«О национальных ценностях как основах жизнеустроения России»

Доклад на заседании Государственно-патриотического клуба ВПП «Единая Россия» по теме «Ценностный выбор как основа стабильности России» 8 февраля 2011 года
Уважаемые коллеги!
Я считаю, что сам факт сегодняшнего обсуждения темы национальных ценностей является исключительно важным и знаковым. Мы благодарны Русской православной церкви за то, что впервые за последние почти 100 лет она обратила внимание российского общества и власть предержащих к этой теме. Мы также благодарны Государственно-патриотическому клубу за то, что он так четко осознал необходимость формирования идеологических основ нашей государственности, поддержал призыв нашей Церкви к общенациональной дискуссии по этой важнейшей теме и организовал ее начало.
В этом плане нам представляется важным заявить, что национальные ценности, заявленные к обсуждению Русской православной церковью, и исторические национальные ценности, представленные гражданским обществом России в лице ее Народного собрания, не расходятся, т. к. являются одними и теми же ценностями, основанными на Слове Божьем, понимании особой миссии и предназначении России в мире, а также осознании приоритета духовности и нравственности над любыми деяниями государства, общества и личности.
Поэтому позвольте остановиться не на обсуждении существа национальных ценностей России, а на вопросах, имеющих важный идеологический, стратегический и методологический характер, т. е. на некоторых вопросах формирования национальной государственности России.
Наше обращение к теме основ российской государственности связано с тем, что, по нашему мнению, отечественные и зарубежные политология, философия и история до сих пор внятно и понятно не объяснили ни нам и ни себе причин самой крупной геополитической катастрофы XX века – краха великой империи новейшей истории, Союза Советских Социалистических Республик.
Представляется очевидным, что в огромной массе работ, посвященных этой трагедии, исследовались практически все мыслимые и немыслимые причины, применялись различные подходы к исследованиям, но четкого ответа так и нет. Конечно, нам представляется, что основные причины этого краха великой империи уже известны, и их объективность не вызывает сомнения. Тем не менее, сказано еще не все, и не полностью, т. к., на наш взгляд, многие важные вопросы не ставились, а главные догадки не формулировались.
Именно поэтому в настоящее время мы не можем сделать правильных выводов из нашей же новейшей истории, с тем, чтобы наше многострадальное Отечество сегодня и впредь не подвергало будущее своих граждан и потомков испытанием крахом и возможностью конца истории великой нации. Нам представляется, что именно в существе этой недосказанности, возможно, и кроется возможность краха уже современной т. н. «демократической России».
Мы считаем, что крах СССР произошел не только потому:
• что государство перенапрягло нацию бременем мирового лидерства, гонкой вооружений, войной с США и всем «свободным миром»;
• что экономика страны носила планово-директивный характер, а государство было патерналистским и социальным;
• что в СССР была реальная власть-диктатура только одной партии;
• что в стране не было свободы как таковой;
• что только в течение одного XX века русский народ претерпел две великих мировых войны, две революции, два национальных краха и десятилетия внутренних политических репрессий, спас собою от фашизма Европу, дважды восстанавливал страну из пепла;
• что в результате этих трагедий русский народ потерял десятки миллионов своих лучших сыновей, и его пассионарность оказалась в выжженном состоянии, лучшие погибли, а «не лучшие» пришли к власти, и т. д.
Нам представляется, что такая чудовищная по своей разрушительности и самоубийственная национальная история сама по себе не случайна, и есть что-то, что объективно определяет эту ее катастрофичность.
Мы уверены, что сегодня необходим поиск ответов на вопросы нашей «национальной родовой травмы», а нахождение правильного ответа и причины ее должно быть судьбоносно, т. к. из неправильных посылок нельзя сделать правильные выводы, а без правильного диагноза невозможно лечение, ведущее к выздоровлению, а не к смерти.
Мы считаем, что наша катастрофа заложена в существе порочной генетики нашей государственности и самой власти, и этот порок невозможно исправить ни социализмом, ни капитализмом, ни рыночной экономикой, ни «суверенной демократией», ни репрессиями.
