Картинка: 

Олег Евгеньевич Меньшиков родился 8 ноября 1960 года в Московской области, в городе Серпухов. Впервые талант Меньшикова как актера был высоко отмечен еще в девятом классе. Вместе с матерью и отцом он попал на свадьбу дочери их приятельницы, художницы по костюмам в Малом театре. Там Олегу пришлось заменить целый оркестр - он без устали играл на фортепьяно, аккомпанируя танцующим и поющим. Среди гостей был педагог Высшего Театрального училища имени Щепкина Владимир Багратович Монахов, неотрывно наблюдавший за Олегом. Паренек ему понравился, и Монахов вскоре пригласил Олега к себе домой на прослушивание. Меньшиков прочитал «Желания славы» Пушкина. «Конечно, это было несовершенно, да и откуда взяться совершенству в его возрасте? Но главным было то, что в эти минуты я видел, как Олег сам становится поэтом. Я понял, что он одарен актерски. И одарен незаурядно. Он напоминал мне Жерара Филипа, великого романтика, принца французской сцены и экрана...» - рассказывал Монахов.

Неудивительно, что по окончании школы в 1977 году перед Меньшиковым не возникло выбора - кем быть. Несмотря на его любовь к музыке, блестящие к этому данные, он все же твердо решил для себя, что будет актером. Родители этому не особенно обрадовались. Будучи людьми далекими от искусства, они хотели, чтобы сын получил «серьезную» профессию. Но мешать сыну не стали. Олег подал документы в Высшее Театральное училище имени Щепкина, один из старейших театральных институтов страны. Удачно сдав экзамены, он был принят на курс Николая Николаевича Афонина, ректора училища.

С первого же курса Меньшиков обратил на себя внимание. Неистощимый на выдумки, он со своими однокурсниками создавал различные интересные номера, как, например, «Очи черные». Уже тогда, наряду с актерским дарованием, проявлялось и его незаурядное режиссерское мастерство. Под его непосредственным руководством был поставлен «Французский вечер», где Олег Меньшиков великолепно исполнял песни Ива Монтана. А знаменитые студенческие капустники! В училище их помнят до сих пор. Педагоги признаются, что впоследствии некоторые пытались повторить их, но подобного больше не было.

Имя: 
Олег
Фамилия: 
Меньшиков
Инициалы: 
О.
Рабочая биография: 

В 1980 году Меньшиков дебютировал в кино. Он сыграл главного героя Шурку Доминиани по прозвищу Шурок в героической драме Сурена Шахбазяна «Жду и надеюсь». Эта работа стала настоящей удачей для девятнадцатилетнего студента. Знаменитый режиссер Роман Балаян именно на съемках этой картины отметил: «Я сразу почувствовал: очень одаренный мальчик. Может быть, и сверходаренный. Какое-то некиношное лицо - умное, интеллигентное. Остроумен, весел, иногда трогателен».

В 1981 году Меньшиков окончил училище и поступил в Малый театр. Но там он долго не задержался и уже на следующий год перешел в Театр Советской Армии.

Тем временем Меньшиков снялся в эпизодической роли юноши-призывника Кирилла в фильме Никиты Михалкова «Родня» (1981), а затем в небольшой роли в драме Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву». В «Полетах…» Меньшиков предстал как бы оппонентом главному герою Олега Янковского. Маленькую, почти эпизодическую роль, к тому же являвшуюся «прямой», без каких либо нюансов, Меньшиков укрупнил, сделал заметной и очень органичной в течение картины.

Когда Михаил Козаков приступил к своей новой картине «Покровские ворота», то он быстро определился с актерами. Лишь на роль студента Костика долго не находилось подходящей кандидатуры. Михаил Козаков вспоминает: «Один Бог знает, сколько артистов пробовали мы на роль Костика. Может быть, пятнадцать, семнадцать, двадцать... Боюсь ошибиться, но называю близкие цифры. Шло время, и я все больше и больше отчаивался. Никто из тех, кто приходил к нам, на мой взгляд, не был тем Костиком, который мне виделся. Понимал, что, если я так и не найду актера, который бы передал дух конца 50-х, к тому же умного, живого, обаятельного, интеллигентного, фильма у нас не будет».

