]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России → Иносми
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Чем китайские истребители угрожают России?

15:30 15.12.2010

Cклонность Китая к копированию систем вооружений внушила России некоторые опасения

Подозрительная склонность Китая к копированию систем вооружений внушила России некоторые опасения относительно экспорта своих технологий. Тем не менее в один прекрасный день Москва может покончить с любовью к «сделанному в Китае».

На Китайскую международную авиационную и аэрокосмическую выставку, более известную как «Airshow China» (Аэрокосмический салон в Китае), обычно съезжаются представители российский оружейных заводов для сбыта своей продукции. Но в прошлом месяце на выставке показались лишь некоторые из них. Это лишь часть более широкой тенденции в области оборонных связей между двумя государствами, и эта тенденция проявляется в сокращении объема продаж российской военной техники в Китай.

Еще несколько лет назад Пекин в большом количестве закупал изделия военного назначения, оставшиеся Москве от советской эпохи, включая дорогостоящие танки, военные корабли и самолеты. Но уже в последние годы Китай отказывался подписывать контракты на любые крупные системы вооружений из России, несмотря на то что уменьшается число основных систем вооружения, которые Пекин закупил много лет назад и которыми страна располагает.

Все это принуждает Китай к покупке в основном выборочных элементов системы или заменяемых элементов для расширения платформ, приобретенных у России. Например, в ходе встречи 9 ноября в Пекине российско-китайской межправительственной комиссии по военному сотрудничеству глава Центрального военного комитета Китая Го Босюн и российский министр обороны Анатолий Сердюков подписали контракт на поставку в Китай «запчастей для систем противовоздушной обороны, авиации и морского флота».

Так к чему же перемены? По существу, Китаю больше не нужны военные комплексы советских времен, ведь китайская оборонная промышленность теперь при необходимости способна сама изготавливать подобную технику (и даже превышать этот уровень в некоторых случаях). Пекин уже сейчас готов к закупке более совершенного вооружения, часто систем российского производства новейшего поколения.

Но проблема Китая заключается в том, что российские власти без особой охоты осуществляют продажи, опасаясь, что китайцы просто скопируют технологию, интегрировав ее в свои системы, некоторые из которых китайские торговцы оружием впоследствии могут экспортировать в другие страны в прямой конкуренции с российскими предложениями.

Несомненно, Китай, что называется, набирает форму в этой сфере. Российские и международные источники сошлись во мнении, что китайские инженеры и техники воспроизвели один из наиболее известных и прибыльных военных экспортных товаров России, истребитель Сухой Су-27 («Sukhoi-27»). После наложения эмбарго на поставки оружия с запада в 1989 году Китай стремился приобретать передовую военную технику у других производителей, китайское правительство потратило 1 миллиард долларов в 1992 году на приобретение «под ключ» двух десятков «Су-27» (Прим. ред. - «Сухой-27») у российского военно-промышленного комплекса, переживающего далеко не лучшие времена после краха военной промышленности Советского Союза. После испытаний самолета Китай решил купить еще 200 единиц, но китайцы пожелали построить их у себя в стране.

В обмен на обязательство Китая потратить 2,5 миллиарда долларов на приобретение двухсот комплектов импортированных российских деталей для сборки самолетов в соответствии с лицензией и обещание не реэкспортировать самолеты без разрешения Москвы Россия передала китайской оборонной промышленности чертежи «Су-27».

После сборки ста самолетов китайская сторона оборвала контракт на оставшиеся сто на том основании, что модель самолета Су-27 столкнулась с более жесткими требованиями к производительности со стороны китайских ВВС. Однако в 2007 году в СМИ появилась информация об истребителе J-11B, внешне удивительно похожем на Су-27. Утверждение Китая - что лишь 90 процентов главных подсистем, установленных на J-11B, произведены в Китае, но как и Су-27, J-11B является многоцелевым истребителем, который по замыслу должен соответствовать US F-16, одним из самых широкодоступных истребителей американского происхождения за последние десятилетия. J-11B собран Шеньянской авиастроительной корпорацией (Shenyang Aircraft Corporation (SAC)), которая производит все боевые самолеты НОАК (Прим. ред. – «Народно-освободительной армии Китая», официальное название вооруженных сил КНР) и на базе которой, также, собирался Су-27.

