• Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал
Картинка: 

Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта (28 февраля по старому стилю) 1913 года в Москве. Раннее детство ребенка прошло в имении Назарьево в Подмосковье, принадлежавшем знакомым родителей Яковлевым. Поскольку ходить в школу было далеко, начальное образование Михалков получил дома: для этого была приглашена немка-гувернантка Эмма Ивановна Розенберг, заложившая в детей не только основы строжайшей самодисциплины, но и обучившая их немецкому языку на таком уровне, что уже в детстве они могли читать Шиллера и Гете в подлиннике. Да и спустя более полувека С.В. Михалков блистательно выступал с докладами на немецком о детской литературе на различных международных форумах.

Вот как сам Михалков вспоминал о своих детских годах: «Коротая длинные зимние вечера, я выпускал домашний «литературно-художественный» журнал: был одновременно и редактором, и художником, и единственным автором этого издания. Однако «напечататься по-настоящему» было моей заветной мечтой.

Сочинив однажды сказку в стихах, я переписал ее печатными буквами и направился в одно из московских издательств. С трепетом вошел я в помещение, в котором волнительно пахло типографской краской. Меня провели к «самому главному». Маленький, щуплый старичок в толстовке принял меня, как настоящего автора – предложил сесть, мельком просмотрел мою рукопись и попросил оставить ее на несколько дней. На прощанье он протянул мне 3 рубля. Это был мой первый аванс! А спустя неделю я держал в дрожащих от волнения руках напечатанный на бланке ответ издательства, в краткой форме отклонявшего мою сказку про медведя как непригодную для издания...

Сколько еще таких писем получил я из разных редакций, пока наконец в июльской книжке журнала «На подъеме» (Ростов-на-Дону) не появились мои первые «по-настоящему» напечатанные стихи: это было восьмистрочное стихотворение «Дорога». «Очень не восхищайтесь, учитесь работать и шлите нам свои стихи», – писал мне, 15-летнему начинающему поэту, секретарь редакции, высылая номер журнала.

В том же 1928 году я был зачислен в авторский актив Терской ассоциации пролетарских писателей, и мои стихи стали появляться на страницах пятигорской газеты «Терек» (с 1927 года семья наша переехала на постоянное жительство в Пятигорск). В 1930 году я окончил пятигорскую среднюю школу. Мне исполнилось 17 лет. «Тебе надо начинать самостоятельную жизнь, – сказал мне отец. – Больше всего ты любишь писать стихи. Пробуй свои силы. Учись дальше, работай. Может быть, со временем из тебя что-нибудь и выйдет. Но главное, чтобы из тебя вышел человек!»

Полный надежд, готовый преодолеть любые житейские невзгоды, я уехал из Пятигорска в Москву.

В это время я продолжал писать довольно посредственные стихи, изредка печатался, но не имел возможности существовать на литературный заработок. В продолжение трех лет я работал чернорабочим на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике, принимал участие в геологоразведочных экспедициях в Восточный Казахстан и на Волгу. Мне была по душе дружная, кочевая жизнь изыскателей – жизнь, полная романтических неожиданностей, трудностей и приключений. Но заветной моей мечтой оставалось творчество».

Имя: 
Сергей
Фамилия: 
Михалков
Инициалы: 
С.
Рабочая биография: 

В своей автобиографии Сергей Владимирович писал: «С 1933 года я стал печататься в столичной прессе, мои песни исполнялись на эстраде, передавались по радио. Некоторые из них получили премии на различных литературных конкурсах. Опубликованная в 1931 году в журнале «Огонек» песня «Марш эскадрилий» была перепечатана газетой «Правда».

Молодые прозаики и поэты 30-х годов принимали живое участие в работе заводских литературных кружков, выступали на страницах заводских многотиражек, в рабочих и студенческих аудиториях, по командировкам редакций газет выезжали на новостройки и колхозы страны. В эти годы у меня, как и у многих моих сверстников и товарищей по литобъединению при журнале «Огонек» и Литературному институту им. Горького, вырабатывалась внутренняя потребность всегда быть в гуще событий.