И в этот момент Козакову помогла его жена. Совершенно случайно она увидела по телевизору дебютный фильм Меньшикова. Молодой актер ей понравился, и она, записав его имя - Олег Меньшиков - посоветовала мужу. Козаков тут же дал своим ассистентам задание найти этого самого Меньшикова. В то время Олег еще учился на последнем курсе Щукинского училища и заканчивал съемки в «Родне». Как только Меньшиков появился на съемочной площадке, всем сразу стало ясно: вот он, настоящий Костик! Рассказывает автор сценария Леонид Зорин: «Минуты хватило, чтобы понять: именно тот, о ком мечталось! Он был еще только вчерашним студентом и словно излучал праздничный юмор весеннего возраста, но вместе с тем в нем легко угадывался острый независимый ум».

Но тут возникли непредвиденные сложности. Оказалось, что Меньшиков уже был утвержден на роль в картине Юлия Райзмана «Частная жизнь». И тогда Зорин, которому ох как не хотелось терять актера, написал Райзману письмо. Он писал, что никак не видит фильм без Меньшикова. И Райзман пошел навстречу.

Съемки прошли весело и непринужденно. Атмосфера на площадке была легкая, светлая, и, наверное, поэтому таким же легким получился фильм. Меньшиков в главной роли просто блистал. И зрители охотно отдавались во власть его кипучего жизнелюбия, уверенной победительности. Вместе с режиссером актер нашел идеальный ритм, в котором постоянно живет герой картины. Он все время движется, выплескивая невероятную энергию, и людям мечталось жить в таком же неуемном темпе, когда можно действовать, смеяться и не очень размышлять. На экран «Покровские ворота» вышли в 1982 году и сразу сделали Олега Меньшикова любимым и популярным.

Оценив техничность и обаяние молодого актера, режиссеры стали охотно приглашать его сниматься. В фильмах 1980-х годов Меньшиков исполнял разножанровые роли, становясь то романтическим героем «плаща и шпаги» (Барон де Сигоньяк, «Капитан Фракасс», 1984), то рассеянным светским волокитой (Володя, «Володя большой и Володя маленький», 1985), то морским офицером (Артеньев, «Моонзунд», 1987). Удачно складывалась и театральная карьера артиста. Одна из самых заметных ролей, сыгранных им в Театре Советской Армии, - Ганечка в «Идиоте» по роману Ф.М.Достоевского.

В 1985 году Меньшиков покинул Театр Советской Армии. Некоторое время он работал в Московском театре имени Ермоловой и в Театре имени Моссовета. Очень интересной работой стала роль Калигулы в одноименном спектакле режиссера П.Н.Фоменко, поставленном в Театре Моссовета, где актер сыграл главную роль.

С начала 1990-х годов Меньшиков стал работать в различных театральных антрепризах. И здесь у него было немало удач. Так, за роль Есенина в спектакле «Когда она танцевала» (Лондон, 1992) Меньшиков получил премию Лоуренса Оливье Британской академии искусств.
А вот в кино актер стал сниматься реже, тщательно отбирая роли и режиссеров. Но зато каждая из его работ становилась настоящим событием. Он практически в одиночку вытянул рядовой триллер «Дюба-дюба» (1992, режиссер Александр Хван), сыграв Андрея Плетнева. Именно благодаря мастерству Меньшикова фильм некоторое время, года три-четыре, имел успех. Потом, правда, эта картина забылась.

Спустя два года Меньшиков сыграл одну из самых сильных своих ролей - Митю в картине Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». В его игре сочеталось высокое лицедейство и изощренный психологизм. Он создал невероятно сложный образ - человека упоенного и опустошенного местью. Именно после этой работы, отмеченной Государственной премией РФ, о Меньшикове заговорили как о выдающемся актере современности.

Целый букет наград Меньшиков собрал после выхода военной драмы Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник» (1996), где актер виртуозно сыграл плененного прапорщика Ларина.

В 1998 году Меньшиков вновь снялся у Никиты Михалкова. В фильме «Сибирский цирюльник» он исполнил главную роль юнкера Андрея Толстого. Исполнил, как всегда, на высочайшем профессионализме.