Этот опыт заставил Россию более настороженно относиться к идее дальнейшей передачи военных технологий в Китай. Действительно, опасения в отношении копирования китайцами технологий, по сообщениям, привели к тому, что российское правительство намерено всерьез задуматься о целесообразности продажи высокотехнологичных истребителей Су-33, в связи с возможным их использованием в архитектуре китайских авианосцев. Переговоры о возможной продаже были прекращены, когда, согласно российским СМИ, Пекин выразил желание закупить только две единицы Су-33 «на пробу».

С учетом оценок некоторых российских аналитиков, полагающих, что экспорт незаконно изготовленного российского оружия обходится стране в 6 миллиардов долларов ежегодно, не говоря об ущербе его репутации, Россия рассматривает случившееся с Су-27, как часть более широкой проблемы.

Учитывая вышесказанное, эти тревожные сигналы не поспособствовали продажам Су-33, еще и потому, что Китай излишне пылок в своем желании приобрести истребитель в дополнение к ожидаемому массовому выпуску своих новых авианосцев. Такая срочность вынуждала их идти на любые уступки, такие как покупка большего числа самолетов, а также обещание более строгого соблюдения прав интеллектуальной собственности.

Но это оказалось заботой не только российского правительства. Авиационная компания «Сухой» была всерьез обеспокоена сообщениями о том, что Китай, возможно, спроектировал прототип Су-33, приобретя его в 2001 году в Украине, и что теперь планирует выпустить производить его под названием J-15.

Все эти проблемы возникли в одно время с появлением первых признаков того, что Китай действительно может нуждаться в покупке более продвинутого Су-35, если J-11B не будет справляться с поставленными задачами. Тогда Су-35 примет роль ведущего воздушного истребителя, а J-11B будет занят в менее ответственных операциях, как в свое время было организовано в ВВС США с высококлассным истребителем F-15 и бюджетным F-16.

Но, несмотря на все предположения в отношении Су-35, российские поставщики оружия, скорее смирятся с необходимостью значительно снизить объем продаж в Китай, чем рисковать, экспортируя передовое вооружение. Анатолий Исайкин, генеральный директор федерального государственного унитарного предприятия «Рособоронэкспорт», предсказывает, что в ближайшие годы, китайские закупки составят лишь 10 процентов российского экспортного вооружения. Кроме того, продажа Китаю нескольких единиц с последующим их копированием представляется малопривлекательной, и в России опасаются, что китайцы также будут стремиться сбывать свои новые оборонные системы на рынках на стороне, потенциально конкурируя с российскими предложениями. (По существу, Китай мог бы найти свою собственную нишу, продавая оружие с меньшими возможностями при более низкой цене, чем их российские аналоги)

У российских дилеров есть причины для беспокойства. На международных авиашоу Китай уже начинает занимать видные позиции. В прошлом году на международном авиасалоне в Дубае был продемонстрирован их новый сверхзвуковой учебно-боевой самолет L-15 . В этом же году, китайцы выдвинули на продажу передовые системы во Франции, на выставке вооружений «Eurosatory arms fair» (Евросатори - международная выставка вооружений и военной техники сухопутных войск и наземных средств ПВО), и в Великобритании на международном аэрокосмическом салоне Фарнборо («Farnborough Air show»). И в последнем случае, Китай впервые продемонстрировал свои новые многоцелевые истребители JF-17 «Thunder», разработанные совместно с Пакистаном (известные в Китае как FC-1 Xiaolong).

Российское правительство одобрило использование российских двигателей в этой модели, только потому, что Пакистану российские оборонные компании не продавали военные самолеты. Но этот истребитель все еще может стать ключевым элементом экспорта, с учетом того, что Китай и Пакистан могут предлагать JF-17 по более низкой цене (около $15 млн.), в сравнении с современными военными самолетами, предлагаемыми российскими, американскими и европейскими компаниями. К примеру, Азербайджан, Мьянмы, Египет и другие традиционные покупатели российского вооружения, уже проявили заинтересованность в JF-17.

