Изначально Дед Мороз и Санта-Клаус были единым персонажем. Прародителем нынешнего Санта-Клауса был Святой Николас. Святой Николас - реальный человек, священник, живший в четвертом веке в городе Миры (сейчас это территория Турции). В 1087 году его мощи выкрали итальянские моряки и перевезли в городок Бари. В 1953 году Ватикан разрешил обследовать и обмерить останки местному анатому Луиджи Мартино. Он же получил и серию рентгеновских снимков черепа. Ими и воспользовались антропологи для воссоздания лица, применив компьютерную программу, которая "наращивает" мягкие ткани на костях по методу российского профессора Герасимова. Бородку исследователи добавили от себя, определив, что именно такие носили священники в четвертом веке. Добавили и залысины, которые должен был бы иметь 60-летний мужчина. Святой Николас скончался примерно в этом возрасте.
Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое. В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют по-разному: в Испании - папа Ноэль, в Румынии - Мош Джарилэ, в Голландии - Синте-Клаас, в Англии и Америке - Санта-Клаус, а у нас - Дед Мороз.
Голландцы утверждают, что Дед Мороз родом из Голландии, из маленького городка Маастрихте. Родился Синтер Клаас, он же св. Николай Мирликийский, он же Николай Угодник, он же Санта-Клаус, вовсе не в Маастрихте. И ни в одном из больших и маленьких городков Голландии, где его в тот же день двумя часами позже встречали с большей или меньшей помпой. А в Турции (тогдашней Византии), в небольшом городке Миры в Ликии, в IV веке н. э. По преданию, он чуть ли не с рождения был праведником, а когда стал епископом Миры (отсюда - епископское облачение Синтер Клааса), раздавал бедным родительское наследство. За свою добродетель Николай был прославлен в лике святых, его стали называть Николай Чудотворец.
До X века святой Николай Чудотворец был известен исключительно на востоке Европы - в Греции, Болгарии и на Руси. Но здесь рождались не только святые, но и невесты, которых охотно брали в жены западноевропейские короли и князья. Первой в Западную Европу в конце Х века историю о Николае привезла византийская принцесса Теофана, ставшая супругой германского князя Оттона II. Вероятно, Теофана была прекрасной рассказчицей, ибо уже в ХI веке вся Европа верила, что стоит добиваться милости святого, одаривающего золотом бедных.
Николай Угодник стал самым любимым в народе покровителем детей и бесприданниц. Католическая церковь вынуждена была объявить епископа Николая святым. А один хитрый итальянский епископ, решив вообще прибрать св. Николая к рукам, отправился в Миры и выкрал мощи умершего 700 лет назад святого. Поскольку мощи были украдены и вывезены морем, морские разбойники решили, что св. Николай будет и их покровителем (отсюда, видимо, огромное чучело пирата в маастрихтской процессии).
А потом пришла Реформация, которая упразднила культ святых, в том числе и св. Николая. Особенно яро воспоминания о нем искореняли в Голландии, где в присутствии детей торжественно сжигали образа святого на кострах. В день памяти св. Николая - 6 декабря - запрещено было выпекать пряники и делать подарки детям. Протестанты объявили "доброму епископу" самую настоящую войну. Но - ирония судьбы: за Санта-Клауса мы должны благодарить опять Голландию.
Когда голландцы попали в Новый Свет, то первым храмом, который они построили в своем поселении Новый Амстердам, был, конечно, храм Синтер Клааса. Сменившие голландцев англичане старательно уничтожали следы своих предшественников, город переименовали в Нью-Йорк, но до разрушения храма не дошли, только переиначили имя cвятого на Санта-Клауса и попытались бороться с голландским заступником "парламентскими методами".
А сто лет назад в финских домах накануне Рождества появлялся Рождественский Козел, который не только не приносил подарков, но и пугал детей: "Козел проскакал по комнате, высоко подпрыгнул и так меня напугал, что я зарылся в мамины юбки и боялся даже выглядывать". После ухода страшного зверя в доме сама собой появлялась корзина с дарами, и натерпевшиеся дети сразу забывали все свои страхи. Рождественский Козел и правда выглядел устрашающе: вывернутая шуба, рога на голове, берестяная маска, борода - взбивалка для теста, деревянные ложки на ушах...
