Картинка: 

Игорь Владимирович Старыгин родился в 1946 году в Москве. С детских лет мальчиком овладела мечта стать разведчиком. «Я знал, где дома лежит дедов пистолет, и тайно играл с ним. Любил детективы. Всерьез готовился к поступлению в службу безопасности, выспрашивал обо всем деда», - признавался Игорь Старыгин.

Начиная с пятого класса, Игорь стал посещать театральную студию. Правда, записался он туда скорее, чтобы как-то убить свободное время, а вовсе не от тяги к высокому искусству. «Не могу сказать, что это мне было совсем уж неинтересно. Может быть, не сам процесс лицедейства, изображения из себя кого-то на сцене, а в большей мере процесс подготовки меня все-таки привлекал. Девочки шили костюмы, мы с пацанами мастерили декорации - работать руками у меня получалось исправно, в общем, у нас была приятная, как сейчас говорят, тусовка», - вспоминает он.

Но превращать свое детское увлечение в будущую профессию Старыгин не собирался. По окончании школы он решил поступать на юридический факультет МГУ. Однако экзамены в МГУ были в июле, в то время как во все театральные вузы - в мае. Многие из друзей Игоря, окончив школу, решили попробовать себя в актерской профессии. За компанию с ними отправился и он.

«Собственно, я совсем не готовился, потому что собирался поступать в юридический, а на экзамены явился даже непричесанный. Вышел к приемной комиссии и прочитал «Василия Теркина», которого я учил в пятом классе к школьному празднику. Представьте, это мой-то «суповой набор» с лицом Казановы читает героического Твардовского. Комиссия обалдела, а председатель спрашивает: «У вас есть еще что-нибудь?» - «Нет!» - отвечаю безразлично. «Ну наглый ты пацан!» - заключил председатель приемной комиссии и сразу перевел меня на третий тур», - рассказывал актер.

В итоге никто из друзей Игоря не прошел, а его приняли в ГИТИС, зачислив на курс Василия Андреевича Орлова.

Имя: 
Игорь
Фамилия: 
Старыгин
Отчество: 
Владимирович
Инициалы: 
И.С.
Рабочая биография: 

На втором курсе Игорь Старыгин впервые снялся в кино. Он сыграл небольшую роль адъютанта Рыбочкина в военном фильме Александра Столпера «Возмездие». Эта работа была, так сказать, нелегальной. Студентам запрещали сниматься в кино, и Старыгин сыграл тайком, во время зимних каникул. К слову, в институте так и не узнали о работе Игоря, поскольку фильм по политическим соображениям надолго «лег на полку».

Зато следующая картина уже никак не могла остаться незамеченной. Речь идет о лирической повести Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника». Тогда Игорь уже учился на четвертом курсе. Вместе с другими студентами он не раз наведывался на киностудию имени Горького в надежде получить какую-нибудь роль. Ребятам, которым постоянно не хватало денег, очень хотелось подзаработать.

Таким образом Старыгин и обратил на себя внимание Станислава Ростоцкого. Правда, первоначально режиссер отказал Игорю и его друзьям, объяснив, что для его фильма они староваты. Но уже через месяц ассистентка режиссера предложила Игорю почитать сценарий, чуть позже он был утвержден на роль Кости Батищева.

Картина «Доживем до понедельника» собрала немало призов и даже была объявлена лучшим фильмом 1968 года по опросу журнала «Советский экран». Игорю Старыгину же она принесла первую известность.

После окончания института в 1968 году Старыгин пришел работать в ТЮЗ. После окончания института Игорь много снимался в кино. В 1969 году вышли две картины с его участием. В детективной драме Бориса Волчека «Обвиняются в убийстве» он сыграл отрицательную роль – одного из хулиганов, виновных в смерти юноши. Тогда же он снялся в очень популярном приключенческом телефильме «Адъютант его превосходительства».

Потом последовали другие работы, наиболее заметной из которых была роль Норбера Де Ля Моля в драме «Красное и черное». Стоит отметить, что Игорю очень часто доставались отрицательные роли. Но даже эти работы прибавляли ему зрительской любви. Актера забрасывали многочисленными признаниями в любви, у выхода из театра его неизменно поджидали толпы поклонниц, и Игорю приходилось скрываться от них.