Уже около 250 учебно-боевых самолетов Hongdu K-8, также разработанных в сотрудничестве с Пакистаном, были проданы Китаем в развивающиеся страны, такие как Гана, Египет, Судан и Венесуэла. И в последнем случае, китайцы обошли Россию в конкурентной борьбе, впервые осуществив крупную поставку К-8 в южную Америку. Помимо этого, Китай продал около ста боевых истребителей F-7, основанных на российском МиГ-21, в Бангладеш, Намибию, Нигерию и другие развивающиеся страны. Все это говорит о том, что Россия либо потеряет львиную долю заказов на военные самолеты в развивающиеся страны, либо будет вынуждена снижать цену и предлагать лучшие условия, чтобы сохранить клиентов.

Скорее всего, американские политики с тревогой следили за этими разработками. Маловероятно, что в ближайшее время китайский оружейный экспорт будет конкурировать с американским. Но если в прошлом представителям Соединенных Штатов было необходимо в двустороннем порядке договариваться об ограничении продаж с Россией, то сейчас им придется убеждать Китай сдерживать свою природную склонность продавать вооружение Ирану, северной Корее и другим изолированным от рынков оружия режимам. Например, случай с Пакистаном, который получил доступ к передовым ядерным и ракетным технологиям от китайских поставщиков, несмотря на многолетнюю политику санкций проводимую Соединенными Штатами.

В то же время китайцы, по некоторым оценкам, не так сильно отстают от России в создании истребителей пятого поколения. Россия только сейчас приступила к тестированию своих прототипов, тем не менее, как предполагают эксперты американского "Агентства по защите интеллектуальной собственности" (Defense Intelligence Agency), уже в ближайшие десять лет военно-воздушные силы китайской армии в "значительном количестве" введут в эксплуатацию стелс-истребители.

Хотя российское министерство обороны остается уверенным в том что, Китай не будет представлять военной угрозы еще как минимум десять лет, Тихоокеанскому военно-морскому флоту и Соединенных Штатов и Японии следует как можно скорее озадачиться вопросом: как соответствовать растущим силам Китая? Более менее прояснить обстановку и обозначить намерения Японии будет возможно после выпуска новой "Белой книги" по защите страны, которую министерство обороны издаст в этом месяце.

В отличии от директоров оборонных предприятий Советского союза скептически относящихся к идее, правительство России, в какой то момент, может задуматься о приобретении основных систем вооружения производимых в Китае. Российское правительство, с учетом всех характерных проблем в судостроительстве, уже покупает крупные десантные корабли у Франции и в данный момент, министерство обороны России подтвердило, что более в ближайшее время не намерено начинать строительство новых авианосцев. (Российские оборонные компании так и не оправились после распада Советского Союза, оружейно-промышленный комплекс которого был тесно интегрирован. Верфи, на которых строились авианосцы, находились на территории Украины).

Но ирония заключается в том, что если России когда-нибудь снова понадобятся авианосцы, она первым делом обратится к Китаю. С учетом многих лет промышленного копирования, с китайскими системами вооружения почти не возникнет проблемы совместимости, в отличии от систем западных поставщиков. В итоге, российские моряки и летчики будут чуствовать себя как дома, используя вооружение "сделанное в Китае".

Ричард Вайц/Richard Weitz

Темы: Внешняя политика России, Международная политика
Источник: How China’s Jets Threaten Russia
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Кто убил киевского диверсанта?
Путин оценил ситуацию с рождаемостью в России строчкой из песни
Трамп дал России 50 дней на урегулирование украинского конфликта
Благовещенск первым полностью запретил электросамокаты
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Лена Темникова: «Семья и любовь друг к другу – это бесценно»
«В чём причина столь спорого роста цен на еду? Она вовсе не там, где её принято искать»
Адаптация пчел «Улица Есенина» (интернет-сингл)
Спектакль «Лубянский гример», 3-5 ноября, Особняк Салтыковых-Чертковых
Откуда взялась Матушка Зерновуха?
«Вагнеровцы» и другие провалы: киевский режим расписывается во лжи и преступлениях
Переговоры глав России и США: Байден попользовал Украину и отложил в сторонку
Кошка Сашка «Сохрани» (интернет-сингл)
Бандеровцы из Тарусы
Бродячий цирк «Чтобы нас согреть» (CD и МС)
«Пора на некоторое время забыть о братском народе и братской стране»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.