Но как только в начале ХХ века Козел начал приносить подарки, у него сразу появился соперник - Дед Мороз. Сначала и этот добрый дедушка продолжал носить вывернутую наизнанку шубу и маску на лице, потом под влиянием общей моды сменил серую одежду на красную.
В двадцатом веке Деду Морозу не пристало быть бездомным - его местожительство было официально зарегистрировано и оглашено в 1927 году в детской радиопередаче. Как, впрочем, не пристало ездить исключительно на оленьей упряжке - модифицированный Рождественский Козел начал использовать самые современные транспортные средства.
Мировая мода, справившись с главными персонажами финских Рождественских праздников, посягнула и на традиционное застолье. В 1940-е годы в качестве рождественского блюда попытались внедрить индейку, которую рекламировали как низкокалорийную еду. Но она не смогла потеснить традиционный окорок, блюдо из трески, высушенной и вымоченной в растворе золы от березовых дров, и даже праздничную молочную кашу из риса с миндалем и изюмом. Во время праздничного застолья финны до сих пор пьют глинтвейн - из красного или белого вина, крепленый водкой или коньяком, а завершает трапезу кофе с пряниками. Именно запахи - аромат горячего вина и сложных пряностей - могут отчетливее, чем что-либо, напомнить жителю современного финского города "единственное настоящее Рождество". Ведь большинство из них - горожане только в первом или втором поколении, их корни - в разных местностях страны. Для каждого из них Рождество - это воображаемое возвращение в детство, в заснеженную деревню, в дом, украшенный пучками овса, в детскую, на окнах которой горят свечи, пахнет пряниками и яблоками и вот-вот придет Дед Мороз.
В 1860 году политический карикатурист Томас Наст впервые нарисовал сказочного деда, постаравшись при этом, чтобы тот выглядел как можно более отталкивающим: толстый, старый, бородатый, в очках, в шутовском красном колпаке.
В 1930 году художник Хаддон Сундблом (Haddon Sundblom) получил крупный заказ от компании Coca-Cola на оформление их рекламной кампании в канун празднования Рождества. Компания Coca-Cola, известная своим напитком, прекрасно удаляющим жажду летом, желала, чтобы Кола стала популярной и в зимнее время. Для этого их продукт должен был рекламировать какой-нибудь добродушный толстяк с пышной бородой и в красно-белой одежде. У художника Сундблома был сосед, прекрасно подходящий для такого образа. Кроме того, он был редким весельчаком, а его смех, звучащий как "Йа-Хо-Хо" заражал весельем всех окружающих.
Вот так Рождественский Дед стал звездой с первого дня своего существования. Образ, придуманный художником Сундбломом, стал прототипом современного Санта-Клауса.
Возникший благодаря компании Coca-Cola, Санта-Клаус стал известен всему миру как единственный настоящий Рождественский Дед. Даже в южный странах, где палит солнце, Санта-Клаус обязательно одет в шубу и разъезжает на санях в упряжке.
Пожалуй, единственное исключение из общего правила составляет Россия, где Санта-Клаусу никак не уступает место традиционный Дед Мороз со Снегурочкой, приходящий вовсе не на Рождество, а в канун Нового Года и обходящий ребятишек с мешком подарков.
И все же настоящий Дед Мороз, как и Санта-Клаус, - это не борода, не шуба и даже не умение водить хоровод и рассказывать новогодние сказки. Настоящего Деда Мороза и взрослые, и дети безошибочно узнают по особому огоньку в глазах, теплу в руках и конечно мешку самых долгожданных подарков за спиной. Но даже если такой не встретится вам под Новый Год, помните: Вы всегда можете стать Волшебником сами. Не так уж это и сложно.
С 1998 года в Москве действует проект столичного правительства "Великий Устюг - родина Деда Мороза". Дважды в год - 24 декабря и в день весеннего равноденствия - из Вологодской области выезжает поезд сказочного героя. Не менее торжественно отправляется навстречу ему Снегурочка. Кстати, Русская православная церковь, несмотря на языческое происхождение новогодних персонажей, относится к проекту благосклонно и ежегодно благословляет главного героя на эту роль.