Романы Ильфа и Петрова «12 стульев» и «Золотой теленок» всегда привлекали режиссеров. И вот очередная экранизация «Золотого теленка» предпринимается Ульяной Шилкиной. На роль Великого комбинатора приглашается Олег Меньшиков. О своей новой работе Олег Меньшиков рассказывает: «Остап Бендер - один из самых ярких и неоднозначных типажей в отечественной литературе XX века. Об этом свидетельствует хотя бы то, насколько разные артисты воплощали его образ на экране. Роль Остапа Бендера - это не просто возможность воскресить в памяти зрителя текст романа Ильфа и Петрова, который, я уверен, так же остроумен и актуален сегодня, как и полвека назад, но и профессиональный вызов».

Еще одной интересной работой стала роль Юрия Живаго в картине Александра Прошкина «Доктор Живаго» по одноименному роману Бориса Пастернака. А в 2010 году на экраны должна выйти новая картина Никита Михалкова «Утомленные солнцем - 2», в которой Меньшиков сыграл одну из главных ролей.

Семья: 

Олег Меньшиков вырос в обычной советской семье. Его мама Елена Иннокентьевна была врачом-невропатологом, отец Евгений Яковлевич работал военным инженером.

Частная жизнь: 

О школьных увлечениях актера ничего неизвестно. В студенческие же годы у него был роман с сокурсницей Викой Сорокиной. «Они встречались около двух лет. Но потом Вика уехала в Англию и там вышла замуж. По прошествии многих лет они встретились в Лондоне, куда Олег ездил на гастроли. И Вика попросила: «Скажи мне только одно слово - «останься», и я брошу ради тебя все, уеду с тобой». Но Олег не сказал. Тогда у него уже была другая любовь - Маргарита Шубина, актриса Театра им.Моссовета», - рассказал друг Меньшикова актер Андрей Галушко.

Об этом романе Меньшикова в актерских кругах вспоминают, как о самом длительном и ярчайшем в его жизни. Их близкие отношения длились несколько лет. Дело шло к свадьбе, когда вдруг любовники неожиданно для всех расстались. Что послужило причиной разрыва - неизвестно, но оба актера переживали его болезненно.

«А вообще поклонниц у Олега всегда было много, - вспоминает Андрей Галушко. - И романов тоже. Женщины его просто обожают! И не только благодаря импозантной внешности и таланту. Олег - очень добрый и искренний человек».

После разрыва с Маргаритой Шубиной Меньшиков практически перестал появляться на светских вечеринках в сопровождении женщин. За все время актеру лишь однажды приписали роман с цирковой гимнасткой Людмилой Колесниковой.

Ситуация кардинальным образом изменилась, когда в жизни Меньшикова появилась Настя Чернова. По официальной версии с будущим мужем Настю познакомили друзья на концерте Михаила Жванецкого. Как утверждает Настя, предложение Олег сделал ей по телефону в день ее рождения спустя два с половиной года после первой встречи.

Хобби: 

Настоящим увлечением Олега Меньшикова можно назвать музыку. С ранних лет у мальчика проявилась необыкновенная любовь к музыке. Родители вовремя это заметили. Была куплена скрипка, начались занятия в музыкальной школе. Особой страстью Олега стала оперетта. Он ездил на спектакли Театра оперетты два раза в неделю, невзирая на расстояния. Так, «Граф Люксембургский» и «Марица» были им просмотрены по несколько раз.

Любовь к оперетте привела к тому, что в старших классах Олег занялся постановкой спектаклей. Первый был осуществлен к Новому году. Туда были включены отрывки из самых любимых его оперетт. Все это перемежалось собственными литературными опусами Меньшикова (кстати, недурно пишущего). Опусы он положил на известные мелодии, в том числе в музыкальном варианте исполнялись переложения басен. Уже тогда юный Меньшиков проявил себя неплохим режиссером. Он сумел обнаружить актерские способности у многих ребят, кто об этом раньше и не подозревал.

