Картинка: 

Александр Николаевич Вертинский родился в 1889 году в Киеве. Он рано лишился родителей. Когда Александру было 3 года, умерла мать, а спустя 2 года погиб от скоротечной чахотки отец. Его и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи.

Гимназические годы Вертинский провел в 1-й императорской Александрийской гимназии, откуда он был довольно быстро исключен за неуспеваемость и дурное поведение, а позднее – в 4-й Киевской классической гимназии.

Имя: 
Александр
Фамилия: 
Вертинский
Инициалы: 
А.
Рабочая биография: 

В молодости Вертинский пытался зарабатывать на жизнь, продавая открытки, работая грузчиком, корректором в типографии, играл в любительских спектаклях. В 1912 году он переехал в Москву. С 1915 года выступал на эстраде, создавая сценический образ Пьеро, исполнял песни на свои собственные стихи и стихи поэтов Серебряного века (Марины Цветаевой, Игоря Северянина, Александра Блока). Каждую песню он превращал в небольшую пьесу с законченным сюжетом и 1-2 героями. Еще до Февральской революции завоевал известность в России. Вел богемный образ жизни, участвовал в скандальных выступлениях футуристов. Во время Первой мировой войны стал медбратом в санитарном эшелоне.

Яркость сценического образа «субтильного Пьеро» привела к появлению большого количества подражателей и пародистов Вертинского. В частности, были особенно известны пародийные песенки популярного артиста-эксцентрика Савоярова, который до конца 20-х годов гастролировал по России с концертами. Во втором акте своего выступления он гримировался под лунного Пьеро и выступал «в своем репертуаре» под фамилией «знаменитого артиста Валертинского». Это, безусловно, сослужило добрую службу Вертинскому, который, несмотря на свою краткую карьеру (менее четырех лет) и долгое отсутствие, в итоге не только не был забыт, но и превратился в символическую легенду дореволюционной российской эстрады.

После Октябрьской революции в ноябре 1920 года Александр Вертинский эмигрировал из России, выехав через Константинополь. Вместе с такими артистами, как Федор Шаляпин, Иван Мозжухин и Анна Павлова, Вертинский постепенно завоевал популярность за рубежом. Поначалу он оказался в Турции, где приобрел греческий паспорт, наличие которого давало возможность ему работать и путешествовать. Затем артист уехал в Румынию, где гастролирует по Бессарабии, в которой проживало много русскоязычного населения. Был обвинен в шпионаже в пользу СССР, выслан в Бухарест, сильно нуждался. С 1923 по 1927 гг. он жил в Польше и ездил с гастролями по всей Европе.

Из Польши Вертинский перебрался во Францию, а затем отправился в США, где общался с Марлен Дитрих и Чарльзом Чаплином. После удачных гастролей снова вернулся во Францию, но вскоре переехал в китайский город Шанхай, где проживала большая русская колония. В Шанхае он женился на Лидии Циргваве, которая была моложе его на 30 лет. Вскоре у него родилась первая дочь – Марианна. Чтобы прокормить семью, артисту приходилось давать по два концерта в день.

Вертинский многократно просил разрешения вернуться в СССР. В 1943 году разрешение было получено (во время Великой Отечественной войны по идеологическим соображениям было разрешено вернуться и некоторым другим деятелям культуры). Вертинский поселяется в Москве, гастролирует на фронте, исполняет патриотические песни. В СССР значительная часть репертуара артиста была запрещена: ему не разрешали выступать в престижных концертных залах, не издавали пластинок, не транслировали его песни по радио, в газетах не было рецензий на его концерты. Вертинский был вынужден много гастролировать по стране: побывал в городах Средней Азии, Сибири, Урала, выступая в клубах, на заводах, на стройках, в шахтах.

После войны Вертинский продолжил сниматься в кино. В России в 50-е годы использовали его характерную внешность и, по мнению кинематографистов, врожденный аристократизм, который артист с блеском продемонстрировал в роли князя в известном фильме 1954 года «Анна на шее». Одно только его появление в кадре создавало необходимый эффект, желаемую атмосферу. Но для того, чтобы сняться в фильме «Заговор обреченных» в роли кардинала Бирнча, Вертинскому пришлось глубоко вживаться в далекий от его творческого амплуа образ. Запомнилась и работа актера в фильме «Великий воин Албании Скандербег», где он сыграл роль дожа Венеции.