Мы убеждены, что основами, составляющими существо национальной генетики и государственности, являются:
• исторические национальные ценности как основа цивилизационной и национальной идентичности России;
• право как таковое, которое не может не основываться на естественных Божеских началах, правде, справедливости и нравственности;
• историческая легитимность власти, которую поддерживает нация, считающая ее достойной властвования собою, основанная на соборном решении самой нации, которая верит власти и сама дает ей легитимность как право и залог качественного и нравственного управления страной в интересах развития нации;
• национальная идеология, основанная на исторических национальных идеалах, святынях и ценностях и являющаяся основой национальной стратегии и деятельности всех институтов власти;
• национальная идентичность, основанная на добровольном причислении всех народов России к ней как самобытной великой державе, цивилизации и великой культуре и принятии ее национальных ценностей как основы жизнеустроения социума; на гордости за сам факт своего гражданства России; на естественном желании граждан строить и защищать свое Отечество;
• соборность государствования, соборно организованная, складывающаяся из соборных начал политического режима, его политической системы и собственно органов государственной власти, соответствующих нравственным идеалам, предназначению и задачам нации, отвечающая перед ней за качество развития нации и за состояние дел в стране и определяющая общественно-политический строй и режим страны как самодержавное народовластие.
• национальная стратегия, определяемая национальными ценностями, совокупность базовых целей выживания, развития и исторической вечности России, осуществляемая постоянной деятельностью государства и трудом всей нации.
Таких основ национального жизнеустроения сегодня в России нет.
***
Мы убеждены, что отсутствие в России подобных писаных и официально принятых жизнеустроительных основ, субъективные, ситуативные или конъюнктурные изменения в каждой их сфере или их построение на ложных идеологических посылах привело к тому, что, объективно говоря, после национального краха 1917 года вся государственная власть в России оказалась нелегитимной, а затем – и недееспособной.
Вся государственная власть коммунистов, основанная на мятеже и физическом уничтожении лучших творческих сил нации, так и не стала для нее легитимной, поэтому всегда решала задачи своей идеологически порочной государственной деятельности через принуждение и прямой террор. Эта коммунистическая власть так и не стала народной, и с вырождением идеологии и ее главных носителей страна, в одном и том же XX веке, рухнула во второй раз.
Существующая сегодня в государстве власть демократов также нелегитимна и внутренне не поддерживается народом, т. к. основана на мятеже меньшинства и прямом участии в ее формировании наших геополитических противников, осуществляет свою деятельность в рамках не суверенной, а «иллюзорной» демократии и практически прямо исполняет чуждые нам стратегические планы, ведущие к демонтажу великой нации и Русской цивилизации, при полном игнорировании требований и интересов самой нации.
Это значит, что ответ и выход нужно искать в существе генетики нашей государственности, что неизбежно должно привести нас к выводу о необходимости формулирования их новых основ, формированию другой политической системы нации и новых парадигм (базовых схем) функционирования государственной власти России.
Позволю себе сразу оговориться о нескольких важных вещах, т. к. начавшаяся дискуссия о ценностях гораздо важнее, насущнее и шире, чем только «дело о стабильности России» (самыми «стабильными», как известно, являются кладбища и болота). Но в жизни именно от определения и решения о ценностных основах нашей государственности прямо и однозначно зависит выживание России в современном мире как великой державы, суперэтноса и особой цивилизации, а также успешность и историческая вечность России во всех ее качествах.
I. О достижении необходимой полноты нашего государственного бытия как следствии общенациональной дискуссии о ценностных основах нашей государственности
Первое. Мы убеждены, что сама общенациональная дискуссия по теме ценностных основ нашей государственности важна не только сама по себе, но и для того, чтобы в ее результате Россия как страна (т. е. ее политическая система, все институты государства и гражданского общества) обрела основы своего жизнеустроения и деятельности.
Второе. Это значит, что результатом общенациональной дискуссии должно стать официальное признание необходимости наличия национальной идеологии как фундамента стратегического целеполагания и развития России.
Третье. Это значит, что должна быть разработана и представлена российской общественности сама национальная идеология, построенная на основе наших исторических национальных ценностей, идеалов, святынь и верований, а также сами жизнеустроительные основы как основы деятельности государства и российского общества.
Четвертое. Это подразумевает, что наша политическая система и государственная власть будут заинтересованы в организации такой масштабной работы, и что эта работа будет проводиться открыто и гласно, широко обсуждаться в обществе и СМИ.
Пятое. Такая работа предполагает, что она будет завершена в течение короткого времен (скажем, до конца текущего года), и все законы, правительственные постановления, стратегическое планирование и фактическая деятельность всех институтов, структур и органов всех ветвей власти будут переформатированы в соответствии с этой идеологией и этими жизнеустроительными основами.
Шестое. Это значит, что уже все следующие политические и выборные процессы будут сообразовываться и вытекать из этих основ.
Седьмое. Это также значит, что на фундаменте этих основ будет разработана Национальная стратегия России, которая будет обязательной для исполнения всеми институтами и органами власти и общества, будет реализовываться всегда, целеустремленно и планово, всей мощью нации и независимо от личных предпочтений политических лидеров и их политических пристрастий.
