Фурсенко ввел для школьников «Архипелаг ГУЛАГ»

Приказом министра образования и науки Андрея Фурсенко обязательный минимум содержания основных образовательных программ по русской литературе ХХ века дополнен изучением фрагментов романа Александра Исаевича Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».
Ранее изучение творческого наследия А.И. Солженицына в рамках школьного образования предусматривало обращение к рассказу «Матренин двор» при изучении курса литературы в средней школе и повести (рассказу) «Один день Ивана Денисовича» при изучении курса литературы ХХ века в 11-м классе.
До принятия приказа Минобрнауки обязательное изучение фрагментов романа «Архипелаг ГУЛАГ» предполагалось в школе на профильном уровне. Теперь, после включения романа в федеральный компонент государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования, изучение фрагментов романа становится обязательным для всех российских старшеклассников.
О многочисленных «подвигах» г-на Фурсенко у руля российского образования КМ.RU упоминал уже неоднократно. В данном случае у приказа министра была своя предыстория.
В последних числах июля состоялась встреча Владимира Путина с Натальей Солженицыной, вдовой писателя.
– Через несколько дней, – сказал ей Владимир Путин, – исполнится ровно год, как с нами нет Александра Исаевича. И я бы хотел вернуться к тому, о чем мы с вами тогда говорили: об изучении, о пропаганде его творчества.
Наталья Солженицына, к ее чести, сразу отреагировала на слово «пропаганда», заявив о ее недопустимости, а лишь исключительно об изучении творчества Александра Исаевича. Путин согласился, что с термином «пропаганда» погорячился. Но все же выступил за расширенное преподавание в школе работ Солженицына – помимо уже имеющихся в школьной программе «Матрениного двора» и «Одного дня Ивана Денисовича». Солженицына сообщила, что из трехтомника «Архипелаг ГУЛАГ» она подготовила сокращенный вариант в один том, но считает, что вводить его изучение в школе просто нереалистично.
Вероятно, она забыла тот знаменитый лозунг «нет таких крепостей, которые не смогли бы взять», над которым так в свое время поиздевался ее покойный супруг. Путин уже встречался с Фурсенко, и последний доложил, что «Архипелаг ГУЛАГ» может быть предметом обязательного изучения в школе». Именно это они оба – Владимир Владимирович и Наталья Дмитриевна – сейчас и имели в виду, хотя премьер за эти несколько минут их беседы пока ни слова не сказал про «Архипелаг ГУЛАГ».
– Будут протесты, – сделала робкое замечание Наталья Солженицына. – Разумно ввести несколько уроков, 2-3... Этого достаточно, чтобы зажечь сердце. У кого зажжется, тот продолжит читать...
– Я говорил прежде всего о профильных школах, – вежливо отметил Владимир Путин, – о тех, где изучают литературу в качестве основного предмета.
– Может быть, 2-3 урока, – повторила Солженицына. – Мне кажется, это было бы правильно по отношению к истории страны. А то мы так никуда не уедем. Будем плясать на пепелище.
Трудно с ней не согласиться, учитывая всю неоднозначность данного произведения. Причем к литературной классике его отнести нельзя, как, впрочем, и к историческим исследованиям. Скорее это – образец публицистики, агитационно-пропагандистское произведение, написанное достаточно живым языком, но весьма вольно излагающим различные исторические факты. Без сомнения, «Архипелаг ГУЛАГ» остается одним из ярких публицистических памятников своей эпохи, как, скажем, письма Андрея Курбского и Ивана Грозного друг другу. Они тоже, без сомнения, являются памятником национальной культуры – но принимать на веру изложенные в них факты, да еще преподавать в средней школе мало кому придет в голову. Наверное, так же и «Архипелаг» был бы любопытен для изучения студентам гуманитарных факультетов высших учебных заведений. Но среди школьников, особенно с их еще не изжитой верой в правдивость печатного слова, такие произведения лучше не «пропагандировать».
Напомним, что произведение Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» посвящено истории репрессивной системы, функционировавшей примерно с начала 1918 по 1956 гг. А само слово «ГУЛАГ» – аббревиатура от «Главное Управление лагерей ОГПУ – НКВД – МГБ/МВД».
«Архипелаг ГУЛАГ» был написан Солженицыным в СССР тайно в период с 1958 до 1968 гг. (закончен 22 февраля 1967 года), первый том опубликован в Париже в декабре 1973 года.
Гонорары и роялти от продажи романа переводились в Фонд Солженицына, откуда впоследствии передавались тайно в СССР для оказания помощи бывшим узникам лагерей.
Вопреки распространенному мнению, присуждение Солженицыну Нобелевской премии по литературе в 1970 году не связано с «Архипелагом ГУЛАГ». Формулировка награждения звучит так: «За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы».