Мои стихи в эти годы были похожи на стихи многих молодых поэтов, и я хорошо чувствовал и понимал, что не нашел еще своего голоса, что мне нужно еще много работать над собой, искать, дерзать и добиваться.

Однажды я написал стихотворение для детей «Три гражданина», оно было напечатано в журнале «Пионер». Вскоре я написал второе, затем третье стихотворение. Родился веселый «Дядя Степа», появились «Мы с приятелем», «Упрямый Фома» и др. Знакомство, а потом и творческая дружба с писателями С.Я. Маршаком и К.И. Чуковским окончательно определили мою литературную судьбу.

В 1937 году меня приняли в члены Союза советских писателей.

Осенью 1939 года я был призван в армию и участвовал в освободительном походе наших войск в Западную Украину. В этом походе я впервые начал работать во фронтовой армейской печати. Это было началом моей литературной деятельности военного писателя-корреспондента.

В первые дни Великой Отечественной войны я как командир запаса в числе многих писателей и поэтов был мобилизован для работы в армейской печати. Работал на Южном фронте в красноармейской газете «Во славу Родины», затем – в газете «Сталинский сокол». Выполняя задания своей редакции в действующей армии, я писал очерки, заметки, политические стихи, подписи под карикатуры, юмористические рассказы.

Мне никогда не забыть морозной ночи на полевом аэродроме, когда я с непередаваемым волнением провожал на боевое задание летчиков Северо-Западного фронта. На борт самолетов погружали пачки листовок... Это были мои стихотворные послания к нашим партизанам, в которых я стремился ободрить и призвать к беспощадной борьбе русских людей на оккупированной территории.

Помню заголовки листовок: «Пусть не дрогнет твоя рука!», «Ты победишь!», «Не быть России покоренной!» Из этих публицистических стихотворений родилась впоследствии «Быль для детей» (1944).

Мысль обратиться к басне подал мне один из старейших и замечательных мастеров русской литературы А.Н. Толстой. Прочитав как-то мои новые стихи для детей, он сказал: «Те твои стихи, в которых ты идешь от фольклора, от народного юмора, тебе лучше всего удаются... Попробуй писать басни». Спустя некоторое время я написал свою первую басню. А. Н. Толстому басня понравилась. Я написал еще несколько. Одну из них напечатала газета «Правда». Это была басня «Лиса и бобер». Затем появились «Заяц во хмелю», «Две подруги», «Дальновидная сорока» и другие.

С увлечением я работал в области литературного перевода, мне посчастливилось донести до советских ребят звучание превосходных стихов польского поэта Ю.Тувима, а также написать русский текст к чешским операм Б.Сметаны «Проданная невеста» (1949) и А.Дворжака «Черт и Кача» (1956).

В 1938 году на сцене Центрального театра юного зрителя в Москве была показана моя первая пьеса для детей «Том Кенти». За 20 последующих лет на сцене наших театров и театров стран народной демократии было поставлено 15 моих пьес для юных и взрослых зрителей. Лучшие из них, на мой взгляд, «Красный галстук» (1947), «Веселое сновидение» (1946), «Я хочу домой!» (1949), «Зайка-Зазнайка» (1951), «Сомбреро» (1957) и сатирическая комедия «Раки» (редакция 1957 года).

В апреле 1950 г. партийной организацией Центрального детского театра я был принят в ряды КПСС.

Пробуя свои силы в различных жанрах литературы, сочиняя стихи и песни, пьесы и киносценарии, выступая на страницах газет с баснями и фельетонами, я всегда стараюсь писать так, чтобы мои произведения были близки, понятны и нужны советскому народу».

Семья: 

Будущий поэт и писатель родился в семье Владимира Александровича Михалкова и Ольги Михайловны Михалковой (урожденной Глебовой). Глава семейства, Владимир Александрович, получил юридическое образование, но увлекся разведением птиц и стал одним из основоположников советского промышленного птицеводства на Северном Кавказе. Сельхозакадемия Тимирязева в 1986 году торжественно отмечала столетие со дня его рождения.