Восьмое. Это значит, что одновременно с определением и декларацией своих ценностных основ Россия и ее политическая власть должны четко определить не столько перечень прав личности (что уже сделано и продолжается внедряться либералами в наше национальное сознание, в наш быт и образ жизни), но и совокупность обязанностей личности, общества и государства как основу их совместного общественного договора.
Надо сказать прямо, что сегодня только Народное собрание России разработало и представило нашему обществу эту «обязывающую» часть взаимодействия основных частей ее социума.
II. Об опасности подхода к проблеме формирования жизнеустроительных основ России как «ценностного выбора»
По этому вопросу считаю необходимым остановиться на двух важных констатациях.
1. Выбор своих национальных ценностей русским народом уже сделан.
Основные российские национальные идеалы, святыни и ценности вырабатывались в ходе всей истории России и проявлялись как олицетворение основных культурно-исторических выборов нации – выбор Православия, победа над монголо-татарским нашествием, преодоление Смуты, победа в Отечественной войне 1812 года, революция 1917 года, победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., выбор демократического пути развития в 1991 году.
На днях протоиерей Всеволод Чаплин, председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, представил российскому обществу концепцию «Вечные ценности – основа российской идентичности».
В нее вошли 8 ключевых ценностей: 1. Справедливость. 2. Свобода. 3. Солидарность. 4. Соборность. 5. Самоограничение (жертвенность). 6. Патриотизм. 7. Благо человека и его достоинство. 8. Семейные ценности: любовь, верность, забота о детях и стариках.
Ранее наше гражданское общество в лице Народного собрания России и в ее Основах национальной идеологии определило, что:
• сама по себе «Россия как великая держава, суперэтнос, особая цивилизация и историческое месторазвитие ее народов является самостоятельной национальной ценностью»;
• исторические ценности нации – «свобода, справедливость, патриотизм, семья, труд и национальная мощь – должны быть начертаны на знамени российской государственности и составлять ее суть, а государство обязано обеспечить их торжество».
Мы убеждены, что практически полное совпадение ценностей, представляемых Русской православной церковью и гражданским обществом России, говорит о том, что любые иные ценности, если они будут менять существо, а не дополнять уже выбранные нацией нравственные ориентиры ее бытия, будут ею отторгаться.
2. Нам представляется, что сама постановка вопроса о необходимости ценностного выбора является даже не некорректной, но и просто порочной.
Дело в том, что в самой постановке вопроса уже содержатся зерна альтернативности самого ценностного выбора и сомнения в том, что общество способно само определить, какой выбор будет правильным (безусловно, с точки зрения власти). Конечно, с точки зрения наших «народных либералов» свобода выбора есть основа демократии, но реально это значит лишь следующее развитие идеи «выбора ценностей».
Первое. Дискуссию в обществе инициирует Русская православная церковь, и государство эту инициативу поддерживает, как бы подчеркивая свое внимание к мнению гражданского общества России
Второе. В ходе дискуссии начнется демагогическое приведение национальных исторических ценностей к ценностям «общечеловеческим», и в эту работу включится весь аппарат подручных власти экспертов, общественных объединений и СМИ.
Третье. Будет официально заявлено, что общенациональная дискуссия лишь подтвердила приматы «общечеловеческих ценностей» в «новой демократической» ментальности нации, и она готова к их восприятию.
Четвертое. Конечным выводом будет следующий: т. к. российское общество основывается на тех же ценностных основах, что и существующая политическая система и режим власти, то они по определению легитимны и имеют право говорить и управлять страной от имени народа, а значит, будут продолжать политику уничтожения народа, имея якобы полные к тому основания.
А потом нам будет заявлено: «Мы сами скажем вам, что есть хорошо, а что плохо, и кто не спрятался, мы не виноваты. А кто не разделяет наши ценности – тот националист, фашист и террорист».
Это значит, что мы должны не выбирать свои национальные ценности (по типу «голосуй, а то проиграешь», понимая, что в процессе этого «выбора» власть опять «обует» всех нас), а сами формулировать их. Что (см. выше) уже сделали Русская православная церковь и гражданское общество России.
3. О некоторых перспективах национального развития в отсутствии официально определенных национальных ценностей.
Современное состояние нашего общества таково, что уже четко проявились основные тенденции негативного развития России. Я не буду говорить об экономике или даже о внутренней политике: сейчас я хочу обратить ваше внимание к следующему ряду выводов из анализа национального бытия как последовательности нашего исторического свертывания.