Враги: 

Несмотря на то что Олег Меньшиков очень популярен, среди наших граждан есть те, у кого он вызывает раздражение. Так, например, исполнение роли Фандорина в «Статском советнике» вызвало много негативных высказываний в адрес Меньшикова. Сам актер к критике относится равнодушно и утверждает, что сам способен оценить качество сыгранной роли. «Я просто понял однажды, что на всех не угодишь. Я никогда не спрашиваю: «Ну, как тебе?» Приходят, допустим, люди на спектакль - мне действительно не очень интересно, что они думают о моем исполнении. Я рад, что они пришли. В своих ролях я делаю свое дело, и я сам всегда знаю, хорошо я сделал или плохо. Разве что какие-то нюансы мне подскажет профессионал... Это не наглость, не самодовольство, не сытость, но реальность. Я много думаю, прежде чем начать что-то делать, и привык делать то, за что отвечаю. Меня никто не убедит: «Старик, ну вот здесь надо было по-другому...» По-другому, наверное, кто-то другой бы сделал, а я вот сделал так, и огромное спасибо, что пришли. Я абсолютно нормально отношусь к людям, которые не принимают мои спектакли в театре, роли, которые я играю. Я не нахожусь в режиме доказательства своего профессионализма, своей состоятельности в той самой профессии. У меня просто нет потребности в этом».

Соратники: 

В одном из интервью Меньшикова спросили: «Вы встречались с огромным количеством великих режиссеров и актеров. Кто чаще вспоминается?» На что он ответил: «Безусловно, Никита Сергеевич Михалков: я готов с ним работать в любом его проекте. Но называть отдельных людей - дело неблагодарное. Обидно будет, если кого-то забудешь. Все коллеги, с которыми я встречался, оставили во мне самые приятные воспоминания. С огромным удовольствием вспоминаю давнюю работу с Сашей Хваном на фильме «Дюба-дюба». Безусловно, это Катрин Денев. Как только я с ней встретился, понял, что это великая актриса. Даже и не актриса, а великая женщина. Явление французской культуры».

Пожалуй, в этом разделе нельзя не упомянуть Фокина. Именно Валерий Владимирович пригласил Меньшикова в свой театр, помог раскрыться его театральному таланту. «Я почувствовал его огромный потенциал, объем его таланта.

Первая роль на новой сцене у Меньшикова была маленькая. В спектакле «Говори!» он играл помощника секретаря обкома. Роль маленькая, но, на мой взгляд, очень заметная. Секретарь в «"Говори!» - только начало работы Олега в театре. Дальше мы стали репетировать «Спортивные сцены 81-го года» по пьесе Радзинского, и мне было очень важно, чтобы герой Меньшикова, Сергей Лукин, выразил в определенном ракурсе свое поколение. Смятенное... Растерянное... Не знающее, как влить себя в новую жизнь, которая их страшит и отталкивает. Я учитывал его прекрасные пластические данные, которые отметил еще в «Покровских воротах».

У нас был сильный актерский ансамбль, особенно когда играли два дуэта: Доронина-Павлов, Догилева-Меньшиков. Думаю, тогда Олег и открылся по-настоящему для театральной Москвы. Именно театральной, в том полном объеме, который сразу обращал на себя внимание. Роль Сережи - его стремительный шаг вперед, высокая отметка на планке», - вспоминает известный режиссер.

Слабые стороны: 

Об Олеге Меньшикове сочинили целый ворох сплетен. Ему приписали болезненную самовлюбленность и излишнюю мнительность. Его обвинили в отшельничестве и замкнутости... Эта фигура буквально потонула во всяческих слухах и домыслах.

Олег Евгеньевич умудрился окружить себя такой дымкой загадочности, почти мистическим флером, которые не дают покоя журналистам. Он редко дает интервью, никогда не распространяется о своей личной жизни и оттого становится таким интересным, таинственным и безумно притягательным для прессы и своих поклонников.