Тогда Старыгин еще не знал, что его ждет впереди, какие толпы поклонниц набросятся на него после фильма «Д’Артаньян и три мушкетера».
Наверное, нет такого человека в России, который хотя бы раз в жизни не посмотрел этот фильм Георгия Юнгвальд-Хилькевича. После выхода этой картины уже достаточно известные в кино артисты Михаил Боярский, Валентин Смирнитский, Игорь Старыгин и Вениамин Смехов стали суперзвездами. Сотни мальчишек подражали им, многочисленные детские игры свелись к играм в мушкетеров. На роль Арамиса Старыгина утвердили буквально с ходу. Казалось, ему и не надо было притворяться - он играл самого себя, молчаливого иезуита, красавчика-хитреца, который всегда себе на уме.

Сразу же после «Мушкетеров» на экраны вышли первый и второй фильмы «Государственная граница», где Старыгин сыграл роль белого офицера Владимира Дановича. Причем сыграл, как всегда, с присущим ему обаянием и интеллигентностью, благодаря чему его персонаж вызвал симпатию зрителей.

Правда, зрители могли бы и не увидеть этой картины. За несколько дней до премьеры фильм был снят с эфира. Помогло знакомство одного из режиссеров с Галиной Брежневой. Он позвонил дочери генсека и попросил помочь. Фильм был показан на приеме с дипломатами и работниками МИДа, где прошел на ура. После этого Леонид Ильич дал добро на показ «Государственной границы».

Следующая работа актера была менее удачной. Речь идет о научно-фантастической ленте «Лунная радуга» по роману Сергея Павлова. По словам Игоря, причиной стал слабый сценарий, несмотря на то что сам роман является очень хорошим произведением… Вообще, в 80-е годы Старыгин мало снимался в кино, да и те роли не назовешь удачными. Единственной заметной работой после «Государственной границы» является разве что приключенческий фильм «Слушать в отсеках».

Что же касается работы в театре, то в ТЮЗе Старыгин проработал до 1983 года. Одновременно некоторое время он выступал на сцене театра им. Моссовета, куда его позвал сам Завадский на роль Дульчина в «Последней жертве». О тех годах актер вспоминает: «Я выходил на сцену с известными актерами. За счастье почитал играть с Раневской, но боялся ее страшно! Другое дело - Плятт. Мы были партнерами в «Поющих песках», он помогал мне во всем, я просто его боготворил».
С 1983 года Игорь Старыгин перешел в театр-студию «У Никитских ворот» под руководством М.Розовского.

В начале 90-х годов Георгий Юнгвальд-Хилькевич приступил к съемкам фильма «Мушкетеры двадцать лет спустя», на которые пригласил всех главных участников первой картины. Съемки происходили с большими трудностями – в стране начался экономический и политический кризис, все вокруг было в разрухе.

Вот как о съемках вспоминает режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич: «Начался бум по отмыванию воровских денег. Любой пиротехник снимал кино и чувствовал себя гениальным режиссером. Ассистенты, администраторы, операторы тоже рванули в Большие Художники. Увы, деньги закончились - и тут же закончилось кино, не только непрофессиональное, но и профессиональное. Продолжение «Мушкетеров» было единственным фильмом в моей жизни, во время съемок которого я мечтал, чтобы он скорее завершился».
Возникли разногласия и по сюжету фильма. В разработке литературного материала вместе с Хилькевичем принимал участие и Боярский. Он настаивал на классическом трагическом финале, когда все мушкетеры, кроме Д’Артаньяна, гибли. Но Хилькевич смог убедить его, что любая экранизация, где они погибнут, потерпит в прокате провал. А вот убедить Боярского исключить из картины длительные монологи он не смог. В итоге фильм получился затянутым и не имел того успеха, как первая картина.

Спустя год на экраны вышел третий фильм – «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя». Все, что говорилось о втором фильме, можно с полным основанием отнести и к нему.