Сразу скажу главное: все сказанное прямо и непосредственно связано с определенностью России относительно ее национальных ценностей. Зададимся вопросом: куда нас сегодня ведут государство и школа в вопросах нашей национальной целостности и исторического будущего?
Ответ практически очевиден: ни школа, ни государство не занимаются вопросами формирования нации как гражданского общества, вопросами связности и национальной идентичности своих граждан и пространств и принципиально не решают задачи воспитания и патриотической социализации своих учащихся и граждан.
Что же получается в итоге отсутствия исторических национальных ценностей?
• Исчезает сама постановка больших целей собственного бытия нации, а значит, и решения ею больших задач своего развития.
• Исчезают ценностная ориентация и развивающее позитивное целеполагание людей, народов и нации в целом, все бытие сводится к потреблению и исполнению требований инстинкта выживания, а государство целенаправленно потакает бесцельному и изматывающему потреблению.
• Бесцельная жизнь превращается в прозябание жизни, т. к. ни учиться, ни трудиться неинтересно, негде и не нужно; процветает всеобщее желание красивой жизни на халяву.
• Утрачивается связность людей, поколений и связность нации в целом – как пространственная и коммуникативная, так и, самое страшное, смысловая и идентификационная, т. е. все становятся друг другу чужими, неинтересными, малоценными и даже врагами.
• Утрачиваются и становятся ненужными общий для всех поколений и народов общенациональный язык и национальная культура.
• Становятся разными смыслы существования и бытия поколений, народов и территорий России, которые уже не идентифицируют себя с ней.
• Нация утрачивает свой главный исторический признак и свое главное качество цивилизационной связности – национальную идентичность.
• В самом национальном сознании возникает война идеалов и образов, формируемых (произвольно или нашими врагами) отдельно для каждого поколения, народа, территории, при их общей некомплиментарности и несовместимости.
• Общенациональное сознание великой нации упрощается до этнического, и новые элиты этносов находят свое будущее в противопоставлении себя и своих народов Центру.
• В отсутствии востребованности и работы пассионарность молодежи выплескивается в бунты и погромы «чужих».
• Рассыпаются все коммуникации, никто не слышит друг друга и не взаимодействует друг с другом, или это взаимодействие образуется ради конкретной и сиюминутной выгоды.
• Жизнь и национальное бытие лишается содержания, целостности и общего дела; национальное сознание и даже мышление фрагментируются и становятся зыбкими, «клиповыми» и неконструктивными.
• Падает способность к нравственному целеполаганию, концентрации, мобилизации, плановой и продуктивной деятельности и даже к труду; никто ничего не может и не хочет; национальное бытие устойчиво криминализируется.
• Становится незачем и физически некому учить и учиться, думать и работать, создавать и строить, управлять и защищать Отечество.
• Нация впадает в состоянии устойчивого скепсиса, неверия в возможность вырваться из этого болота как состояния «устойчивого умирания», и каждый «умирает» в одиночку.
• Любые решения и действия власти только ухудшают общее состояние дел.
• Начинаются поиски как внешних и внутренних врагов, так и тех, кто придет «володеть нами».
• Разрывается вся социальная ткань нации, ее бытие отдается во власть «внешних инвесторов и свободных антропопотоков» (миграции), становится неуправляемым, и нация гибнет! [1]
В итоге когда-то великая держава становится никому не нужной и даже опасной, а т. к. она не в состоянии защититься (ведь население уже не видит в этом необходимости, и защищать ее некому), то нацию «зачищают».
Надо сказать, что именно в этом направлении либерального конца национальной истории двигает Россию наше бесцельное государство и, в частности, его Закон «Об образовании» [2].
Именно поэтому национальные ценности являются так жизненно важными и жизненно необходимыми нам, всем тем, кто навеки связал свою жизнь и судьбу с Россией как своим Отечеством.
В целом мы считаем, что:
• выбор своих национальных ценностей Россией уже исторически сделан;
• все исторические ценности нации основаны на тысячелетней трудной и славной истории России и составляющих ее народов, а также на основах общечеловеческих ценностей, определенных основными и обоюдно признанными религиями (православие и ислам), исповедуемыми большинством населения России;
• задачей гражданского общества является введение выбранных нацией ценностей в практику и образ жизни наших граждан, а также принуждение своего государства к следованию им в государственном целеполагании и практике;
• более серьезной и важной задачи сегодня у гражданского общества России нет.
III. О трудностях работы по формированию основ российской государственности
Первое. Трудности работы над новыми основами российской государственности связаны как с сугубо научными причинами, так и с особенностями исторической смены правящих политических режимов и качеством самой государственной власти.
