Школе нужен свой Королев. И он в стране есть

Знаете ли вы, какой будет следующая – третья – версия проекта образовательного стандарта для старшей школы (10-11 классы)?
Та, в которую на первое место поставят математику.
Вчера была опубликована вторая версия шокировавшего всех стандарта, и главной новостью там подается тот фундаментальнейший якобы сдвиг, что убрали «ошибочную» запятую между словами «русский язык» и «литература» и сделали русский язык и литературу обязательными (правда, в виде одного предмета, «в одном флаконе»).
Так вот, к лету обязательной, самой главной и т. п. сделают еще и математику. И тогда наступит в школе и стране полное счастье.
В самом деле, что еще нужно «пиплу»? Орали, что их лишают русского и математики, – нате, получайте: сегодня – русский, а через пару месяцев – математику!
Но изменит ли это что-либо по сути в ситуации разрушения общеобразовательной школы?
Ведь большинство населения страны, которое никак не хочет быть «пиплом», чувствует, что, предоставив ему в качестве обязательных предметов физкультуру, ОБЖ и «Россию в мире» и лишив математики, русского и литературы, его лишают равного с богатыми и знатными доступа к фундаментальному образованию. Т. е. открыто отменяют общеобразовательную (по-старомодному – народную) школу, превращая 90% российского населения в кухаркиных мам, пап, детей и внуков.
Здесь стоит напомнить знаменитый циркуляр министра народного просвещения Делянова от 1887 года, где предлагалось освободить от полноценного образования «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, не следует выводить из среды, к коей они принадлежат».
И учителя, и родители увидели (и с полным на то основанием) в этом задвигании подальше русского и математики прямое антинародное действо.
Все уже привыкли, что любая реформа оказывается способом перераспределения общественного богатства от «низов» к «верхам», которые собираются и дальше обучать своих детей за границей или в частных и государственных специальных школах и с опаской смотрят на полторы сотни миллионов оборзевших для них лузеров, которые вдруг могут выйти «из среды, к коей они принадлежат».
К сожалению, мы живем в стране, где антиобразовательный смысл модернизации образования в открытую декларируется самим министром образования. Например, пять лет назад на встрече с президентом страны В.В. Путиным: «Каждый должен получить то, что ему надо. Не надо, чтобы, как кто-то с гордостью говорит, водитель имел высшее образование. Может быть, не всегда требуется, чтобы водитель имел высшее образование, но нужно, чтобы он просто хорошо водил машину».
Трогательная забота Андрея Александровича о страдающих от избыточного образования водителях не уступает лишь не менее трогательной заботе предыдущего министра образования Филиппова, который на пике своей карьеры в 2000 году истово выступал против перепроизводства юристов и экономистов: «Сейчас – мода на экономистов и юристов. «Экономисты будут работать, а юристы – их судить». Нас ждет колоссальное перепроизводство рабочей силы в этих сферах. Этого не должно быть. Я считаю, что надо думать не о том, что модно, а о том, что будет нужно через 10 лет. Надо понимать, что материальное производство первично, и поэтому надо получить профессию, связанную с материальным производством».
Правда, в конце того же интервью Владимир Михайлович не просто без всякого стеснения, а с законной гордостью поведал журналисту, что его собственные дочь и сын, оказывается, учатся не в профучилище, осваивая связанные с материальным производством профессии, а как раз на экономическом факультете! Причем в вузе, где он, до того, как стать министром, был ректором!
В этом фундаментальном разделении власти, социума, жизни для себя и «ближних» – и для всех «остальных» (для «пипла») – вся суть модернизации образования, которая вот уже 10 лет бронтозавром шагает по стране: с момента утверждения Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р).
И в этой смертоносной модернизации проект стандартов является всего лишь одним из нескольких профессиональных ударов по общеобразовательности и школе в целом.
В конечном счете подавляющее большинство населения лишают доступа к фундаментальному образованию, к высшим способностям, без которых путь в профессии и карьере изначально оказывается закрыт кухаркиными перспективами.
В этом плане эквилибристика с русским и математикой по существу ничего не меняет, однако сильно поможет выпустить пар и не мытьем, так катаньем протолкнуть-таки стандарты.