Александр Вертинский работал до последнего дня и умер на гастролях от сердечной недостаточности. Артист скончался 21 мая 1957 года в гостинице «Астория» в Ленинграде.

'''Дискография Александра Вертинского'''

Самые первые грамзаписи Вертинского (48 песен) были сделаны в 1930/31 гг. фирмами Parlophon (Германия – Англия – Франция) и Odeon (Германия). См. полную дискографию, включающую издания на грампластинках, в отдельной статье. Здесь указаны лишь официальные издания на компакт-дисках.

1993 – VERTINSKI (Русский сезон, RSCD 0002; 2000 Boheme Music, CDBMR 007143)
1994 – «То, что я должен сказать» («Мелодия», MEL CD 60 00621)
1995 – «Песни любви» (RDM, CDRDM 506089; 1999 Boheme Music, CDBMR 908089)
1996 – VERTINSKI 2CD (Le Chant du Monde, LDX 274939-40)
1996 – «Желтый ангел» (CD-Media, CDM 96-3)
1997 – «Александр Вертинский. Неизданное» (ЦВПИКНО, АВ 97-1)
1999 – «Легенда века» (Boheme Music, CDBMR 908090)

'''Фильмография'''

1912: «Чем люди живы» – ангел;
1916: «Король без венца» – Анатоль Северак;
1916: «От рабства к воле» – антиквар;
1928: «Тысяча и одна ночь» (киностудия «УФА», Германия);
1950: «Заговор обреченных» (за участие в этом фильме Вертинский получил Сталинскую премию);
1954: «Великий воин Албании Скандербег» – дож Венеции;
1954: «Анна на шее» – князь;
1956: «Пламя гнева» – польский посол;
1956: «Кровавый рассвет» – пан Савицкий;
1957: «Алеко Дундич» – генерал Жобер.

Семья: 

Александр Вертинский родился в семье частного поверенного. Николай Петрович Вертинский, помимо адвокатской практики, занимался еще и журналистикой – публиковал фельетоны под псевдонимом «Граф Нивер» в «Киевском слове». Брак между отцом Вертинского и его матерью, Евгенией Степановной Сколацкой, оформлен не был, поскольку первая жена Николая Петровича развода супругу не дала. Сашеньку родной отец усыновил.

Через 3 года после рождения сына Евгения Степановна внезапно умерла. У Николая Петровича от тоски — он очень любил свою вторую жену — развилась скоротечная чахотка, и спустя 2 года он тоже умер. Пятилетний Саша остался сиротой и попал в дом одной из своих тетушек. Его старшую сестру Надю забрала другая тетушка. Так с самого начала пути брат и сестра надолго разлучились.

Они встретились спустя много лет, когда уже выросли, оба стали артистами и играли в различных труппах. Однако их совместная жизнь продолжалась недолго: позже, во время войны, сестра Вертинского погибла (по слухам – от передозировки кокаина).

Частная жизнь: 

С 1923 по 1925 гг. Вертинский прожил в Берлине. Там он женился на дочери русских эмигрантов Потоцких, Надежде, с которой познакомился в Сопоте. Однако семейная жизнь не сложилась, и пути молодых супругов быстро разошлись. Вновь они встретились уже в Шанхае, когда встал вопрос о новом браке Вертинского.

26 мая 1942 г. Вертинский вступил во второй брак с Лидией Владимировной Циргвавой, 20-летней дочерью служащего КВЖД. Этому предшествовали 2 года ухаживания за юной грузинско-русской красавицей. Любовный напор был дополнен романом эпистолярным. Поэт и знаток слабой женской души, Вертинский в слове был столь же артистичен, как в жизни, и сердце избранницы завоевал на всю жизнь. Лиличка, как ее нежно звал Вертинский, родила ему двух дочерей – Марианну и Анастасию.

Жена Вертинского Лидия Владимировна, актриса и художница, дебютировала в кино в роли сказочной птицы Феникса в фильме «Садко». Кроме того, она снялась в сказках «Новые приключения Кота в сапогах» и «Королевство кривых зеркал».

Дочери Вертинских появились на экране одновременно и покорили зрителей своей красотой, нестандартностью – и внешней, и внутренней. Марианна прославилась в образах современниц. Их отличали мягкий лиризм, женственность, поэтичность. Марианна была необычайно популярна в 60-е годы, но в дальнейшем ничего достойного в кино так и не сыграла, оставаясь тем не менее ведущей актрисой театра им. Вахтангова.

