Картинка: 

Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта (28 февраля по старому стилю) 1913 года в Москве. Раннее детство ребенка прошло в имении Назарьево в Подмосковье, принадлежавшем знакомым родителей Яковлевым. Поскольку ходить в школу было далеко, начальное образование Михалков получил дома: для этого была приглашена немка-гувернантка Эмма Ивановна Розенберг, заложившая в детей не только основы строжайшей самодисциплины, но и обучившая их немецкому языку на таком уровне, что уже в детстве они могли читать Шиллера и Гете в подлиннике. Да и спустя более полувека С.В. Михалков блистательно выступал с докладами на немецком о детской литературе на различных международных форумах.

Вот как сам Михалков вспоминал о своих детских годах: «Коротая длинные зимние вечера, я выпускал домашний «литературно-художественный» журнал: был одновременно и редактором, и художником, и единственным автором этого издания. Однако «напечататься по-настоящему» было моей заветной мечтой.

Сочинив однажды сказку в стихах, я переписал ее печатными буквами и направился в одно из московских издательств. С трепетом вошел я в помещение, в котором волнительно пахло типографской краской. Меня провели к «самому главному». Маленький, щуплый старичок в толстовке принял меня, как настоящего автора – предложил сесть, мельком просмотрел мою рукопись и попросил оставить ее на несколько дней. На прощанье он протянул мне 3 рубля. Это был мой первый аванс! А спустя неделю я держал в дрожащих от волнения руках напечатанный на бланке ответ издательства, в краткой форме отклонявшего мою сказку про медведя как непригодную для издания...

Сколько еще таких писем получил я из разных редакций, пока наконец в июльской книжке журнала «На подъеме» (Ростов-на-Дону) не появились мои первые «по-настоящему» напечатанные стихи: это было восьмистрочное стихотворение «Дорога». «Очень не восхищайтесь, учитесь работать и шлите нам свои стихи», – писал мне, 15-летнему начинающему поэту, секретарь редакции, высылая номер журнала.

В том же 1928 году я был зачислен в авторский актив Терской ассоциации пролетарских писателей, и мои стихи стали появляться на страницах пятигорской газеты «Терек» (с 1927 года семья наша переехала на постоянное жительство в Пятигорск). В 1930 году я окончил пятигорскую среднюю школу. Мне исполнилось 17 лет. «Тебе надо начинать самостоятельную жизнь, – сказал мне отец. – Больше всего ты любишь писать стихи. Пробуй свои силы. Учись дальше, работай. Может быть, со временем из тебя что-нибудь и выйдет. Но главное, чтобы из тебя вышел человек!»

Полный надежд, готовый преодолеть любые житейские невзгоды, я уехал из Пятигорска в Москву.

В это время я продолжал писать довольно посредственные стихи, изредка печатался, но не имел возможности существовать на литературный заработок. В продолжение трех лет я работал чернорабочим на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике, принимал участие в геологоразведочных экспедициях в Восточный Казахстан и на Волгу. Мне была по душе дружная, кочевая жизнь изыскателей – жизнь, полная романтических неожиданностей, трудностей и приключений. Но заветной моей мечтой оставалось творчество».

Имя: 
Сергей
Фамилия: 
Михалков
Инициалы: 
С.
Рабочая биография: 

В своей автобиографии Сергей Владимирович писал: «С 1933 года я стал печататься в столичной прессе, мои песни исполнялись на эстраде, передавались по радио. Некоторые из них получили премии на различных литературных конкурсах. Опубликованная в 1931 году в журнале «Огонек» песня «Марш эскадрилий» была перепечатана газетой «Правда».

Молодые прозаики и поэты 30-х годов принимали живое участие в работе заводских литературных кружков, выступали на страницах заводских многотиражек, в рабочих и студенческих аудиториях, по командировкам редакций газет выезжали на новостройки и колхозы страны. В эти годы у меня, как и у многих моих сверстников и товарищей по литобъединению при журнале «Огонек» и Литературному институту им. Горького, вырабатывалась внутренняя потребность всегда быть в гуще событий.

Мои стихи в эти годы были похожи на стихи многих молодых поэтов, и я хорошо чувствовал и понимал, что не нашел еще своего голоса, что мне нужно еще много работать над собой, искать, дерзать и добиваться.

Однажды я написал стихотворение для детей «Три гражданина», оно было напечатано в журнале «Пионер». Вскоре я написал второе, затем третье стихотворение. Родился веселый «Дядя Степа», появились «Мы с приятелем», «Упрямый Фома» и др. Знакомство, а потом и творческая дружба с писателями С.Я. Маршаком и К.И. Чуковским окончательно определили мою литературную судьбу.

В 1937 году меня приняли в члены Союза советских писателей.