Из-за яркой антисоветской направленности «Архипелаг» был популярен среди диссидентов, активно распространялся в самиздате и считается наиболее значительным антикоммунистическим произведением. Само словосочетание «Архипелаг ГУЛАГ» стало нарицательным. В СССР «Архипелаг» был полностью опубликован лишь в 1990 году.
Большинство профессиональных историков, даже не испытывающих симпатий к советской власти, часто указывают, что данные, приводимые Солженицыным, обычно не соответствуют документам из рассекреченных архивов.
Солженицына также неоднократно критиковали за сочувственное отношение к власовцам и прочим немецким пособникам в ходе Великой Отечественной войны и связанные с этим мнения относительно судьбы советских военнопленных.
Среди российских историков – также неоднозначное отношение к приказу Минобрнауки о преподавании в школах «Архипелага ГУЛАГ».
Вот какое мнение о приказе Фурсенко высказал KM.RU заместитель директора Института российской истории РАН Владимир Лавров:
– Наталья Дмитриевна Солженицына вполне резонно указала, что несколько часов в школьной литературной программе можно было бы посвятить изучению этого произведения. Я тоже полагаю, что это будет полезно для наших школьников. Общая информация по данному вопросу вполне целесообразна, конечно, с надлежащими комментариями историков. Но здесь надо не перегнуть палку, не начать тотального насаждения идей Александра Исаевича Солженицына по всем гуманитарным дисциплинам. В конце концов, Солженицын, наверное, и сам бы не захотел, чтобы его вбивали в детские головы, как некогда классиков марксизма-ленинизма в советской школе.
Другой позиции придерживается известный историк, глава Фонда «Историческая память» Александр Дюков:
– Я считаю, что это – совершенно неправомерное решение. Как литератор, Солженицын представлен в школьной программе своими лучшими произведениями – «Матрениным двором» и «Одним днем Ивана Денисовича». Если кому-то в Минобрнауки так близка лагерная тема, что «Ивана Денисовича» не хватает, вставили бы лучше «Колымские рассказы» Варлама Шаламова. Произведение с литературной точки зрения несравненно более сильное. Если же «Архипелаг» подается как историческое произведение, то это вообще можно расценивать как акт вредительства. Как историческое произведение «Архипелаг» переполнен откровенными неточностями, а то и прямыми фальсификациями, местами он содержит элементы военной пропаганды Третьего рейха, направленной на советских солдат – особенно в главах, посвященных власовцам и прочим коллаборационистам. Он их фактически оправдывает, более того, выставляет героями. Наше правительство само выражает протест, когда нечто подобное делают прибалтийские или украинские власти – и при этом делает обязательным преподавание в школе вполне сходной идеологии. Строго говоря, «Архипелаг ГУЛАГ» действительно интересен для исследователей. Как памятник антисоветской деятельности, как один из элементов идейного противоборства времен холодной войны. Причем не на нашей совсем стороне. Т. е. для специалистов пропагандистских войн он – любопытное произведение. Но уж никак не для российских школьников. Надеюсь только, что его будут преподавать так же бездарно и формально, как лучшие произведения нашей литературы. Чтобы у среднестатистического школяра и десятилетия спустя выпускного звонка не появлялось желание притронуться к этой книжке.
Комментарии читателей Оставить комментарий
я, учитель литературы, очень удивлена появлением этого произведения в школьной программе, у Солженицына есть очень интересный, с точки зрения изучения в школе, роман "В круге первом".
Два небольших, но существенных замечания:
!.При чем здесь Фурсенко, если вопрос решался на самом высоком уровне?Он что, должен был спорить с Путиным? Как вы это себе представляете?
". Неужели кому-то кажется, что переделав фамилию Соложеницын на другой лад, исковеркав ее, они оскорбили его или подорвали память о великом писателе? Они выставляют себя в дурацком свете!
16.09.2009 08:56
Конрад
15.09.2009 21:09Друг
Этот СоЛЖЕницер был простым лагерным стукачком\\\
Неправда, не простым, а самым талантливым, он вставал с петухами и всё записывал......................
Он все эти годы оперу писал. Опер сказал про всех написать, вот он и старался за доппаек.
Лауреат нобелевской и многих других премий Александр Солженицын-гордость мировой и российской литературы.Можно не преподавать в школе его произведения, но тне нужно уподабляться моськам.
15.09.2009 21:09Друг
Этот СоЛЖЕницер был простым лагерным стукачком\\\
Неправда, не простым, а самым талантливым, он вставал с петухами и всё записывал, так у него развился большой литературный талант, а когда он вышел на волю он настучал на Сталина, на ГУЛАГ, на СССР, на советскую власть и советский народ.