С.В. Михалков с гордостью рассказывал и о своем прадеде Владимире Сергеевиче Михалкове: «Мой прадед был очень известным библиофилом. У него была одна из лучших русских частных библиотек. И он завещал ее Российской академии наук. Когда он умер, его внук, т. е. мой отец, передал все 50 тыс. томов в Петербург, в Академию наук. Они до сих пор там хранятся.

Частная жизнь: 

Первой женой Сергея Михалкова стала Наталья Петровна Кончаловская – писательница, внучка художника Сурикова. «Все случайное оказывается закономерным, – рассказывал Михалков. – В 1936 году меня пригласили в дом Петра Петровича Кончаловского. И там я встретил Наталью Петровну. Она была старше меня на 10 лет. Мне было 23 года, ей – 33. Я уже писал, печатался, у меня вышел первый вариант «Дяди Степы». В общем, я влюбился. С приятелем уехал в Харьков и оттуда из гостиницы позвонил ей в Москву со словами: «Я не могу без тебя. Я возвращаюсь к тебе с тем же вопросом: пойдешь ли ты за меня замуж?» Она согласилась. Я ей тоже чем-то нравился. Молодой, успешный... Мы стали жить вместе. Друг другу читали то, что мы пишем. Она меня критиковала, я ей давал советы...»

Супруга умерла в 85 лет, рядом с Сергеем Владимировичем остались приемная дочь Катя и сыновья Андрей и Никита, уже добившиеся мирового признания. А в 83 года Сергей Владимирович женился второй раз на Юлии Субботиной, дочери академика, почти на 50 лет моложе его.
«Мало кто из писателей женится в 83 года на молодой 35-летней женщине, – признался Сергей Владимирович Михалков в одном из интервью. – Обычно это носит такой характер: молодая женщина решила выйти замуж за академика, потому что он скоро помрет, и ей останется громаднейшее наследство. Но про меня – больше разговоры, что я – состоятельный человек. У меня много книжек выходит, но за детские книги очень мало платят. В нашей истории деньги не играли абсолютно никакой роли. Познакомились мы с Юлей случайно – в летнем кафе. Уступил ей за столиком место. Мы разговорились. Она на меня произвела впечатление. Потом я ей позвонил. Мы стали встречаться сначала по-дружески. Занимались общими делами. Она – очень организованный, внимательный человек. Юля в то время окончила МИФИ и была аспиранткой, готовила кандидатскую диссертацию. Она – физик, как и ее отец. Но защищаться не стала, потому что вышла за меня замуж и стала мне помогать».

Хобби: 

С детства Сергей Михалков увлекался театром. Он принимал участие в постановке детского любительского спектакля, которую помогал детям воплотить в жизнь сам великий Станиславский. Первая пьеса Сергея Михалкова «Том Кенти» была создана по мотивам произведения Марка Твена «Принц и нищий» и поставлена на сцене Театра юного зрителя. Впоследствии Сергей Владимирович Михалков написал около 20 драматургических произведений, в т. ч. полюбившийся детям и переведенный на многие языки «Праздник непослушания».

Враги: 

Сергей Владимирович прожил долгую жизнь, за это время он успел нажить немало врагов и недоброжелателей. Многие завидовали его успеху. Часть критиков, которые невысоко оценивали вклад Михалкова в мировую литературу, говорили о вторичности, стремлении угождать сиюминутным интересам властей. Утверждали, что многие из его произведений представляют собой в сущности адаптацию классики к требованиям социалистического реализма.

Выходец из дворянской семьи и беспартийный (вступил в партию только в 1950 году), Михалков, сделавший удивительную карьеру на писательском поприще, постоянно навлекал на себя критику. Больше всего его противникам не нравились лояльность к любой власти, конъюнктурный подход, публикация в советское время произведений откровенно пропагандистского характера.