Анастасии предлагали в основном роли классические: в 16 лет она сыграла Ассоль, в 20 – Офелию, затем – Лизу Болконскую, Кити. В умелых режиссерских руках ее внешние данные использовались поразительно. В дальнейшем Анастасия Вертинская показала себя зрелым мастером, способным точно очертить характеры героинь, уделить внимание деталям; ей были присущи тонкая ироничность и лиризм, а также выразительная пластичность рисунка.

Хобби: 

В начале века Вертинский особо увлекался творчеством Александра Блока. Блок был одним из самых любимых поэтов просвещенной молодежи того времени, и Вертинский любил и ценил его творчество всю жизнь. Сам артист писал в своих воспоминаниях о поэзии Блока как о «стихии, формирующей наш мир»: «В нашем мире богемы каждый что-то таил в себе, какие-то надежды, честолюбивые замыслы, невыполнимые желания; каждый был резок в своих суждениях, щеголял надуманной оригинальностью взглядов и непримиримостью критических оценок. А надо всем этим гулял хмельной ветер поэзии Блока, отравившей не одно сердце мечтами о Прекрасной Даме». Сам Вертинский не подражал Блоку, но некоторые поэтические образы производили на него столь сильное впечатление, что все его восприятие жизни было в определенный период времени очень «блоковским».

Враги: 

После большевистского переворота Вертинский пришел к выводу, что ему не ужиться с новой властью. Романс «То, что я должен сказать», написанный под впечатлением гибели 300 московских юнкеров, возбудил интерес ЧК, куда и вызвали артиста для дачи объяснений по поводу сочувствия к врагам революции. Сохранилась легенда, будто бы Вертинский возмущенно заметил чекистам: «Это же просто песня, и потом, вы же не можете запретить мне их жалеть!». На что получил четкий и лаконичный ответ: «Надо будет, и дышать запретим!»

Это Вертинскому совершенно не подходило, поэтому в конце 1917 г. он отправился вместе со многими своими коллегами гастролировать по южным городам России. Почти 2 года он провел на юге, давал концерты на подмостках маленьких театров и в литературно-артистических обществах, объехал Екатеринослав, Одессу, Харьков, Ялту, Севастополь.

Вертинский покинул Россию в начале 1920 г., выехав в Константинополь на пароходе «Великий князь Александр Михайлович». Причины своей эмиграции много позднее он определял так: «Что толкнуло меня на это? Я ненавидел Советскую власть? О нет! Советская власть мне ничего дурного не сделала. Я был приверженцем какого-либо другого строя? Тоже нет. Очевидно, это была страсть к приключениям, путешествиям. Юношеская беспечность». Скорее всего, на него оказали влияние и первое знакомство с новой властью в ЧК, и настроения творческой интеллигенции, и беспощадность классовой борьбы, развернувшейся прямо у него перед глазами, и мрачное предчувствие того, что слово «свобода» с головокружительной быстротой становится пустым звуком.

Соратники: 

В годы парижской эмиграции Ветринский близко сошелся с И. Мозжухиным, С. Лифарем, А. Павловой, Ю. Морфесси, Н. Плевицкой, Т. Красавиной, Н. Балиевым, С. Рахманиновым. Здесь же он познакомился с Чарли Чаплином, Мэри Пикфорд, Марлен Дитрих, Гретой Гарбо. Именно они подали Вертинскому мысль о гастролях в США.

Настоящей же мужской дружбой можно назвать отношения Вертинского и Шаляпина. Великий российский бас в 30-х годах подарил Александру Николаевичу свой портрет, на котором было написано: «Сказителю Земли Русской Александру от странника Феодора».

Слабые стороны: 

В юности Вертинский был очень застенчив. С середины 1915 по конец 1917 гг. артист выступал в гриме печального Пьеро. Казалось бы, белый Пьеро не годился для исполнения лирических и даже трагических песенок о любви, дружбе и смерти. Пьеро – буффон комедии дель арте, маска из итало-французского трагифарса. Однако для искусства начала XX в. был характерен поиск маски, неповторимого образа. Сам артист утверждал, что этот грим родился спонтанно во время его работы на санитарном поезде, когда он и другие молодые санитары давали небольшие «домашние» концерты для раненых и грим на сцене был необходим исключительно из-за сильного чувства неуверенности и растерянности перед переполненным залом.