Сильные стороны: 

Для того чтобы охарактеризовать сильные стороны Олега Меньшикова, пожалуй, стоит привести несколько высказываний, некогда произнесенных в адрес актера:

''"Фильмы и спектакли с Вашим участием были и, уверен, всегда будут ярким событием в мире искусства. Их с нетерпением ждут зрители, которые Вас искренне любят"''.
'''В.В.Путин'''

''"Олег Меньшиков не раз повторял, что жизнь во всей ее полноте для него важнее профессии - его актерского дела. Для меня это свидетельство масштаба его личности, его связи с реалиями - нашими реалиями"''.
'''Рустам Ибрагимбеков'''

''"В Меньшикове есть шик профессионала высшей лиги"''.
'''Андрей Вознесенский'''

''"Олег - человек, который может все. Он очень щедрый артист"''.
'''Никита Михалков'''

''"Он очень умен, мишура пустых слов - это не для него. Соответственно, парень он малообщительный, на контакт идет плохо... Он - парень стильный"''.
'''Н.В.Мордюкова'''

''"Меньшиков - человек сложный, закрытый, замкнутый, со своим внутренним миром, своими комплексами. Очень и очень не допускающий людей близко к себе. Он прекрасно вписывается в сегодняшний день, выражая свое поколение. Более всего - холодным отчаянием и обаянием жестокости. Он манит своей загадкой: его индивидуальность несет тайну, а тайну всегда хочется разгадать. Олег умеет держать зрителя в напряжении своей энергетикой"''.
'''Валерий Фокин'''

''"Я считаю Меньшикова одним из самых талантливейших современных российских актеров, может быть, и на мировом уровне... Олег - очень сильный человек"''.
'''С.Бодров-старший'''

''"В случае с Олегом Меньшиковым мы имеем дело с актером больших возможностей и большого будущего"''.
'''Никита Михалков'''

''"Все, что делает Олег Меньшиков, - ярко, самобытно, выразительно"''.
'''Дмитрий Харатьян'''

Награды: 

За свои 48 лет Олег Меньшиков успел получить весьма внушительное количество наград и премий.

'''Кино'''

• За роль в фильме «Моонзунд» (1987 год) — Серебряная медаль имени А.П.Довженко;
• За роль в фильме «Утомленные солнцем» (1994 год) — Государственная премия России в области киноискусства;
• «Зеленое яблоко — Золотой листок» — профессиональная премия за лучшую мужскую роль;
• Приз Кинопрессы — лучшему актеру года;
• За роль в фильме «Кавказский пленник» (1996 год) — Государственная премия России в области киноискусства;
• Гран-при фестиваля «Кинотавр» за лучшую мужскую роль;
• Профессиональная кинематографическая премия «Ника» за лучшую мужскую роль;
• Приз за лучшую мужскую роль на международном кинофестивале «Балтийская жемчужина» (1997 год);
• Российская независимая премия «Триумф» — за выдающийся вклад в отечественную культуру (1996 год);
• Приз «Золотой Овен» по итогам года — «Универсальному актеру — лидеру кинематографического поколения» (1996 год);
• За роль в фильме «Сибирский цирюльник» (1999 год) — Государственная премия России в области киноискусства.

'''Театр'''

• За роль в спектакле «Калигула» (1990 год) — премия и диплом Фестиваля «Московские сезоны»;
• За роль в спектакле «Когда она танцевала» (1991 год) — Премия Британской Академии театральных искусств имени Лоуренса Оливье за 1992 год;
• За роль в спектакле «N» (1993 год) — Театральная премия «Хрустальная роза» Виктора Розова;
• В 2003 году за большие заслуги в области искусства Указом Президента Российской Федерации Олегу Меньшикову присвоено почетное звание «Народный артист Российской Федерации»;
• В 2004 году Олег Меньшиков получил одну из главных французских наград в области искусства — правительственный орден «Академические пальмы».

Комромат: 

Слухов вокруг личной жизни Олега Меньшикова всегда было предостаточно. Ведь самый высокооплачиваемый актер России никогда публично не говорит на эту тему. Масла в огонь подлила загадочная свадьба Олега Евгеньевича с никому не известной 22-летней студенткой ГИТИСа Настей Черновой. Когда нет достоверной информации из первых уст, люди довольствуются непроверенными слухами.

По сей день актерское сообщество будоражат скандальные пересуды об отношениях Меньшикова и Черновой. Странно уже то, что артист любыми путями пытался скрыть сам факт женитьбы. Даже обручальные кольца покупались через подставных лиц. Когда же газетчики все-таки узнали о свадьбе, Олег Евгеньевич, говорят, жутко расстроился - впал в депрессию.

Комментарии читателей
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.