Ежегодно, начиная с 13 декабря, маленькие москвичи могут опускать свои послания в специальные почтовые ящики под городскими елками (за месяц к Деду Морозу их стекается до 10 тысяч). Те, кто напишет самые интересные письма, будут сопровождать "новогоднего царя" из Устюга в Москву. Сам выезд новогоднего кортежа похож на шоу, и все билеты на это действо раскупаются заранее. Поезд с Дедом Морозом едет через Вологду, Ярославль, Кострому и 26 числа прибывает в столицу, где ему устраивают традиционный праздничный прием на Тверской.
Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое. В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют по-разному: в Испании - папа Ноэль, в Румынии - Мош Джарилэ, в Голландии - Синте-Клаас, в Англии и Америке - Санта Клаус, а у нас - Дед Мороз:
Голландцы утверждают, что Дед Мороз родом из Голландии из маленького городка Маастрихте. Родился Синтер Клаас, он же св. Николай Мирликийский, он же Николай Угодник, он же Санта Клаус, вовсе не в Маастрихте. И ни в одном из больших и маленьких городков Голландии, где его в тот же день двумя часами позже встречали с большей или меньшей помпой. А в Турции (тогдашней Византии), в небольшом городке Миры в Ликии, в IV веке н.э. По преданию, он чуть ли не с рождения был праведником, а когда стал епископом Мир (отсюда - епископское облачение Синтер Клааса), раздавал бедным родительское наследство. За свою добродетель Николай был прославлен в лике святых, его стали называть Николай Чудотворец.
До X века святой Николай Чудотворец был известен исключительно на востоке Европы - в Греции, Болгарии и на Руси. Но здесь рождались не только святые, но и невесты, которых охотно брали в жены западноевропейские короли и князья. Первой в Западную Европу в конце Х века историю о Николае привезла византийская принцесса Теофана, ставшая супругой германского князя Оттона II. Вероятно, Теофана была прекрасной рассказчицей, ибо уже в ХI веке вся Европа верила, что стоит добиваться милости святого, одаривающего золотом бедных.
Николай Угодник стал самым любимым в народе покровителем детей и бесприданниц. Католическая церковь вынуждена была объявить епископа Николая святым. А один хитрый итальянский епископ, решив вообще прибрать св. Николая к рукам, отправился в Миры и выкрал мощи умершего 700 лет назад святого. Поскольку мощи были украдены и вывезены морем, морские разбойники решили, что св. Николай будет и их покровителем (отсюда, видимо, огромное чучело пирата в маастрихтской процессии).
А потом пришла Реформация, которая упразднила культ святых, в том числе и св. Николая. Особенно яро воспоминания о нем искореняли в Голландии, где в присутствии детей торжественно сжигали образа святого на кострах. В день памяти св. Николая - 6 декабря - запрещено было выпекать пряники и делать подарки детям. Протестанты объявили "доброму епископу" самую настоящую войну. Но - ирония судьбы: за Санта Клауса мы должны благодарить опять Голландию.
Когда голландцы попали в Новый Свет, то первым храмом, который они построили в своем поселении Новый Амстердам, был, конечно, храм Синтер Клааса. Сменившие голландцев англичане старательно уничтожали следы своих предшественников, город переименовали в Нью-Йорк, но до разрушения храма не дошли, только переиначили имя cвятого на Санта Клауса и попытались бороться с голландским заступником "парламентскими методами".
А сто лет назад в финских домах накануне Рождества появлялся Рождественский Козел, который не только не приносил подарков, но и пугал детей: "Козел проскакал по комнате, высоко подпрыгнул и так меня напугал, что я зарылся в мамины юбки и боялся даже выглядывать". После ухода страшного зверя в доме сама собой появлялась корзина с дарами, и натерпевшиеся дети сразу забывали все свои страхи. Рождественский Козел и правда выглядел устрашающе: вывернутая шуба, рога на голове, берестяная маска, борода - взбивалка для теста, деревянные ложки на ушах...
Но как только в начале ХХ века Козел начал приносить подарки, у него сразу появился соперник - Дед Мороз. Сначала и этот добрый дедушка продолжал носить вывернутую наизнанку шубу и маску на лице, потом под влиянием общей моды сменил серую одежду на красную.