Осенью 1939 года я был призван в армию и участвовал в освободительном походе наших войск в Западную Украину. В этом походе я впервые начал работать во фронтовой армейской печати. Это было началом моей литературной деятельности военного писателя-корреспондента.

В первые дни Великой Отечественной войны я как командир запаса в числе многих писателей и поэтов был мобилизован для работы в армейской печати. Работал на Южном фронте в красноармейской газете «Во славу Родины», затем – в газете «Сталинский сокол». Выполняя задания своей редакции в действующей армии, я писал очерки, заметки, политические стихи, подписи под карикатуры, юмористические рассказы.

Мне никогда не забыть морозной ночи на полевом аэродроме, когда я с непередаваемым волнением провожал на боевое задание летчиков Северо-Западного фронта. На борт самолетов погружали пачки листовок... Это были мои стихотворные послания к нашим партизанам, в которых я стремился ободрить и призвать к беспощадной борьбе русских людей на оккупированной территории.

Помню заголовки листовок: «Пусть не дрогнет твоя рука!», «Ты победишь!», «Не быть России покоренной!» Из этих публицистических стихотворений родилась впоследствии «Быль для детей» (1944).

Мысль обратиться к басне подал мне один из старейших и замечательных мастеров русской литературы А.Н. Толстой. Прочитав как-то мои новые стихи для детей, он сказал: «Те твои стихи, в которых ты идешь от фольклора, от народного юмора, тебе лучше всего удаются... Попробуй писать басни». Спустя некоторое время я написал свою первую басню. А. Н. Толстому басня понравилась. Я написал еще несколько. Одну из них напечатала газета «Правда». Это была басня «Лиса и бобер». Затем появились «Заяц во хмелю», «Две подруги», «Дальновидная сорока» и другие.

С увлечением я работал в области литературного перевода, мне посчастливилось донести до советских ребят звучание превосходных стихов польского поэта Ю.Тувима, а также написать русский текст к чешским операм Б.Сметаны «Проданная невеста» (1949) и А.Дворжака «Черт и Кача» (1956).

В 1938 году на сцене Центрального театра юного зрителя в Москве была показана моя первая пьеса для детей «Том Кенти». За 20 последующих лет на сцене наших театров и театров стран народной демократии было поставлено 15 моих пьес для юных и взрослых зрителей. Лучшие из них, на мой взгляд, «Красный галстук» (1947), «Веселое сновидение» (1946), «Я хочу домой!» (1949), «Зайка-Зазнайка» (1951), «Сомбреро» (1957) и сатирическая комедия «Раки» (редакция 1957 года).

В апреле 1950 г. партийной организацией Центрального детского театра я был принят в ряды КПСС.

Пробуя свои силы в различных жанрах литературы, сочиняя стихи и песни, пьесы и киносценарии, выступая на страницах газет с баснями и фельетонами, я всегда стараюсь писать так, чтобы мои произведения были близки, понятны и нужны советскому народу».

Семья: 

Будущий поэт и писатель родился в семье Владимира Александровича Михалкова и Ольги Михайловны Михалковой (урожденной Глебовой). Глава семейства, Владимир Александрович, получил юридическое образование, но увлекся разведением птиц и стал одним из основоположников советского промышленного птицеводства на Северном Кавказе. Сельхозакадемия Тимирязева в 1986 году торжественно отмечала столетие со дня его рождения.

С.В. Михалков с гордостью рассказывал и о своем прадеде Владимире Сергеевиче Михалкове: «Мой прадед был очень известным библиофилом. У него была одна из лучших русских частных библиотек. И он завещал ее Российской академии наук. Когда он умер, его внук, т. е. мой отец, передал все 50 тыс. томов в Петербург, в Академию наук. Они до сих пор там хранятся.

Частная жизнь: 

Первой женой Сергея Михалкова стала Наталья Петровна Кончаловская – писательница, внучка художника Сурикова. «Все случайное оказывается закономерным, – рассказывал Михалков. – В 1936 году меня пригласили в дом Петра Петровича Кончаловского. И там я встретил Наталью Петровну. Она была старше меня на 10 лет. Мне было 23 года, ей – 33. Я уже писал, печатался, у меня вышел первый вариант «Дяди Степы». В общем, я влюбился. С приятелем уехал в Харьков и оттуда из гостиницы позвонил ей в Москву со словами: «Я не могу без тебя. Я возвращаюсь к тебе с тем же вопросом: пойдешь ли ты за меня замуж?» Она согласилась. Я ей тоже чем-то нравился. Молодой, успешный... Мы стали жить вместе. Друг другу читали то, что мы пишем. Она меня критиковала, я ей давал советы...»