Во-первых, кроме русского и математики, совсем не обсуждаемым предметом остается физика. По всем опросам школьников, за последние 10 лет никто (подчеркиваю, никто!) не хочет выбирать физику в любом плане: и как обычный предмет, и как предмет с углубленным изучением, и как факультет в вузах, и т. п., и т. д. Это – главный показатель национальной катастрофы, поскольку физика вводит в построение идеальных объектов способность идеализации, и без этого человек в 20 лет в 99,9% случаев навсегда отсечен от полноценной профессионализации и карьеры не по блату в любой сфере.
Во-вторых, если даже назовут обязательными и русский, и математику, и физику, это не будет иметь никакого отношения к их реальному изучению и вообще ни к чему.
Нынешний ажиотаж вокруг стандартов является классическим случаем отвлечения внимания на недолжный объект. Нет мало-мальски приличной концепции школы, нет базовой научной и педагогической культуры у разрабатывающих стандарты, но есть надвигающийся новый закон об образовании, есть 10 лет ковровой бомбардировки модернизацией и т. п. Есть, наконец, реальный, а не писаный стандарт – ЕГЭ, в котором что напишут, на то и будут натаскивать несчастные учителя, поскольку и с учителей, и со школы будут спрашивать не за стандарт, а за результаты ЕГЭ.
В-третьих (и это главное!), порочны базовые установки модернизации образования, и реализуют их абсолютно далекие от передовой мировой образовательной науки и практики люди. Они хорошо известны и в последние 15 лет организовали абсолютную монополию на принятие решений в сфере образования.
Первый – это ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, который через президента этой школы и неформального шерпы во все структуры власти Евгения Ясина почти 20 лет контролирует ситуацию с распределением бюджетных и иных средств на ключевые разработки в образовании (как, кстати, и в экономике). Никак, правда, не сбывается заветная мечта Ярослава Ивановича стать министром образования, и тут его следует пожалеть.
Второй – психолог Александр Асмолов. Сегодня он – директор Федерального института развития образования, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ. Умный и талантливый во многих сферах человек, однако не имеющий представления о практике и дидактике образования.
Если Кузьминов разрушает образование на основе своих экономических заморочек, вводя изощренные организационно-финансовые механизмы подрыва... т. е., виноват, модернизации образования, прежде всего такие, как «следование» денег за учеником и студентом, все эти фокусы с профилизацией старшей школы и ЕГЭ, то Асмолов – гений в идейном вирусном поражении школы.
Именно Асмолов был главным автором и локомотивом ввода вариативности образования, которая подарила каждому школьнику по десятку неполноценных «разных» учебников и шизофренизировала школу в 1990-е годы. Сегодня именно он вводит под лозунгом детоцентричности беспредметность образования, т. е., по сути, бессодержательность и бессмысленность учебы, сведение образования к комфортному времяпрепровождению детей, облом у которых будет наступать потом, когда им будет 20 и более лет.
Вот два нынешние мотора разрушения школы – последнего всеобщего достояния страны.
Сообразительный и быстро редактирующий стандарты Александр Михайлович Кондаков и иже с ним – это уже только пехота двух вышеозначенных Наполеонов от образования.
Пора перестать относиться к школе как к месту отправления фантазий отдельных граждан. Школа не только не проще космической ракеты или даже айфона: она на десятки порядков сложнее по конструкции и последствиям.
Я уже писал и опять повторю: необходимо срочно ввести мораторий на реформирование и «модернизацию» школы.
Далее, необходимо создать государственную комиссию по развитию образования, введя в нее представителей всех имеющихся в гражданском обществе профессиональных и гражданских позиций и созвать уже в марте Чрезвычайное всероссийское образовательное собрание с председательством главы государства.
И главный момент. Для такого важнейшего и сложнейшего дела любой современной страны, как образование, необходим генеральный конструктор, необходим «школьный Королев».
Вся мерзость происходящего заключается в том, что такой Королев в стране есть, но в осваивании денег «на развитие образования» его нет.
Ни один (можете проверить: ни один!) мало-мальски грамотный в образовании человек не будет отрицать, что Юрий Вячеславович Громыко, должности и звания которого я здесь не буду перечислять, является единственным в стране и мире человеком, который в состоянии создать работающую и передовую конструкцию новой российской школы.