В двадцатом веке Деду Морозу не пристало быть бездомным - его местожительство было официально зарегистрировано и оглашено в 1927 году в детской радиопередаче. Как, впрочем, не пристало ездить исключительно на оленьей упряжке - модифицированный Рождественский Козел начал использовать самые современные транспортные средства.
Мировая мода, справившись с главными персонажами финских Рождественских праздников, посягнула и на традиционное застолье. В 1940-е годы в качестве рождественского блюда попытались внедрить индейку, которую рекламировали как низкокалорийную еду. Но она не смогла потеснить традиционный окорок, блюдо из трески, высушенной и вымоченной в растворе золы от березовых дров, и даже праздничную молочную кашу из риса с миндалем и изюмом. Во время праздничного застолья финны до сих пор пьют глинтвейн - из красного или белого вина, крепленый водкой или коньяком, а завершает трапезу кофе с пряниками. Именно запахи - аромат горячего вина и сложных пряностей - могут отчетливее, чем что-либо, напомнить жителю современного финского города "единственное настоящее Рождество". Ведь большинство из них - горожане только в первом или втором поколении, их корни - в разных местностях страны. Для каждого из них Рождество - это воображаемое возвращение в детство, в заснеженную деревню, в дом, украшенный пучками овса, в детскую, на окнах которой горят свечи, пахнет пряниками и яблоками и вот-вот придет Дед Мороз.
В 1860 году политический карикатурист Томас Наст впервые нарисовал сказочного деда, постаравшись при этом, чтобы тот выглядел как можно более отталкивающим: толстый, старый, бородатый, в очках, в шутовском красном колпаке.
В 1930 году художник Хаддон Сундблом (Haddon Sundblom) получил крупный заказ от компании Coca-Cola на оформление их рекламной кампании в канун празднования Рождества. Компания Coca-Cola, известная своим напитком, прекрасно удаляющим жажду летом, желала, чтобы Кола стала популярной и в зимнее время. Для этого их продукт должен был рекламировать какой-нибудь добродушный толстяк с пышной бородой и в красно-белой одежде. У художника Сундблома был сосед, прекрасно подходящий для такого образа. Кроме того, он был редким весельчаком, а его смех, звучащий как "Йа-Хо-Хо" заражал весельем всех окружающих.
Вот так Рождественский Дед стал звездой с первого дня своего существования. Образ, придуманный художником Сундбломом, стал прототипом современного Санта Клауса.
Возникший благодаря компании Coca-Cola, Санта Клаус стал известен всему миру как единственный настоящий Рождественский Дед. Даже в южный странах, где палит солнце, Санта Клаус обязательно одет в шубу и разъезжает на санях в упряжке.
Пожалуй, единственное исключение из общего правила составляет Россия, где Санта Клаусу никак не уступает место традиционный Дед Мороз со Снегурочкой, приходящий вовсе не на Рождество, а в канун Нового Года, и обходящий ребятишек с мешком подарков.
И все же настоящий Дед Мороз, как и Санта Клаус, это не борода, не шуба, и даже не умение водить хоровод и рассказывать новогодние сказки. Настоящего Деда Мороза и взрослые, и дети безошибочно узнают по особому огоньку в глазах, теплу в руках и, конечно, мешку самых долгожданных подарков за спиной. Но даже если такой не встретится вам под Новый Год, помните, Вы всегда можете стать Волшебником сами. Не так уж это и сложно.
С 1998 года в Москве действует проект столичного правительства "Великий Устюг - родина Деда Мороза". Дважды в год - 24 декабря и в день весеннего равноденствия - из Вологодской области выезжает поезд сказочного героя. Не менее торжественно отправляется навстречу ему Снегурочка. Кстати, Русская православная церковь, несмотря на языческое происхождение новогодних персонажей, относится к проекту благосклонно и ежегодно благословляет главного героя на эту роль.