К примеру. Когда мы только начинали эту работу, то главной и еще не решенной проблемой явилась проблема формулирования набора и существа современных национальных идеалов, святынь и верований (прошу не путать с Верой как религией) [3] .
Анализ национальной истории в этом плане показал, что к сегодняшнему дню Россия как великая держава и суперэтнос не имеет официально, однозначно и твердо продекларированных идеалов, святынь и верований как ценностной основы собственного жизнеустроения. Эта трагическая ситуация исторически и объективно сложилась потому, что в течение последних 100 лет своей истории ее идеалы, святыни, верования и национальные ценности радикальным образом менялись каждым приходящим к власти политическим режимом.
Первым делом каждого политического режима было уничтожение ценностных корней предыдущего и формирование своей идеологической ценностной основы. Таким образом, исторические ценности, основанные на Православии, самым зверским образом и предельно насильственно были заменены на ценности «принципиального коллективного безбожия», а ценности коллективного безбожия были так же зверски заменены ценностями «демократии и рынка».
Сегодня все исторические национальные ценности народов России находятся в процессе их планового специального дезавуирования, компрометации и разрушения силами властвующей политической системы и ее средствами официальной пропаганды. И это мы видим ежедневно по всем каналам телевидения и СМИ.
Второе. У русского народа веками не было своей собственности, а значит, и свободы, основанной на его личной имущественной субъектности. Исторически народ всегда был в рабстве у собственного государства, что периодически приводило его к революциям, смене режима и ценностных основ своего существования.
Примеры:
1. Свобода, дарованная народу царем в 1861 году и не подкрепленная формированием его собственности, привела к социалистической революции 1917 года и краху империи.
2. Советская власть, не дав народу обещанного («земля – крестьянам, фабрики – рабочим»), оставила народ без собственности и создала предпосылки к своей собственной гибели [4].
3. Просочившиеся свобода и перестройка «режима имени М.Горбачева» 90-х гг. прошлого века без изменения эффективности общенародной собственности в интересах благосостояния народа и без наделения народа собственностью привели к «демократической» (первой «цветной») революции 1991 года, которая уничтожила Советский Союз, ввергла Россию в национальный крах и отбросила ее народы в развитии на десятки лет назад;
4. Декларированная пришедшими к власти «демократами» свобода 1991 года без наделения народа собственностью грозит привести народ к новой революции в 10-х годах уже нынешнего века [5] .
Третье. Стало очевидно, что ценности народа и власти расходятся в своих основах.
Если для народа его ценности – это в целом ценности коллективного существования, то для власти это ценности индивидуального обогащения (успеха) и выживания у «властной кормушки».
Сегодня мы присутствуем при процессе попыток существующего политического режима укоренить либеральные ценности в нашей национальной ментальности.
Это значит, что в ходе дискуссии и в результате работы институтов гражданского общества России и российской науки мы должны выработать перечень и существо наших современных идеалов, святынь, верований и ценностей, строить на них основы государственности России и учить им и на их основе наши народы.
Четвертое. Дискуссия может быть сведена к призывам точного соблюдения действующей Конституции России, что само по себе, конечно, важно, но, на наш взгляд, такой подход намеренно сужает проблему.
Дело в том, что существующая Конституция писалась «в особых условиях», т. е. под конкретную историческую задачу, под конкретного человека и конкретными людьми, и содержит в себе как отрицание любой государственной идеологии как таковой, так и отсутствие прямых ценностных ориентиров, и даже ряд статей, прямо ведущих страну к распаду (например, упоминание о региональных государственных языках, границах и т. д.).
Другими словами, формирование новых жизнеустроительных основ российской государственности должно повлечь внесение поправок в действующую Конституцию России или разработку и принятие ее нового текста.
Все это, без сомнения, вызовет неоднозначную реакцию существующей власти и ее адептов.
Пятое. Мы убеждены, что вся работа по созданию национальной идеологии России будет сопровождаться попытками политиков и экспертов либерального лагеря создать собственный сонм «новых демократических национальных героев» типа Б.Ельцина и Е.Гайдара, чем пытаться сформировать у народа представление о своей «естественной» легитимности в новой истории России, а также дальнейшей псевдоисторической работой СМИ типа «Суда истории» будет размывать его историю и верования, что будет только злить народ, углублять пропасть между ним и властью и ничего хорошего не даст.
IV. О некоторых важных методологических аспектах проблемы формирования системы национальных ценностей как основы национальной государственности России.