Больше в 90-е годы Игорь Старыгин в кино не снимался. Причин тут несколько. Во-первых, общий развал отечественного кинематографа, во-вторых, проблемы со здоровьем – актер перенес несколько очень сложных операций.

Эти годы Игорь Владимирович посвятил театру, где им было сыграно немало разнообразных ролей.

В 2000-х после долго перерыва Старыгин вновь начал сниматься в кино. В сериале «Кодекс чести» он сыграл банкира Мамаева, в сериале «Козленок в молоке» - Одуева, а в сериале «Потерявшие солнце» - Каретникова. Последней же работой актера стала роль Арамиса в фильме «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини».

Семья: 

Родители Старыгина Игоря родом из Рязанской губернии. Папа был гражданским летчиком, мама работала на разных работах, одна из которых - кассир театральной кассы.

Немаловажную роль в воспитании Игоря сыграли его бабушка и дедушка. Хотя бабушка и была полуграмотной, не могла правильно расписаться, но в ней была врожденная интеллигентность, и эти качества она смогла передать внуку. Дед Игоря был сотрудником НКВД. Как рассказывает сам актер: «В доме его все побаивались, а я мечтал быть на него похожим».

Частная жизнь: 

Старыгин официально был женат пять раз. Впервые актер женился на третьем курсе на своей однокурснице. Игорь Владимирович вспоминает: «Это была очень красивая девочка с прекрасной фигуркой. Мы вместе сдавали вступительные экзамены и оказались в одной группе. Но, как это часто бывает, когда общаешься каждый день, то не замечаешь, насколько милое создание рядом с тобой. Я долгое время воспринимал ее просто как однокурсницу, а однажды обратил внимание, как на женщину. В общем-то, я за ней и не ухаживал, все произошло, как должное. У меня есть принцип: если переспал - женись…»

У девушки Игоря были очень обеспеченные родители, которые организовали шикарную свадьбу. Но, как признается он, «сексуальная привязанность - это далеко не все, что способно удержать семью», поэтому их брак просуществовал недолго. Спустя год они развелись…

Свою вторую супругу Старыгин встретил в ТЮЗе. Мика Ардова в то время была замужем и готовилась родить вторую дочь. «Поначалу я видел в ней просто милую, обаятельную женщину. И вот однажды мы столкнулись в актерском коридоре, я ей в шутку говорю: «Мик, ну посмотри на себя, что ты такое пузо отрастила?», а потом заметил, что она нахмурилась, и продолжил: «Ты не обижайся, солнышко, они же все тебе завидуют, у тебя же будет ребенок!» Потом Мика мне рассказала, что эти слова перевернули ее отношение ко мне...» - рассказывал актер.

Спустя год после рождения дочери Анны Мика рассталась с мужем и ушла жить к Игорю. «У Мики был замечательный муж, мы с ним до сих пор дружим, - признавался Старыгин в одном из интервью. - У меня вообще так получается в жизни, что я со всеми бывшими женами, их мужьями и прочими участниками брачных событий сохраняю дружеские отношения, я ни с кем не расстаюсь по-хамски, поэтому, случайно встречаясь через какое-то время, мы целуемся, ходим друг к другу в гости, знакомим «бывших» со своими «нынешними». С мужем Мики мы тоже все решили интеллигентно, он только спросил: «Ты будешь воспитывать моих детей? Ты же сам еще пацан!» Я сказал: «А почему бы нет?» - и он мирно ушел...»

Так Игорь в одночасье получил сразу и жену и двух дочерей. А в 1978 году у Игоря и Микки родилась дочь Настя. Она не пошла по стопам родителей, став художницей.

Со второй женой Микой Игорь Старыгин расстался, прожив почти 12 лет. Как он сам признается, причиной был один из его романов. Разошлись они по-мирному и до последнего поддерживали дружеские отношения. Все эти годы Игорь не терял связи и со своей дочерью. «Настя - мой самый дорогой и любимый человек, - признавался он. - Я горжусь своей дочкой, а она гордится мной».

Третьей женой Игоря была балерина, четвертой - продюсер из Свердловска, которую он привез в Москву. Но оба эти брака оказались недолговечными…

Последнюю супругу актера звали Екатерина. Она была со Старыгиным до конца его дней.