Ежегодно, начиная с 13 декабря, маленькие москвичи могут опускать свои послания в специальные почтовые ящики под городскими елками (за месяц к Деду Морозу их стекается до 10 тысяч). Те, кто напишет самые интересные письма, будут сопровождать "новогоднего царя" из Устюга в Москву. Сам выезд новогоднего кортежа похож на шоу, и все билеты на это действо раскупаются заранее. Поезд с Дедом Морозом едет через Вологду, Ярославль, Кострому и 26 числа прибывает в столицу, где ему устраивают традиционный праздничный прием на Тверской.
"Имиджу" сказочного героя Деда Мороза на сегодняшний день уделяется самое пристальное внимание. Им всерьез занимаются специалисты - литераторы, этнографы, искусствоведы. Биографию Деда Мороза пишут весьма детально: выясняют, сколько ему лет, кто ему родственники и друзья, где живет внучка Снегурочка. Для него разрабатывается собственный флаг, штандарт и герб. Существует даже идея создать праздничный календарь. Кстати, на эту тему уже написано две диссертации.
Теперь Морозко живет не в абстрактном сказочном лесу. Его владения простираются от Архангельских до Владимирских краев. А вотчина расположилась, как известно, в городе Великий Устюг, где легендарный персонаж получил паспорт с местной регистрацией. Там уже построен его терем и здание почты, куда стекаются детские письма. Для туристов есть гостиничный комплекс, коттеджный поселок, бани, сауны и всевозможные развлечения. Диснейлендом на наш манер стал национальный парк развлечений "Двенадцать месяцев". Уже есть "Поляна сказок", где можно попить клюквенного морса и погреться у костра. Построена освещенная горка, аттракционы. Обустроен даже зооуголок, где живут волчица, медведь и лиса. Кстати, организаторы рассчитывают, что со временем здесь будет филиал московского зоопарка.
Помимо создания национальной детской идеи проект преследует и вполне земные цели: развить внутренний туризм в так называемом "Серебряном кольце России". Это создаст новые рабочие места, привлечет средства в экономику регионов.
Все предпосылки для этого есть - в восемнадцати субъектах РФ проходят новогодние мероприятия: олонецкие игры в Карелии, елки и выставки в Свердловске, ярмарка в Новосибирске. Есть деревня Деда Мороза в Стрельне под Санкт-Петербургом. В Архангельске давно построена и функционирует его почта. В Костроме, на родине Снегурочки, есть посвященный ей колодец и ручеек. В селе Опоки, владениях всероссийской новогодней внучки, придумали четырехметровый фонтан "Каменный цветок" из застывшей ледяной водной струи, как бы бьющей из-под земли. Организаторы московского проекта надеются объединить все эти центры и обеспечить их круглогодичной работой.
Проект еще только набирает обороты. Для Москвы он пока убыточный, но московским властям важнее счастье и радость, которыми светятся глаза детей при встрече со сказкой.
Непременный атрибут Рождества и Нового года - это елка, которая также имеет свою историю. В старину украшением финского дома и сауны всегда служили солома и дерево. Существовал обычай расстилать на полу охапку золотистой соломы, полок сауны тоже декорировали таким пожароопасным материалом. Этот "дизайнерский ход" по очевидным причинам запретили в начале 19-го века, но солома осталась главным материалом, из которого продолжали делать специальные украшения - соломенный венок "химмели" (его подвешивали над праздничным столом), оленей и гномов. Из дерева вырезали различные фигурки и такое древнее украшение, как крест святого Томаса, который выполнялся по подобию церковного креста из кованого железа. Несмотря на то что первое упоминание о елке в доме аристократического семейства относится к концу 18-го века, обычай приносить в дом и украшать рождественское дерево получил широкое распространение одновременно с появлением Деда Мороза. Как оказалось, Дед Мороз просто обожает елку, ведь именно под нее он кладет свои подарки, а если лесной красавицы нет в каком-нибудь доме, он может и обидеться и не оставить никакого подарка.
Дед Мороз - это тот сказочный персонаж, которого все любят: и люди, и звери, и птицы, ведь он приходит лишь на Новый Год и всем-всем помогает. Быть может, его врагом может служить летняя жара? Но он приходит к детям и в жарких странах, а значит он и жары не боится.