Супруга умерла в 85 лет, рядом с Сергеем Владимировичем остались приемная дочь Катя и сыновья Андрей и Никита, уже добившиеся мирового признания. А в 83 года Сергей Владимирович женился второй раз на Юлии Субботиной, дочери академика, почти на 50 лет моложе его.
«Мало кто из писателей женится в 83 года на молодой 35-летней женщине, – признался Сергей Владимирович Михалков в одном из интервью. – Обычно это носит такой характер: молодая женщина решила выйти замуж за академика, потому что он скоро помрет, и ей останется громаднейшее наследство. Но про меня – больше разговоры, что я – состоятельный человек. У меня много книжек выходит, но за детские книги очень мало платят. В нашей истории деньги не играли абсолютно никакой роли. Познакомились мы с Юлей случайно – в летнем кафе. Уступил ей за столиком место. Мы разговорились. Она на меня произвела впечатление. Потом я ей позвонил. Мы стали встречаться сначала по-дружески. Занимались общими делами. Она – очень организованный, внимательный человек. Юля в то время окончила МИФИ и была аспиранткой, готовила кандидатскую диссертацию. Она – физик, как и ее отец. Но защищаться не стала, потому что вышла за меня замуж и стала мне помогать».

Хобби: 

С детства Сергей Михалков увлекался театром. Он принимал участие в постановке детского любительского спектакля, которую помогал детям воплотить в жизнь сам великий Станиславский. Первая пьеса Сергея Михалкова «Том Кенти» была создана по мотивам произведения Марка Твена «Принц и нищий» и поставлена на сцене Театра юного зрителя. Впоследствии Сергей Владимирович Михалков написал около 20 драматургических произведений, в т. ч. полюбившийся детям и переведенный на многие языки «Праздник непослушания».

Враги: 

Сергей Владимирович прожил долгую жизнь, за это время он успел нажить немало врагов и недоброжелателей. Многие завидовали его успеху. Часть критиков, которые невысоко оценивали вклад Михалкова в мировую литературу, говорили о вторичности, стремлении угождать сиюминутным интересам властей. Утверждали, что многие из его произведений представляют собой в сущности адаптацию классики к требованиям социалистического реализма.

Выходец из дворянской семьи и беспартийный (вступил в партию только в 1950 году), Михалков, сделавший удивительную карьеру на писательском поприще, постоянно навлекал на себя критику. Больше всего его противникам не нравились лояльность к любой власти, конъюнктурный подход, публикация в советское время произведений откровенно пропагандистского характера.

Писатель Владимир Тендряков так отзывался о нем: «Правительство появилось, и сразу вокруг него возникла кипучая угодливая карусель. Деятели искусства и литературы (разумеется, не все, а те, кто считали себя достаточно заметными, способными претендовать на близость), оттирая друг друга, со счастливыми улыбками на потных лицах начали толкучечку, протискиваясь поближе... То с одной стороны, то с другой вырастал Сергей Михалков, несравненный «дядя Степа», никогда не упускающий случая напомнить о себе».

Неоднократно высказывалось мнение о том, что Михалков – приспособленец, который поставил свой талант на службу личному обогащению. Критик Станислав Рассадин писал о нем, что Михалков еще с 1930-х годов «исхалтурился» и «использовал свою божественную искорку, чтобы разжечь огонь под своей государственной пайкой».

Владимир Радзишевский отзывался о Михалкове как о «лукавом царедворце».

Соратники: 

К 1933 году относится начало многолетней дружбы С.В. Михалкова с уже популярным писателем Львом Кассилем и замечательными мастерами эстрады Риной Зеленой и Игорем Ильинским, в чьем исполнении со сцены и по радио началось триумфальное шествие детских стихов Михалкова по всей стране.

Вот как Рина Зеленая вспоминала о первой встрече с Михалковым: «Ничего не записано, а эту встречу помню почему-то совершенно отчетливо. Произошла она на теннисных кортах водного стадиона «Динамо»… Ко мне подошел очень длинный, очень молодой человек и, заикаясь, но без смущения сказал:
– Мне надо с вами поговорить.
– Ну, что вы мне будете говорить?
– Я – ничего не буду, – ответил он, сильно заикаясь. – Я хочу, чтобы вы со сцены читали мои стихи.

Он протянул мне тоненькую тетрадку со стихами. Я тогда только недавно стала рассказывать о детях, но уже получала много писем с сочинениями, написанными так плохо, так безвкусно, что было тошно читать. Но я всегда прочитывала всё до последней точки, веря в чудеса.

И тут я взяла листочки, отвернулась от него на скамейке и стала читать. И вдруг прочла прекрасные стихи настоящего поэта, современные, детские.
Я повернулась к нему, увидела симпатичное молодое лицо, вылезающие из коротких рукавов старенького пиджака длинные руки, и сказала строго:
– Да, стихи хорошие. Я буду их читать…»

Слабые стороны: 

Читая биографические сведения о поэте, создается впечатление, что Михалков не был наделен обычными человеческими слабостями. «Я никогда не пил, не курил. Коллег, которые приходили ко мне с бутылочкой, дальше порога никогда не пускал», – признавался Михалков. Он был настоящим трудоголиком, и до последних дней продолжал писать.