Хобби: 

Каких-то серьезных увлечений и хобби у Старыгина не было. Так, сам он говорил о себе: «Я человек домашний: хорошая книга, собака - это и занимает мое свободное время». К собакам актер был привязан с детства. Навсегда в памяти Старыгина остался его первый питомец. «Псину мне подарили на день рождения, когда учился в девятом классе. Карай прошел курс служебного собаководства, мы настраивались вместе Родину защищать. Потом началась учеба в институте, и на собаку оставалось все меньше времени. Мама тогда жила в другом городе, дедушка с утра до ночи пропадал на работе в органах госбезопасности, и заботы о Карае легли на плечи бабушки. Так долго продолжаться не могло. Через три года я отдал пса в МУР. Он служил в угрозыске верой и правдой, имел медали за задержание особо опасных преступников», - рассказывал актер в одном из интервью.

Потом в жизни актера было много других собак. «У меня много их было, самых разных пород. Это же мой знак гороскопа. Ни с одним псом ни разу в жизни не поссорился. Иногда встречаю на улице волкодава и начинаю гладить его по голове. Хозяева чуть в обморок не падают: «Что вы делаете?! Он чужих к себе не подпускает и вас сейчас порвет!» А я только посмеиваюсь в усы…» - делился своими наблюдениями Старыгин.

Враги: 

В период съемок «мушкетеров» у Старыгина было немало поклонниц, особенно в Львове, где снимались многие эпизоды картины. По признанию актера иногда это выходило боком: «Разборки были. Однажды мы отдыхали ночью в бассейне с голыми девочками. Вдруг открывается дверь и врываются несколько амбалов. Нам оставалось только бежать - Мишка успел кому-то засветить по морде гитарой, чтобы выиграть время. Мы удрали, а девочки остались, было уже не до них и не до благородства».

Не всегда просто отношения складывались с прекрасным полом. «Женщины прикладывали: не часто, но крепко. Вот недавно девочка хотела устроиться в Москве, я ей сначала поверил, повелся на ее восторженный взгляд, а она меня лишила очень хорошей квартиры. Вот так мне моя мягкость и податливость обернулась. Есть такое мнение, что любовь и дружба - это отсроченное на неопределенное время предательство. Насчет любви я полностью согласен», - рассказывал актер в одном из интервью.

Соратники: 

При словосочетании «соратники Старыгина» в мозгу сразу же возникает три фамилии: Боярский, Смирнитский, Смехов.

Вот каким запомнил Игоря Владимировича Вениамин Смехов: «Игорь Старыгин мне понравился как актер в фильме «Доживем до понедельника». В жизни он показался хрупким интеллигентом. Последнее - правда, а с хрупкостью я ошибался. Все бури и натиски нашего «курортного спортлагеря» Игорь выдерживал как-то легко и гордо: падал ли он с лошади или попадал под постоянный обстрел юмора и сатиры господ Портоса, Д'Артаньяна и Де Жюссака (он же Володя Балон)». Правда, стоит отметить, что и Старыгин в долгу не оставался. Не зря вся киногруппа в шутку прозвала его «гюрзой» - за едкие подколы.

Все актеры снимались в картине с огромным куражом. «Мы были молоды, азартны, у нас было миллион баб, шпаги, кони! – восхищенно вспоминает Михаил Боярский. – Это были сумасшедшие дни счастья и непонимания того, что происходит…» Мушкетеры подтрунивали друг над другом, соперничали, кутили и сами не заметили, как стали неразлучны. «Все делилось поровну, – продолжает Михаил Боярский. – Деньги – общие, еда – общая, все общее. И это было счастье безумное, какая-то дружба наотмашь». «Мы жили жизнью мушкетеров и в кадре, и вне кадра, – говорит Игорь Старыгин. – Иногда даже путали, где мы: на съемках или в номере гостиницы».
Как знать, может быть, именно настроение, царившее тогда на съемках, и принесло фильму такую невероятную популярность. Эту дружбу прервала только смерть.