После встречи епископа Вологодского и Великоустюгского Максимилиана с руководством Вологодской области стало известно, что до тех пор, пока не будет в биографии Деда Мороза факта о его крещении, до тех пор Дед Мороз в проекте "Великий Устюг - родина Деда Мороза" будет фигурировать как языческое божество, и, следовательно, церковь принять его не сможет. Но что мешает язычнику принять православное крещение? "Речь идет не о том, чтобы Деда Мороза окунать в купели, достаточно, чтобы в документах проекта было отмечено его православие," - отметил епископ Максимилиан.
Идею проекта, направленную на созидание, собирательство и добро, священнослужитель поддерживает, "именно эти проявления мы видим в православии," считает епископ Максимилиан. Он же напомнил, что даже объединение русских земель произошло, когда было принято христианство.
Слабость у Деда Мороза только одна - он любит, чтобы дети писали ему письма или записки с просьбами о подарках.
Дед Мороз добр ко всем, наверное, поэтому накануне Нового года принято всех прощать и просить прощения. Говорят, что после этого Дед Мороз становится особенно щедр.
Еще в 1999 году в Москве в Школе искусств им.Балакирева открылась Академия Деда Мороза. Она готовит не только Дедов Морозов и Снегурочек, но и организаторов детских праздников. Проживание и питание участников, их поездки на стажировку в Великий Устюг оплачиваются из фондов Деда Мороза. Здесь учат профессиональному изготовлению и накладыванию бороды, крашению носов, вождению хороводов и даже произнесению новогодних тостов. Среди предметов есть и вполне серьезные и сложные дисциплины, такие как постановка новогоднего представления, детская психология, социология, народные традиции и фольклор, методика организации детского досуга, специфика новогодних программ. Принимают в Академию не всех, а только профессиональных актеров, режиссеров и массовиков-затейников при наличии особых рекомендаций. После окончания занятий слушателям Академии предстоит выпускной экзамен, на котором они устраивают целое новогоднее шоу с путешествием в свежепридуманную сказку, необычными подарками, детскими песенками и хороводами вокруг елки. Все успешно прошедшие испытание получают специальный диплом, подтверждающий, что этот Дед Мороз выдержит и радушных родителей с непременным бокалом шампанского, и непосредственных малышей, дергающих за бороду, и каверзных первоклашек, задающих хитрые вопросы.
А для тех, кто готов потратить не только время, но и деньги на обучение этой непростой профессии, в Москве каждый декабрь работает "Центр спецподготовки настоящих Дедов Морозов и Снегурочек". Занятия проходят в пансионате под Звенигородом. В программу обучения входят курсы вождения оленьих упряжек, занятия по экстренной доставке подарков и несанкционированному проникновению в форточки (если уж печной трубы не оказалось). Организаторы обещают сделать из вас настоящего дипломированного Волшебника, а в процессе обучения обеспечить заряд драйва, веселья, оптимизма и бодрости.
Впрочем, не только в нашей стране готовят новогодних Волшебников. За рубежом есть свои школы мастерства.
В 2001 году один энтузиаст в Рио-де-Жанейро (Бразилия) организовал школу для местных Дедов Морозов. Несмотря на почти 40-градусную жару, его ученики с удовольствием постигали волшебные премудрости, не снимая зимние костюмы Санта-Клаусов, и дружно кричали "йо-хо-хо" сквозь искусственные бороды.
Впрочем, для того чтобы стать профессиональным Санта-Клаусом в Америке, умения кричать "йо-хо-хо" и накладной бороды не хватит. Клиенты, нанимающие Санта-Клаусов, требуют, чтобы все было максимально естественно. И борода чтоб была настоящая, и голос зычный, и любовь к детям - искренняя. Где спрос, там и предложение, поэтому вот уже несколько лет в Америке и Канаде появился так называемый "санта-бизнес". Санта-Клаусов в специальных школах (например, в канадском городе Калгари) учат, как говорить, как двигаться, как одеваться, как позировать перед фото- и видеокамерами. Студенты задают друг другу каверзные детские вопросы и дергают напарников за бороды. Чтобы получить степень "бакалавра по Санта-Клаусам", студентам приходится сдавать устные и письменные экзамены.