Мне стыдно читать текст стандартов. Все, что там есть интересного, списано двоечниками именно у Громыко. И про «метапредметные результаты», и про «системно-деятельностный подход» (даже слово исковеркали и с ошибками сдули!) – про все, что позволит нашей российской школе очень быстро стать абсолютным мировым лидером в образовании.
Но суть нынешнего государственного устройства в том, что Громыко – лучший и единственный ученик двух наших выдающихся корифеев в образовании, Василия Васильевича Давыдова и Георгия Петровича Щедровицкого – четверть века вкалывает и создает опережающую модель школы и практические площадки школы будущего, а двоечники не просто трудолюбиво осваивают бюджетные средства, но и делают это, как положено двоечникам: во-первых, бездарно, перевирая и профанируя выдающиеся идеи Громыко – Давыдова – Щедровицкого, а во-вторых, еще и отчитываясь чужими мыслями и словами, выдавая их за свои достижения.
Т. е. один – с сошкой, а семеро – с ложкой.
Навести здесь порядок и будет означать решение проблемы стандартов. И не только.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Вам не интересно другое? Читали ли ФГОС представители министерства и сам Министр? Хотелось бы у вас самого уточнить, что вы понимаете под "читали"? Можно 74 страницы "прочитать" по "диагонали". Но, извините, это вам не "чтиво для позитива". Это дальнейшая судьба, как наших детей, так и всей школы в целом. При условии, что означенный документ написан еще и таким языком, что нужно по нескольку раз прочитать каждый (именно каждый) абзац, чтобы хотя бы перевести на "удобоваримое" - для этого нужно время и осмысление. А вас не удивляет то количество вопросов, которые валом валит после прочтения 74 страниц? В то же время у самого Министра никаких вопросов (перестановка абзацев местами и выдача этого процесса за якобы переработанный документ, извините, но тогда для этого недели слишком много и это смог бы сделать один человек мало-мальски владеющий текстовым редактором). Кстати, в свое время, некто отвечал за нацпроект "Образование" и при этом очень красноречиво докладывал об успехах, в частности и о "обинтернетчивании" школ. Вас не интересует вопрос, а каково реальность хотя бы одного этого направления? Или же вы уверены, что «Интернет шагает по школам»? (Шагает… Как в свое время «Коммунизм шагает по планете»!) На лицо же пока, действия Минобраза сродни старой русской поговорке - образ «голого», который мечется то ли в баню, то ли на бабу, лишь бы был процесс. За сим, честь имею.
Я не шучу, вполне серьезно, возьмите задачник и посмотрите.
В 1912 году - учебник для гимназии. Второе издание
этой книги 1932 г. - учебник для пединститутов.
Третье издание 1938 год - учебник для курсов повышения
квалификации учителей. Ну и 1985 год - сборник конкурсных
задач для Физтеха. Автора и название специально не
называю, чтобы физтеховской комиссии не испортить малину.
Пусть они и дальше переписывают оттуда задачи.
Сейчас такие не выдумать никакому профессору,
а раньше их создавали обычные преподаватели гимназий.
Большевики их всех расстреляли в 1918 по спискам.
Ленин навряд ли отдавал приказ, скорее Свердлов.
Что справедливо? Не пускать 30% самых глупых справедливо?
Конечно нет! Но эффективно для народа в целом.
Почему-то нас не мучит несправедливость не всеобщее
высшее образование. Это кажется естественным.
Если справедливо у вас в смысле означет истинно.
То что тут скажешь? Я просто рассказал как было.
Очень помню поразил случай с гуманитарием Лениным.
К нему пришел часовщик, и Ленин, не заглядывая в справочники,
написал ему формулу физического маятника, не математического,
а с учетом момента инерции цилиндра маятника.
Порадовался помню тогда за уровень образования в гимназии,
которую закончил Ленин за 35 лет до того.
Интересно, а многие ли из обсуждающих читали ФГОС? Или большинство как обычно пользуется слухами?
P.S.
И, кроме того, наверное не следует приглашать в комиссию "представителей ВСЕХ имеющихся ... профессиональных и гражданских позиций".
Зачем тратить время и силы на бесполезные уговоры и поиски компромиссов с врагами и слабоумными? Получится как в известной басне И.А.Крылова "Лебедь, Рак и Щука".
Собирать, так людей достойных масштаба и значения задачи, а также достойной гражданской ориентации.