Сильные стороны: 

Сергей Михалков работал практически во всех литературных жанрах: поэзия, проза, драматургия, критика, публицистика, сценарии фильмов и мультфильмов. Поэт стал признанным классиком детской поэзии. Такие его произведения, как «Дядя Степа», «Праздник непослушания», «А что у вас?», неоднократно переиздавались и пользуются успехом и любовью аудитории. Критики, положительно отзывавшиеся о его творчестве, отмечали самобытность таланта, влияние классической русской драматургии. Появилось даже такое понятие, как «Михалковский театр».

Награды: 

За свою долгую жизнь Михалков был удостоен многочисленных наград и премий. Вот только некоторые из них:
• Герой Социалистического Труда (1973)
• Орден Святого Андрея Первозванного (13 марта 2008 г.) – за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы, многолетнюю творческую и общественную деятельность
• Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (13 марта 2003 г.) – за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры
• Орден Почета (13 марта 1998 г.) – за большой личный вклад в развитие отечественной многонациональной культуры
• Орден Дружбы народов (20 февраля 1993 г.) – за большой личный вклад в развитие литературы и искусства, укрепление межнациональных культурных связей и плодотворную общественную деятельность
• Четыре ордена Ленина (1939, 1963, 1973, 1983)
• Орден Октябрьской Революции (1971)
• Орден Красного Знамени (1945)
• Орден Отечественной войны I степени (1985)
• Два ордена Трудового Красного Знамени (1967, 1988)
• Орден Красной Звезды (1943)
• Ордена и медали социалистических стран
• Орден Святого Сергия Радонежского (РПЦ, 1993)
• Орден Святого Благоверного царевича Дмитрия (РПЦ, 1998).
• Ленинская премия (1970)
• Государственная премия СССР (1978)
• Три Сталинских премии (1941, 1942, 1950)
• Государственная премия РСФСР (1977)

Комромат: 

В 1977 г., после принятия новой Конституции СССР, Сергей Михалков создал вторую редакцию слов для гимна, исключив из него упоминание Сталина. Хотя именно этот человек сыграл не последнюю роль в его жизни.

А началась эта история еще в далеком 1936 году. Когда Михалкову было 23 года, он влюбился в девушку из Литинститута. Ее звали Светлана, и она не отвечала юному писателю взаимностью. Он пообещал ей, что напишет стихотворение в ее честь и опубликует его в завтрашнем номере «Известий». Она, конечно, не поверила. А стихотворение уже было написано и стояло в полосе; Михалкову оставалось лишь дойти до редакции газеты и изменить заголовок «Колыбельная» на заголовок «Светлана».

Правда, Светлана все равно не прониклась чувствами к Михалкову. Зато проникся Сталин. Он прочел в «Известиях» стихотворение и был так растроган, что попросил связаться с автором и выяснить, не нуждается ли он в какой-нибудь помощи. Дочь Сталина звали Светланой, это и сыграло решающую роль.

А потом было совместное написание гимна. Михалков сам признавался, что встречался с Иосифом Виссарионовичем 7 раз, чтобы внести исправления в текст.

Да и самый значимый день в жизни Михалкова был связан со Сталиным. Однажды в интервью поэта спросили: «Какой момент в своей жизни вы вспоминаете как самый счастливый?» На что Сергей Владимирович ответил: «Самый счастливый – не вспомню. Но самым значительным моментом стало первое исполнение Гимна СССР в 1943 году. Я хорошо помню торжественный прием по этому случаю в Большом театре. Как сидел за столом в окружении «живых портретов» – Сталина, Калинина, Молотова. После очередного тоста Сталин сказал мне: «Не пейте каждый раз до дна. С вами будет неинтересно разговаривать». Мы просидели до 5 утра. Я на удивление чувствовал себя очень раскованно. Мне тогда было всего 30 лет, и, естественно, эта встреча, эти разговоры наложили серьезный отпечаток и повлияли на мою судьбу. Когда спрашивают, с кем из великих людей мне было интереснее всего общаться, я всегда отвечаю: «Со Сталиным».

Но, несмотря на это, в 1977 году упоминание о вожде из гимна убрал.

События: 

Сегодня состоятся похороны известного литератора, председателя Союза писателей РСФСР, поэта, баснописца, драматурга, военного корреспондента, автора текста двух гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации.

Сергей Михалков – Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Сталинской премий, академик Российской Академии образования, кавалер ордена Святого Андрея Первозванного.

Комментарии читателей
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.