Слабые стороны: 

Как у любого человека, у Старыгина были свои слабости. Он был злопамятен. В подтверждении этого приведем одну историю, рассказанную самим актером: «Когда в десятом классе я влюбился по-настоящему и меня отвергли, я тоже не стал ее добиваться. Я помню, мы сидели в гостях у ее подруги. Я заранее продумал, как заведу разговор, как буду на нее смотреть, как возьму ее за руку, как поцелую, если она скажет, что любит меня. Я тогда уже покуривал, все-таки старшеклассник, это как старослужащий в армии, нам было все позволено, даже учителя махнули на нас рукой и не отчитывали за наглое поведение. Я закурил сигарету, собрался с духом и спрашиваю подругу: «Признайся, нравится тебе Старыгин?» - Она: «Нет!» Я как держал сигарету, так ее о тыльную сторону ладони и затушил. Она посмотрела на меня, покрутила у виска и произнесла: «Дурак. И еще сияешь, как начищенный самовар». Мне было очень больно, поэтому я и «сиял», чтобы не заплакать. Потом мы общались, даже целовались пару раз, без удовольствия с ее стороны, но романа так и не получилось. Когда после первых фильмов за мной стали охотиться поклонницы, я частенько ее вспоминал, думал: «Вот, сейчас ты, наверное, кусаешь локти», - и от этой мысли на душе становилось хорошо».

При этом сам актер никогда не скрывал своих слабостей. «Образ некоего романтического героя придумали зрители. А по жизни я такому герою полная противоположность. Бываю резок, могу незаслуженно обидеть человека и крепко выругаться. От чего больше всего страдают мои близкие», - признавался актер.

Сильные стороны: 

После смерти Старыгина в его адрес друзьями и коллегами было сказано немало добрых слов. Пожалуй, наиболее емкую характеристику ушедшему актеру дал режиссер театра «У Никитских ворот» Марк Розовский, у которого Игорь Владимирович служил долгие годы: «Старыгин был очень красивым человеком, красивым и внешне, и внутренне, - говорит он. - Настоящий мужчина поколения 60-х - гордый, умный, необузданный. Работать с ним было очень приятно, даже несмотря на то, что у меня с Игорем случались и творческие разногласия. Но их всегда удавалось решать мирно и интеллигентно…»

Награды: 

Притом что Игорь Старыгин был любим миллионами советских, а потом и российских зрителей, официальные власти не жаловали его большим количеством наград и премий. Их список более чем скромен:

• 1981 — Премия КГБ СССР в области литературы и искусства (фильм «Государственная граница. Фильм первый: «Мы наш, мы новый…», Фильм второй: «Мирное лето 21-го года…»)

• 1992 — Заслуженный артист России

• 2002 — Лауреат премии Федеральной пограничной службы РФ «Золотой венец границы» в номинации «Актерская работа» (за фильм «Государственная граница»)

Комромат: 

Старыгин не был ангелом, ведущим праведный образ жизни, особенно в годы юности. Вот как актер вспоминал о своих школьных годах: «В старших классах девушек вокруг меня было много, я им нравился, хоть и никогда не прилагал к этому никаких усилий. Я играл в школьном ансамбле, вечерами попивал с друзьями «портвешок» в скверике, самовыражался через резкое словцо и вполне благополучно совмещал все это с данной Богом внешностью. Поэтому свидания в скверике на Плющихе назначали мне девушки сами, те, что были посмелее. Именно с такой, смелой, я и лишился девственности в девятом классе. Как-то все получилось не по моей воле: пришел на свидание, а она позвала к себе домой, сели пить чай, а оказались на диване».

События: 

Сегодня пройдут похороны заслуженного артиста России Игоря Владимировича Старыгина, который скончался после продолжительной болезни 8 ноября.
Игорь Старыгин, сыгравший около 50 ролей в кино и еще больше в театре, остался в народной памяти как один из персонажей романа Дюма. «Ему особенно и играть ничего не пришлось, - вспоминал в одном из интервью партнер Старыгина по «Мушкетерам» актер Вениамин Смехов. - Он и в жизни был Арамисом - спокойным, честным и мудрым человеком».

Комментарии читателей
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.