Писатель Владимир Тендряков так отзывался о нем: «Правительство появилось, и сразу вокруг него возникла кипучая угодливая карусель. Деятели искусства и литературы (разумеется, не все, а те, кто считали себя достаточно заметными, способными претендовать на близость), оттирая друг друга, со счастливыми улыбками на потных лицах начали толкучечку, протискиваясь поближе... То с одной стороны, то с другой вырастал Сергей Михалков, несравненный «дядя Степа», никогда не упускающий случая напомнить о себе».

Неоднократно высказывалось мнение о том, что Михалков – приспособленец, который поставил свой талант на службу личному обогащению. Критик Станислав Рассадин писал о нем, что Михалков еще с 1930-х годов «исхалтурился» и «использовал свою божественную искорку, чтобы разжечь огонь под своей государственной пайкой».

Владимир Радзишевский отзывался о Михалкове как о «лукавом царедворце».

Соратники: 

К 1933 году относится начало многолетней дружбы С.В. Михалкова с уже популярным писателем Львом Кассилем и замечательными мастерами эстрады Риной Зеленой и Игорем Ильинским, в чьем исполнении со сцены и по радио началось триумфальное шествие детских стихов Михалкова по всей стране.

Вот как Рина Зеленая вспоминала о первой встрече с Михалковым: «Ничего не записано, а эту встречу помню почему-то совершенно отчетливо. Произошла она на теннисных кортах водного стадиона «Динамо»… Ко мне подошел очень длинный, очень молодой человек и, заикаясь, но без смущения сказал:
– Мне надо с вами поговорить.
– Ну, что вы мне будете говорить?
– Я – ничего не буду, – ответил он, сильно заикаясь. – Я хочу, чтобы вы со сцены читали мои стихи.

Он протянул мне тоненькую тетрадку со стихами. Я тогда только недавно стала рассказывать о детях, но уже получала много писем с сочинениями, написанными так плохо, так безвкусно, что было тошно читать. Но я всегда прочитывала всё до последней точки, веря в чудеса.

И тут я взяла листочки, отвернулась от него на скамейке и стала читать. И вдруг прочла прекрасные стихи настоящего поэта, современные, детские.
Я повернулась к нему, увидела симпатичное молодое лицо, вылезающие из коротких рукавов старенького пиджака длинные руки, и сказала строго:
– Да, стихи хорошие. Я буду их читать…»

Слабые стороны: 

Читая биографические сведения о поэте, создается впечатление, что Михалков не был наделен обычными человеческими слабостями. «Я никогда не пил, не курил. Коллег, которые приходили ко мне с бутылочкой, дальше порога никогда не пускал», – признавался Михалков. Он был настоящим трудоголиком, и до последних дней продолжал писать.

Сильные стороны: 

Сергей Михалков работал практически во всех литературных жанрах: поэзия, проза, драматургия, критика, публицистика, сценарии фильмов и мультфильмов. Поэт стал признанным классиком детской поэзии. Такие его произведения, как «Дядя Степа», «Праздник непослушания», «А что у вас?», неоднократно переиздавались и пользуются успехом и любовью аудитории. Критики, положительно отзывавшиеся о его творчестве, отмечали самобытность таланта, влияние классической русской драматургии. Появилось даже такое понятие, как «Михалковский театр».

Награды: 

За свою долгую жизнь Михалков был удостоен многочисленных наград и премий. Вот только некоторые из них:
• Герой Социалистического Труда (1973)
• Орден Святого Андрея Первозванного (13 марта 2008 г.) – за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы, многолетнюю творческую и общественную деятельность
• Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (13 марта 2003 г.) – за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры
• Орден Почета (13 марта 1998 г.) – за большой личный вклад в развитие отечественной многонациональной культуры
• Орден Дружбы народов (20 февраля 1993 г.) – за большой личный вклад в развитие литературы и искусства, укрепление межнациональных культурных связей и плодотворную общественную деятельность
• Четыре ордена Ленина (1939, 1963, 1973, 1983)
• Орден Октябрьской Революции (1971)
• Орден Красного Знамени (1945)
• Орден Отечественной войны I степени (1985)
• Два ордена Трудового Красного Знамени (1967, 1988)
• Орден Красной Звезды (1943)
• Ордена и медали социалистических стран
• Орден Святого Сергия Радонежского (РПЦ, 1993)
• Орден Святого Благоверного царевича Дмитрия (РПЦ, 1998).
• Ленинская премия (1970)
• Государственная премия СССР (1978)
• Три Сталинских премии (1941, 1942, 1950)
• Государственная премия РСФСР (1977)

Комромат: 

В 1977 г., после принятия новой Конституции СССР, Сергей Михалков создал вторую редакцию слов для гимна, исключив из него упоминание Сталина. Хотя именно этот человек сыграл не последнюю роль в его жизни.