Нам представляется, что в нашем политическом, общественном и даже экспертном обиходе существует некое вольное обращение с понятиями, определяющими как основные субъекты социума («народ», «этнос», «национальность», «общество», «государство», «нация», «цивилизация»), так и важнейшие категории национального бытия («национальные ценности», «национальные интересы» и т. д.).
Произвольное, субъективное и примитивно-вульгарное обобщение и толкование этих категорий, звучащее даже из уст высших государственных чиновников, приводит не только к тому, что они смешиваются и неправильно, не к месту употребляются, но и дают абсолютно неправильные посылы обществу и даже экспертам. Что, в свою очередь, часто ведет к взаимному непониманию (даже неприятию) и к формированию принципиально неправильных подходов к разработке и трактовкам важнейших документов стратегического уровня (например, Конституции страны).
В плане рассматриваемых вопросов нам представляется важным определить следующее.
Абсолютной аксиомой нашего национального бытия должно стать утверждение: «Народ является основой и стратегической матрицей России как великой державы, а государство является только инструментом нации по управлению национальным бытием в целях благосостояния самой нации. Ценности и интересы нации всегда абсолютны и превосходящи относительно любых приоритетов и интересов его государства и обязательны для его следования им.
Более полная логика этих тезисов заключается в следующем ряде констатаций.
Первое. Основные субъекты социума как его исторически сложившиеся устойчивые и разного масштаба общности – этносы (народы), общество, нация (в понимании совокупности народов-этносов, создавших свою собственную самобытную и признанную миром государственность) и цивилизация (как некая совокупность социумов, идентифицирующих себя с данным набором базовых ценностей своего бытия) – имеют свои ценности (как совокупность их идеалов, святынь, верований, осознания своей миссии и предназначения в мире, понимания целей и необходимой направленности своего развития), определяемые их историей, основной религией, верованиями, культурными корнями и образом жизни.
Второе. Государство (как система институтов власти, подавления, распределения и управления, создаваемая обществом данной страны в интересах получения лучшей формы организации национального бытия, обеспечивающего этому обществу – нации лучшие шансы на развитие, благополучие и вечность в истории) есть корпорация по управлению страной и обществом и не может иметь собственных и отличных от общества ценностей, но имеет собственные интересы и приоритеты.
Третье. Это значит, например:
• если основными задачами государства являются задачи учить, лечить и защищать свой народ, для чего собирать налоги, правильно их распределять, управлять ресурсами, вести эффективную экономическую и добротные внешнюю, внутреннюю и кадровую политики,
• то основные задачи общества состоят в том, чтобы вырабатывать приоритеты собственного развития, и в том, чтобы государство руководствовалось ценностями общества, а не своими приоритетами и корпоративными интересами, а работало исключительно в интересах развития страны и достижения реального благосостояния и безопасности нации.
Но при этом:
• если основным приоритетом и интересом государства-корпорации является стремление к собственному всевластию и безопасности, обеспечению стабильности системы власти и ее институтов, высокой оплате и престижности труда своих чиновников, корпоративной закрытости и т. д., но при этом оно только очень опосредованно заинтересовано в справедливости своей работы, в том, чтобы делать ее нравственно, по совести и в интересах общества, что мы сегодня и наблюдаем на примере нашего государства (Российская Федерация),
• то приоритетами и интересами общества, формирующего это государство, является такое состояние государства, когда оно всегда делает свою работу честно, профессионально и в соответствии с теми национальными ценностями (см. выше), которыми руководствуется общество и которые формировали бы цели и повестку дня функционирования его собственного государства; при этом общество должно всегда осуществлять эффективный гражданский контроль над своим государством, вовремя его подправлять или менять его системы и институты.
Кроме того, государство как корпорация по управлению национальным бытием не может существовать без своей корпоративной этики.
И для нации крайне важно, чтобы этика его государства основывалась на ценностях и принципах верного служения Отечеству, как это было на Руси веками, а не на парадигме «оказания платных услуг населению», в ходе чего брать с народа «чаевые», т. е. не на принципах заработка и наживы за счет народа, как это имеет место сегодня.
Четвертое. Это значит, что путать вопросы национальных интересов и интересов государства нельзя, т. к. это – не одно и то же, и имеет разный смысл [6],
Говорить о национальных ценностях и ценностях государства как однопорядковых вещах нельзя, т. к. это – вещи разного порядка.
Пятое. Это значит, что для общества как основателя своего государства крайне важным и ответственным актом является формирование и официальное признание – декларация собственных ценностных основ как основ своего жизнеустроения и государственности.
V. О приоритетности гражданского общества в разработке вопросов ценностей и патриотического воспитания
Необходимо отметить, что сегодня «образ желаемого завтра России» дал только либерализм. Он же имеет свой набор ценностей, которые и пытается внедрить в наше национальное сознание всеми доступными средствами, т. е. с помощью подручного ему государства.
Собственно российский – русский народ такого «образа России, желаемого для народа», пока не сформировал, и свою официально принятую систему ценностей, идеалов, святынь и верований не имеет. Именно поэтому он не имеет «царя в голове», т. е. у него нет национальной идеологии, он не знает, что делать, и его требования лучшей жизни к власти стихийны и плохо обоснованны.
Нам представляется, что современная государственность России сегодня еще только складывается, но она складывается без участия самой нации, и складывается людьми, имеющими набор собственных жизненных приоритетов, по определению противоположных историческим ценностям нации. Сегодня ее складывают другие люди и силы, делая это целеустремленно и исключительно в своих собственных интересах. Притом, что интересы нашего политического класса и нации расходятся в самом главном – во взглядах на существо российской государственности, и этика власти противоположна христианским нормам общежития социума.
Но для того, чтобы строить Россию для россиян, нужны не модели и ценности западного образа жизни, а наши собственные ценности и законы своего образа жизни. Это значит, что мы не должны ждать, пока какой-нибудь ИНСОР сделает эту работу за нас.
Мы должны разработать свою шкалу ценностей инициативным порядком и навязать ее для руководства своему государству. Мы убеждены, что без разработки системы национальных идеалов, святынь, ценностей и верований – своей национальной идеологии, – Россия будет продолжать утрачивать свою национальную и цивилизационную идентичность, а ее историческое время будет для народа ускоренно и бессмысленно истекать.
Нам представляется, что именно такую сверхзадачу «бескровного исчезновения» России как субъекта геополитических взаимодействий и особой цивилизации сегодня выполняет наша политическая система, не догадываясь, наверное, о самом наличии таковой.
Нам представляется, что сегодня, в условиях недееспособности власти, задача гражданского общества России заключается в том, чтобы:
• взять на себя ответственность формулировать основы национальной идеологии и национальной стратегии;
• принуждать государство к формированию его стратегий, планов, проектов и деятельностных основ в соответствии с национальными ценностями нации;
• принуждать государство к исполнению его обязанностей в интересах общества и осуществлять гражданский контроль над деятельностью органов и институтов власти;
• контролировать ход развития страны во всех сферах ее существования;
• требовать и добиваться личной ответственности государственных чиновников за качество и последствия их решений и законодательных инициатив;
• выдвигать к власти достойных людей и т. д.
Мы считаем, что гражданское общество России есть общество ее граждан:
• имеющих свой собственный взгляд, мнение и гражданскую позицию в отношении всех основных вопросов национального бытия, а также задач, места и роли своего государства и нации в жизни страны;
• способных эту свою позицию сформулировать, отстоять и навязать государству для исполнения;
• способных потребовать у государства ответ за состояние всех сфер национального бытия;
• готовых демократическим путем формировать в стране ту власть, которая нужна нации.
Одним из основных общественных институтов гражданского общества страны является Народное собрание России.
Именно Народное собрание России разработало и имеет Основы национальной идеологии, основанные на исторических национальных ценностях России, и предлагает их российскому обществу для обсуждения в ходе общенациональной дискуссии.
Благодарю за внимание.
8 февраля 2011 года, г. Москва
_______________________________________________________________________________
1 Теорию вопроса читать: Л.Н. Гумилев. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению. М.: Рольф, 2001 г.
2 Сегодня самой охраняемой государственной тайной стал вопрос о том, кто автор этого закона, сколько народных денег потрачено на его разработку и пиар, и кто конкретно их получил.
3 Верования – определяемые историческими ценностями нации, укорененные в генетике нации и распространенные в обществе устойчивые представления (взгляды, убеждения и поведенческие установки) о предназначении нации и существе ее бытия:
• определяющие существо национального сознания (национальной ментальности) и касающиеся причин, условий и характера поведения социума, всех его членов и всей нации;
• определяющие национальный характер, самобытность, культуру и эпос нации, ее образ жизни, свободу и представления о всех сферах бытия;
• определяют характер восприятия действительности и оценку ее причинно-следственных связей;
• являются формой общественного сознания, которые создают нам наши правила жизни, служат ориентиром при выборе целей;
• определяют стиль и линию национального поведения, национальной стратегии и пути развития нации;
• определяют отношение нации к власти и степень поддержки политическому строю и правящему режиму.
Некритически усвоенные и не подвергающиеся критике представления о себе, людях и мире. Это – те (как правило, не осознаваемые или не вполне осознаваемые) предположения о людях и мире, которые человек отказывается как ставить под сомнение, так и подтверждать какими-либо аргументами. С нашими верованиями мы неразрывно слиты, поэтому можно сказать, что мы – это они.
«Верования дают ощущение укорененности человека в свой социум, дают ему чувство идентичности и определяют его самобытность, а значит, и порядок свободы, и способность строить свое самобытное будущее» (Ортега-и-Гассет «Идеи и верования»).
Разрушение верований как фундаментальных основ нации, согласно теории войны, есть фактор и эпизод войны.
4 При этом все национальные богатства, которые при советской власти причислялись к государственной собственности, практически были основой имевшегося социального равенства и социальных государственных гарантий, но, в силу специфики коммунистической идеологии и безграмотности вождей, только «уравнительно» влияли на благосостояние и уровень жизни самого народа, т. е. так была построена власть.
5 Т. к. вся государственная собственность и народное достояние, которое было преступным путем приватизировано при демократах в интересах только нескольких физических лиц, сделало народ в буквальном смысле слова нищим. Это привело к тому, что сегодня народ не имеет реальной собственности и никаких социальных гарантий своего государства, которое целенаправленно уходит от своей социальной ответственности.
Именно так и построена современная государственная власть в стране, которая защищает и углубляет установленное ею имущественное неравенство. Более того, она продолжает делить и распродавать оставшееся в руках государства национальное достояние России (объявленная распродажа госмонополий), на что она не имеет права, т. к. это – собственность всего народа, а не чиновников государственного аппарата.
6 Их можно употреблять в одинаковом понимании только в очень точном контексте, когда государство и нация тождественны.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Основой веры, известно является доверие. Его предшественником является наблюдение и проверка и ожидание полезности, и как итог нужен факт полезности. По всему сему и была рождена демократия, как основная форма установления эффективного управления. А он нужен и для правопорядка. Что получилось? «Родила царица в ночь …». Что хотели. _ _
Мы же не боремся за эффективное управление. Весь политический процесс по народному допущению ориентирован на Присвоение. Допущение к власти, считаем, к присвоению права и власти -это закон эпохи . А последнее означает, что в уме всегда совсем другое – мечта о глобальном присвоении. Это и есть святое нашего времени. _ _ _
Дело не в пьянстве. У спиртного два назначения: рассчитаться с человеком пьяной галлюцинацией о счастье за присвоение его же прав. Нет мечта должна быть реальной. И неплохо для начала, чтобы она явилась в форме полезности для человека всего политического и социального управления. И вроде народное собрание проявило хорошую инициативу, поставив вопрос о формировании национальных ценностей, но тут же приняла готовенькое – «вечные ценности» от РПЦ. Импровизация по теме дала 14 разделов с ценностями. Все важные. Но есть и две, поважнее. _ _ _
Такой состав социального управления, как пьянство с алкоголем, дезориентирует и с ног сбивает. А народ – нормальный, и мог бы жить. Поэтому ему и нужен свой состав ценностей. Здесь надо поработать для себя и человека, тогда и появится его конституция – человеческий состав ценностей, рождённый ясным умом. А уж от неё может быть сформирована конституция общества, а не государства. Почему над этим вопросом не поработать
Очень толковая статья. Не обижайтесь на тех, кто видит "болтовню", ведь это положения общественно-политической программы, здесь много научных терминов. Без этого невозможно подступиться к серьёзным государственным переменам. Ведь Национальное собрание страны, как я понимаю, - это зачатки народовластия, которое должно прийти на смену правительству "нефтедолларов". Делают очень важное дело, и откликов ждут серьёзных, по сути положений статьи, а не на уровне "понравилось - не понравилось". Я очень надеюсь, что эта организация успеет определиться и организовать нас, тех, кто хочет перемен, но не знает, как их осуществить.
Когда правительство и олигархи всерьёз примутся за самоограничение (жертвенность), чиновники добровольно откажутся от воровства бюджета и начнут добровольно заботиться о благе постого человека и его достоинства, поверю в изменения к лучшему. Еще забыл о прекращении пьянства и желании работать русских людей. Всё вкупе как несбыточная мечта.
Государство передало церкви исторические национальные ценности. Церковь и озаботилась охраной воих ценностей от посягательств на её сокровища. Остальное бред и туман для неискушённых слушателей и читателей...
Совершенно с Вами сошласен. Вы ВСЕ обязаны работать, а воры сидеть в удобных креслах, смотреть как растут их счета и мечтать о ещё лучшей жизни.