Еще одной слабостью Вертинского были речевые дефекты. В 1913 г. он попытался исполнить свою мечту – поступить в МХТ, однако не был принят из-за дефекта дикции: экзамен принимал сам Станиславский, которому не понравилось, что молодой человек плохо выговаривает букву «р». Однако впоследствии Вертинский постарался обратить этот свой недостаток в достоинство и научился очень своеобразно грассировать.

Сильные стороны: 

Часто причину успеха Вертинского видели в том, что его творчество «отразило кризис духовной культуры общества». Скорее, его крайне индивидуалистичные стихи оказались «впору каждому». Для него было характерно написание цикла стихов как «вариаций на тему», представление своеобразной галереи символов одного образа, перенесение человеческих эмоций на неодушевленные предметы, использование экзотических названий и неожиданных сравнений как попытка ослабить или же совершенно снять довлеющее ощущение материальности мира.

При этом в своих стихах он стремился показать, что никем не понятый и одинокий человек беззащитен перед лицом огромного безжалостного мира. Этому миру безразлично, что смерть близкого человека, разлука с любимой женщиной, безответная любовь и, наконец, банальная измена являются, может быть, самой страшной трагедией в масштабах маленькой вселенной отдельно взятого человека. Именно поэтому его песенки оказались «впору каждому»: каждый мог увидеть в них себя. Вместе с тем он избавился от традиций русского романса, которые уже стали рутиной, и предложил эстраде другую песню – более утонченную, изящную, связанную с эстетикой новейших течений в искусстве и культуре, но прежде всего – авторскую, художественную песню.

Успеху Вертинского способствовали его великолепные артистические данные и уникальная исполнительская манера: с первых минут общения с аудиторией артист понимал, с какими людьми ему предстоит иметь дело. Оттеняя тонкими нюансами исполнение своих песенок, он мог придать им иной смысл, рассмотреть их под другим углом зрения, сделать более близкими и понятными именно этой аудитории.

Вертинскому удалось создать новый жанр, которого еще не было на русской эстраде. Сам артист неоднократно говорил: «Я был больше, чем поэтом, больше, чем актером. Я прошел по нелегкой дороге новаторства, создавая свой собственный жанр».

Награды: 

Советская власть не хотела признавать заслуг Вертинского. Артист прекрасно понимал, что официально он не признан, но лишь юридически терпим. А залы были переполнены. «Где-то там, наверху, все еще делают вид, что я не вернулся, что меня нет в стране. Обо мне не пишут и не говорят ни слова. Газетчики и журналисты говорят: «Нет сигнала». Вероятно, его и не будет. А между тем я есть! Меня любит народ (простите мне эту смелость). Я уже по 4-му и 5-му разу объехал нашу страну, я заканчиваю третью тысячу концертов!» Это письмо за год до смерти Вертинский написал заместителю министра культуры.

Талантливый певец и актер Александр Вертинский не имел никаких званий. Только однажды, за исполнение роли кардинала в ныне забытом фильме «Заговор обреченных» он был удостоен Государственной (Сталинской) премии СССР (1951). Марианна Вертинская вспоминает: «Папа говорил: «У меня нет ничего, кроме мирового имени».

Комромат: 

В молодости у Вертинского были проблемы с наркотиками. Кокаин тогда называли «проклятием нашей эпохи». «Все увлекались им, – вспоминает Александр Вертинский. – Актеры носили в жилетном кармане пузырьки и «заряжались» перед каждым выходом на сцену. Актрисы носили его в пудреницах и нюхали также; поэты, художники перебивались случайными понюшками, одолженными у других, ибо на свой кокаин у них не было денег... И каждому казалось, что он сегодня необыкновенно играл, или писал, или говорил. И все это был самообман!»

Александр все больше стал зависеть от кокаина. Однажды утром он увидел, как бронзовый Пушкин сошел с постамента и отправился вслед за ним. Вертинский впервые по-настоящему испугался. Он понял, что сходит с ума, и решил обратиться к знакомому психиатру, который и помог ему вылечиться от пристрастия к наркотикам.

События: 

21 марта 1889 года родился выдающийся артист Александр Вертинский. Его необыкновенные песни и сейчас, через 50 лет после его смерти, остаются популярными. Издаются компакт-диски с его записями, современные исполнители включают его песни в свой репертуар. Необычная, можно сказать, экзотическая манера исполнения Вертинского, его голос и то, как проникновенно он «рассказывает» свои драматические песни-истории, вызывает у людей ощущение, что они оказались в начале прошлого века с его богемой, гламурными салонами, томными дамами в пышных нарядах, кокаином... революцией...

Комментарии читателей
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.