оригинальных и артистичных фигуристов. Огромное внимание он уделял постановке, музыке, создавая даже в произвольных программах небольшие спектакли. Кроме этого, совершенствовал сами элементы, придумывая целые серии шагов на одной ноге в разных направлениях, комбинации из 4-5 прыжков также в разных направлениях.
В 1980-82 гг. он исполнял уникальную комбинацию из четырех прыжков валлей и двойного акселя в разных направлениях, оригинальные спирали, вращения; одним из первых в мире овладел пятью разными тройными прыжками, единственный в мире исполнял т. н. «бобринский прыжок» (bobrin jump) с вращением впервые в горизонтальной плоскости (придуманный Тамарой Москвиной), удачно вписывая их в программу.
Бобрин одним из первых в мире овладел пятью разными тройными прыжками: лутцем, флипом, риттбергером, сальховом и тулупом. Обладая тонким чувством баланса, умел выехать прыжок «на зубах», то есть в самом неудачном положении.
Наиболее успешным в спортивной карьере Бобрина стал 1981 г. На чемпионате Европы его выводил Сергей Волков, ввиду запрета на выезд за границу у Овчинникова. Занял второе место в обязательных фигурах, в короткой программе (названной «Подстреленная птица») неудачно выполнил каскад и был четвертым, но обыграл всех в произвольной программе (чисто исполнив 5 разных тройных прыжков, в том числе тройной лутц и редкий в те годы тройной флип, целый ряд др. оригинальных элементов, вызвав восторг зала и длительную овацию по окончании программы, получив 4 оценки 5,9 балла за артистизм), что позволило ему стать чемпионом. На чемпионате мира 1981 г. был пятым в фигурах и четвертым в короткой программе, но вновь резко улучшил результат в произвольной программе, став вторым (чисто выполнил 4 тройных прыжка, в том числе тройной лутц; американская публика в восторге аплодировала стоя, судьи за артистизм выставили оценки 5,8-5,9 балла, за исключением одной в 5,6 балла), в итоге получил бронзовую медаль.
Вошли в историю и его показательные выступления с программами «Гарсон» (первоначальное название «Официант» запретило руководство Спорткомитета), «Мушкетер», «Спящий ковбой», «Человек тысячи масок», «Парное катание» и др.
Бобрин помогал ставить программы ряду фигуристов, в том числе Кристине Чако (Венгрия), что помогло ей стать второй на чемпионате Европы – 1997. В качестве хореографа работал с парой Елена Бережная — Антон Сихарулидзе, ставшими олимпийскими чемпионами 2002 г.; в 2005 г. помогал ставить программу Ирине Слуцкой, когда она стала чемпионкой мира.
Пожалуй, одним из самых трагических моментов в жизни Бобрина было его прощание с тренером Игорем Москвиным. «Однажды в нескольких фразах он намекнул мне на то, что у него появились сомнения относительно моих возможностей добиться чего-то большего. Когда человеку полностью доверяешь и вдруг слышишь в его голосе сомнение, когда ты считаешь его богом в том деле, которым ты занимаешься, услышать такое ужасно обидно. Во мне бушевало столько амбиций, мне так хотелось больших побед, я чувствовал в себе столько сил, что сомнения Москвина меня буквально подкосили», – вспоминает Бобрин.
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Артист с большой буквы! И мне все-равно крестится он или нет.
Сегодня, на телевидении, во время трансляции программы про юбилей, после исполнения песни, тяжёлой песни в исполнении Ларисы Долиной, Игорь перекрестился крестом НАОБОРОТ! СЛЕВА НА ПРАВО ! ПОЗОР ! Сразу после этого ему сделали замечание соратники по кадру! Но он проигнорировал! Зря ! Позор, если не знал! Ужас - если по привычке! Стыдно! Гордился! Теперь - ЧУЖОЙ !
А мы сегодня, 24 августа 2013 года, в ледовом дворце в г. Ленинске-Кузнецклм видели "Ковбоя" Игоря Анатольевича Бобрина!!!Спасибо!!!