А началась эта история еще в далеком 1936 году. Когда Михалкову было 23 года, он влюбился в девушку из Литинститута. Ее звали Светлана, и она не отвечала юному писателю взаимностью. Он пообещал ей, что напишет стихотворение в ее честь и опубликует его в завтрашнем номере «Известий». Она, конечно, не поверила. А стихотворение уже было написано и стояло в полосе; Михалкову оставалось лишь дойти до редакции газеты и изменить заголовок «Колыбельная» на заголовок «Светлана».

Правда, Светлана все равно не прониклась чувствами к Михалкову. Зато проникся Сталин. Он прочел в «Известиях» стихотворение и был так растроган, что попросил связаться с автором и выяснить, не нуждается ли он в какой-нибудь помощи. Дочь Сталина звали Светланой, это и сыграло решающую роль.

А потом было совместное написание гимна. Михалков сам признавался, что встречался с Иосифом Виссарионовичем 7 раз, чтобы внести исправления в текст.

Да и самый значимый день в жизни Михалкова был связан со Сталиным. Однажды в интервью поэта спросили: «Какой момент в своей жизни вы вспоминаете как самый счастливый?» На что Сергей Владимирович ответил: «Самый счастливый – не вспомню. Но самым значительным моментом стало первое исполнение Гимна СССР в 1943 году. Я хорошо помню торжественный прием по этому случаю в Большом театре. Как сидел за столом в окружении «живых портретов» – Сталина, Калинина, Молотова. После очередного тоста Сталин сказал мне: «Не пейте каждый раз до дна. С вами будет неинтересно разговаривать». Мы просидели до 5 утра. Я на удивление чувствовал себя очень раскованно. Мне тогда было всего 30 лет, и, естественно, эта встреча, эти разговоры наложили серьезный отпечаток и повлияли на мою судьбу. Когда спрашивают, с кем из великих людей мне было интереснее всего общаться, я всегда отвечаю: «Со Сталиным».

Но, несмотря на это, в 1977 году упоминание о вожде из гимна убрал.

События: 

Сегодня состоятся похороны известного литератора, председателя Союза писателей РСФСР, поэта, баснописца, драматурга, военного корреспондента, автора текста двух гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации.

Сергей Михалков – Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Сталинской премий, академик Российской Академии образования, кавалер ордена Святого Андрея Первозванного.

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
Могут и должны
Израиль хочет построить гигантский лагерь для 600 тысяч палестинцев
Почему сделка России и США состоится не сейчас
В Россию планируется привлечь 1 млн трудовых мигрантов из Индии
Избранное
IX Выставка-ярмарка «РусАртСтиль», 26 по 30 марта, Даниловский Event Hall
Пелагея (Рождественский концерт), 8 января, 1930 Moscow
Армен Саркисян. «Метеор» — новая промышленная марка
Украина и Закавказье: распад государств, дележ территорий и полное «отуречивание». Часть третья
Как научиться экономить?
Альтернатива доллару. Глазьев постарается запустить наднациональную валюту
«Свои стреляли в своих»: что стоит за государственным мифом Литвы о борьбе за независимость
Военная Голгофа Юрия Никулина
«Финал Саддама был закономерным – из своего золотого терема он не смог разглядеть ряд важнейших деталей, из-за чего общая картина не собралась в единое целое»
Вадим Репин и Кремлевский оркестр, 21 февраля, Большой зал консерватории
Российский национальный оркестр устроил встречу живых и мертвых под Баха и Шуберта
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.