Образ, рожденный посредством реконструкции, оказался весьма далеким от ныне узнаваемого. Вместо пухлого, розовощекого и пышнобородого дедушки с экрана компьютера на ученых взглянул смуглый скуластый кареглазый мужчина с квадратной челюстью и сломанным носом. Насчет носа понятно: уже в те времена (IV в.) праздники отмечали с размахом, свистоплясками, народными гуляньями и кулачными боями...
- Встретишь такого в темном переулке - посторонишься, - говорит руководитель исследований Каролайн Уилкинсон, британский антрополог из Манчестерского университета. - В лучшем случае его можно было бы принять за боксера или регбиста. Но именно так выглядел святой Николас, которого ныне называют Санта-Клаус.
Современный Санта-Клаус, по словам ученых, появился в 1931 году. Портрет задорного дедушки нарисовал тогда художник Хаддон Сандблом для рекламы кока-колы. Как выглядел "оригинал", он, естественно, не знал.
Чтобы соблюсти историческую справедливость, образ надо бы переосмыслить. А все портреты - перерисовать. Но вряд ли кто на это решится - "неправильных" Санта-Клаусов миллионы.
Хорошо, что на Руси новогоднего деда назвали Дедом Морозом. Санта-Клаус, по-нашему - святой Николай, слишком почитаем и дорог русскому человеку. Да и потом, каждый видел, до какой кондиции доходят некоторые Деды Морозы в новогоднюю ночь, пускай такие Деды Морозы - Морозами и остаются, а святое имя св. Николая пусть будет принадлежать Церкви. Хотя с христианской точки зрения, все эти Снегурочки, Деды Морозы - чистое язычество.
Всегда жалко портить сказку. Ведь, как ни крути, Дед Мороз - один из самых любимых персонажей нашего детства. И все-таки, несмотря на свойственный сказочным героям оптимизм, жизнь новогоднего дедушки далеко небезоблачна.
Стоило российскому дедуле, в пику лапландскому Санта-Клаусу, обзавестись собственной резиденцией, как интерес к его персоне сразу возрос в несчетное количество раз. С одной стороны, это чудесно. Приток туристов в Устюг (где и находится резиденция) вырос на порядок. Сам дедушка думает над созданием в Устюге фабрики детских игрушек (дабы не вручать детям иностранные подарки). Но внезапно выясняется, что у горячо любимого ребятней Деда Мороза неважная биография. Когда-то давно он являлся властелином одной из главных языческих природных стихий - мороза. И, согласно преданиям, заглядывал в дома лишь за тем, чтобы заморозить "плохих людей". По мнению епископа вологодского и великоустюжского Максимилиана, такой злобный персонаж себя изжил. "Детям нужен добрый дедушка", - считает епархия. Максимилиан хочет сделать из Деда Мороза собирательный образ русских праведников. Именно поэтому, епископ убежден: в биографию новогоднего дарителя просто необходимо вписать факт "принятия христианства".
В резиденции Деда Мороза говорят, что дедушка, вообще-то, ходит в церковь и что на территории вотчины строится православная часовня, а на саму деятельность Мороза Иваныча получено церковное благословение.
Кстати, православная церковь весьма серьезно относится к факту существования Деда Мороза. И, как выясняется, не только она. В качестве аргумента достаточно привести обсуждение его персоны Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и президентом России Владимиром Путиным. Патриарх сказал, что решение поселить Деда Мороза в Великом Устюге было правильным, поскольку в этом городе родилось много православных святых (более 100). Путин же в свою очередь заметил, что Устюг также является родиной 11 Героев Советского Союза, а это для городка с населением чуть более 40 тысяч человек очень серьезная цифра.
Обидно только то, что в последнее время самый что ни на есть русский новогодний персонаж - Дед Мороз - все больше стал походить на Санта-Клауса. "В лесу родилась елочка" не выдерживает конкуренции с "Джингл Беллз". Национальная традиция встречи праздника незаметно перетекает в европейскую...
В России Дед Мороз - самый почитаемый и популярный сказочный персонаж. 18 ноября в России даже официально празднуют его день рождения. Эту дату придумали дети, а связана она с тем, что, по наблюдениям, именно в этот день в Великом Устюге, где расположена его резиденция, ударяют сильные морозы и вступает в силу настоящая зима. Кто же он и чем отличается от своего заокеанского собрата – Санта-Клауса?
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий