«Россия не должна идти в фарватере Запада»

Заинтересованный и профессиональный разговор о сценариях цивилизационного развития нашей страны и ее ценностных ориентирах, а также о проблемах взаимоотношений России и Европы стал центральной темой прошедших в конце декабря уходящего года на философском факультете МГУ VIII Панаринских чтений. Мероприятие было посвящено 70-летию со дня рождения Александра Сергеевича Панарина – выдающегося русского мыслителя, философа и политолога, создавшего в главном российском вузе кафедру теоретической политологии.
По мнению одного из выступавших в ходе чтений – известного российского публициста, чрезвычайного и полномочного посланника II класса Михаила Демурина – разговор об этих, без сомнения, важных вопросах будет неполным, если не затронуть проблему духовной суверенности как ключевого фактора восстановления субъектности России. «Непредвзятый анализ внутреннего и международного положения нашей страны говорит о том, что суверенитета, т. е. самостоятельности, у России не становится больше», – уверен дипломат, выступление которого цитирует агентство Регнум.
Причина такого положения, по мнению Михаила Демурина, кроется не только и не столько во внешних обстоятельствах (например, в пресловутой глобализации). Суть проблемы, по мнению эксперта, состоит в неготовности правительств и элит этот суверенитет создать и отстаивать. «Как это можно объяснить? Мой анализ показывает, что объяснение здесь надо искать прежде всего в плоскости субъектного начала, сформироваться которому мешает отсутствие суверенности в духовной сфере», – заявил эксперт.
На протяжении русской истории, подчеркнул Демурин, понимание того, насколько для национально-государственного строительства значимы духовная суверенность, духовные основы жизни и деятельности, было довольно зыбким. Отсюда – и смуты, которые периодически отбрасывали Россию на много лет назад, как это было в начале XVII века и в первые два десятилетия XX века. Степень преодоления последствий этих смут зависела не в последнюю очередь именно от того, насколько всеобъемлюще и глубоко была продумана, сформулирована и осуществлена смысловая, духовная основа преодоления. «За проявленные в середине XVII века неумение беречь единство православного народа и стремление к подчинению веры политическим замыслам мы получили Петра I, его реформы, синодальную систему и «отложенную» смуту начала XX века. Платой за неспособность найти для православия и русской культурно-исторической традиции в целом достойное место в новой доктрине переустройства страны после 1917 года стал ее перестроечный и последующий либерально-западнический развал», – считает Демурин.
Если взглянуть с позиций исторического развития России на ее сегодняшний день, то невозможно не видеть, что уже долгие годы страна остается в глубоком кризисе – прежде всего культурном и идейном, и уже производными от него являются кризисы в сфере экономики, демографии, экологии и других областях. «На то, чтобы справиться с ними, у нас почти не осталось времени», – предупреждает дипломат. По мнению Михаила Демурина, российская власть должна вести речь не столько о «развитии» или «модернизации», т. е. о процессах относительно долгосрочных, и даже не о возрождении России, что тоже требует немалого времени, сколько о «преображении» нашего народа и нашей страны. Для этого, уверен эксперт, необходима «концентрация мощной духовной энергии, что, в свою очередь, невозможно без обретения властью и народом России внутренней установки на обретение духовной суверенности». «Сегодня наша страна нуждается не столько в подвиге Минина и Пожарского, сколько в подвиге преподобного Сергия и священномученика Гермогена», – сказал Демурин.
Увы, как справедливо заметил Михаил Демурин, многое в сегодняшней политике и общественной жизни России представляется несовместимым со сформулированной выше установкой. Далее в своем выступлении он подверг резкой критике внешнюю политику современной России. В частности, критическому разбору подвергся тезис о том, что внешняя политика России должна быть «прагматической» и оцениваться по тому, «способствует ли она улучшению жизненных стандартов». Судя по всему, замечает Демурин, тезис этот говорит о том, что суверенные внешнеполитические решения России можно банально купить – «за иностранные инвестиции, технологии, за благое расположение мировых финансово-политических кругов, на которых российское руководство в 1990-е годы замкнуло решение вопросов жизни нашей страны». «Следуя этой логике, – подчеркнул Михаил Демурин, – нашим отцам и дедам было бы логичнее после Великой Отечественной войны пойти на поклон к США и вместо того, чтобы обеспечивать достойное место нашей страны в мире и не допускать диктата одного центра силы в отношении себя и дружественных СССР стран, думать о том, как «улучшать жизненные стандарты населения»».
Второй постулат современной внешней политики России, свидетельствующий, по мнению Демурина, об отсутствии у его авторов духовной суверенности, звучит так: «У нас во внешней политике нет никакой идеологии». К сожалению, констатирует дипломат, это действительно так, и таким подходом мы отличаемся не только от США и ЕС, но и от Китая, от Индии, от мусульманских и многих других стран. «А ведь вопрос стоит следующим образом: либо мы духовно суверенны и готовы предложить миру свои идеи, либо заявленная Россией готовность нести «возросшую ответственность в мировых делах» означает согласие действовать во имя чужих и преимущественно недружественных России идей», – подчеркнул Михаил Демурин.
Крайне опасен и еще один тезис, который также на все лады твердят не только отечественные адепты либерализма, но и, к сожалению, весьма высокопоставленные чиновники, от которых зависит путь развития нашей страны. Звучит эта установка так: «У России нет идеологических противоречий с Западом». И это, подчеркивает Демурин, в условиях, «когда мы вновь и вновь сталкиваемся с подтверждениями мысли А.С. Панарина о том, что в постиндустриальную эпоху вызов Запада выступает не столько как военное соперничество, сколько как угроза национальной идентичности в ходе тотальной вестернизации».
«Понятно, что и с Западом в целом, и с такими его частями, как, например, мировой финансовый интернационал, протестантские политики в США, европейские либералы или Ватикан, у России и русских, как и у других коренных народов нашей страны, есть серьезные, основополагающие мировоззренческие противоречия. И эти противоречия серьезнее противоречий политических, военных и экономических», – резюмировал Михаил Демурин. По его мнению, с которым нельзя не согласиться, «экономическая и политическая независимость – это пустой звук, если у тебя нет независимости духовной, нет истинной веры, если ты не следуешь традиционной иерархии ценностей, если во главе угла у тебя не стоят интересы страны и народа в целом, а не интересы какого-то класса или корпорации».
«Пока руководство нашей страны не обретет этого смыслового стержня и не начнет действовать в соответствии с ним, любые успехи, если они и появятся, будут тактическими, а стратегически мы всегда будем проигрывать», – заявил эксперт. Пока же, констатирует он, правящий класс России, сформировавшийся в первой половине 1990-х, вновь и вновь демонстрирует свою «неспособность ответить на исторический вызов времени и решать вопросы будущего страны исходя из ее долгосрочных, а не своих конъюнктурных интересов». Наглядным проявлением такой неспособности служит активно муссируемый околовластными пропагандистами тезис о необходимости стратегического союза с евро-атлантической цивилизацией и даже вступления России в НАТО. Авторам этого тезиса, полагает Демурин, нужна натовская военно-политическая поддержка и внешняя легитимность, чтобы обеспечить сохранение у власти тех либерально-прозападных сил, которые довели страну до ее сегодняшнего состояния.
«Мы не можем согласиться с тем, чтобы исторический выбор России сводился к следованию в фарватере Запада – будь то сфера «рыночных реформ», «демократизация общества» или определение своей роли в современной мировой политике», – подчеркнул Михаил Демурин. Несмотря ни на что, Россия остается самостоятельным мировым центром силы и цивилизационного влияния. «Это даровано нам Богом, и такому предназначению надо соответствовать. Поэтому наша задача сегодня – возвращать первенство духа над материей, ценностей – над интересами, высшего – над низшим. Или, другими словами, стяжать духовную суверенность на основе русской традиции и таким образом обеспечить выход России из очередной расшатывающей ее основания смуты», – резюмировал Михаил Демурин.
Комментарии читателей Оставить комментарий
"Правильно"! Долой власть, которая заставляет нас "крутиться и озираться по сторонам"! Долой эту власть, чтобы мы могли самостоятельно и свободно "крутиться и озираться по сторонам"!
Демурин - интеллектуал? Ты с чего это взял, Праведник? Продажной олигархической власти в России хотя бы хватает ума звать в попутчики Западу - всё какое ни на есть, но движение, а что предлагает Демурин - стоять на месте (и "выпадать в осадок")? Для этого достаточно иметь вместо головы (как носителя интеллекта) деревянную чурку...
"идти своим историческим путём" не один раз призывал правящий "дуплет". Несколько раз к этому призывает Народное собрание, Н.Михалков. Теперь к этому же зовёт Демурин. Завтра ещё кто-нибудь позовёт... За кем пойдёшь, "Загогулина"? И куда - в глубь истории (для начала в Феодализм)?...
Вот из-за такого тупого национализма русская земля и может снова "встать", только - "на дыбы", как не раз уже случалось в нашей истории, благодаря близнецам глупости и фанатизма, узурпирующим государственную власть.
"Детство,-юность, возмужание, старение" и добавлю - смерть. Любой этнос может прожить 1500 лет. Пора прощаться, что ли? Вы не чувствуете сами, что эта "наука" белыми нитками шита? И всё остальное Вы за уши притягиваете к этой "науке", которая, по вашему мнению, есть "первичная основа" для наложения "вторичных по своей сути" социально-экономических процессов... Да это похоже на "Формулу любви". Помните - "Уно-уно-уно моменто...". "И злая пучина поглотила ея..." "В общем, все умерли."
Последние сообщения о перволюдях датируются давностью = 400000лет, а не как у вас 1500, и процесс воспроизводства населения Земли по всем признакам не планирует скорую кончину.
Впрочем, Вы свои рассуждения вглубь истории и в "бесконечное будущее" не распространяли. Вы ляпнули то, что ляпнули, и прервали всякие объяснения на эту тему (зачем себя компрометировать логикой?).