]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В мире
Главная → В мире
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Теракт Брейвика – реакция на кризис европейской цивилизации

11:13 26.07.2011
, Сергей Черняховский
Андерс Брейвик
Андерс Брейвик

Если запреты уничтожаются, а ценности плюрализируются, от цивилизации не остается и следа

Произошедшее в Норвегии – безусловная трагедия. А Андерс Брейвик – конечно, террорист. И взгляды его узнаваемы. И то, что случилось, ужасает. Только естественные эмоции не должны лишать нас способности реально оценивать и анализировать ситуацию.

Брейвик говорит в т. ч. (если это – правда), что своей акцией он «мстил за сербских братьев» – за то, что Норвегия приняла участие в натовских бомбардировках Югославии в 1999 году.

Но ведь Норвегия в составе сил НАТО действительно принимала участие в этой агрессии. С чего она и ее правительство решили, что, уничтожая граждан другой страны, они сами останутся безнаказанными?

Все последние акции НАТО – от агрессии в Боснии и Герцеговине, Косово до агрессии в Ливии – совершаются в некоем самозабвении чувства безнаказанности. Им всем кажется, что они достигли некоего уровня всемогущества, стали этакими богами. И в этом отношении, при всей своей «правозащитной» риторике и клятвах именем демократии, они предельно близки к тому невменяемому состоянию, в котором находились немецкие нацисты, убивая невинных людей, уничтожая народы и развязывая Вторую мировую войну. Только нацисты были честнее, потому что о своем мнимом праве быть господами мира заявляли открыто. И ничего не говорили ни о защите прав человека, ни об идеалах демократии. И отрыто провозглашали: «Мы – высшая раса, и имеем право вас убивать». И в ответ получили: «А мы считаем, что вы – звери. Вы будете висеть на виселицах по нашему приговору, а оставшиеся 50 лет не посмеют поднять головы в мировой политике и 100 лет будут каяться за свои преступления».

В отличие от нацистов, современные европейские политики много говорят о тех или иных гуманных вещах, но кончают тем же: «Мы будем решать, кого нам бомбить и кого убивать». И никак не поймут, что в ответ будут убивать их самих и их граждан.

Разница еще в том, что нацисты, убивая и завоевывая, все же сами шли в бой. Европейцы убивают с недосягаемой высоты, вступая в бой только тогда, когда уверены, что им ответить не смогут.

Брейвика уже объявили почти нацистом. Но, вообще-то, он, судя по его записям, был антифашистом: как раз в первую очередь чтил из политиков таких борцов с фашизмом, как Черчилль и норвежский антифашист Макс Манус.

В его взглядах и действиях (если они действительно продиктованы в т. ч. желанием «отомстить за сербов») – немало абсурдного: абсурдно было мстить за бомбардировки Югославии Норвежской рабочей партии, которая как раз с 1997 по 2000 гг. была в оппозиции. Абсурдно было желать убить Гру Харлем Брунтланн, оставившую пост премьера за три года до агрессии против Югославии, и расстреливать молодежных активистов.

Но как раз Норвежская рабочая партия поддерживала и защищала мигрантов в Норвегии и являлась носителем того самого мультикультурализма, который, вместе с «глобальным капитализмом» и «суицидальным гуманизмом», Брейвик считал источником бед своей страны. Причем Норвежская рабочая партия поддерживала именно исламских мигрантов, т. е. именно ту сторону, которую в серии югославских конфликтов и поддерживали страны НАТО, включая Норвегию.

При этом акция Брейвика явно отличается от наиболее известных террористических актов, осуществленных исламскими боевиками. Исламисты, что в Нью-Йорке, что в Беслане, что в Москве, что в Мадриде, что в Лондоне, наносили удары по людям, в принципе не имеющим отношения к тем силам и той политике, которые им противостояли. Они наносили удары не по солдатам и политикам, а по обществу, запугивая его, пытаясь вызвать в нем протест против власти и истерику, какую в дни «Норд-оста» можно было видеть в Москве, когда доведенные до отчаяния страхом за своих близких люди вышли по требованию террористов на улицы, требуя принять все условия боевиков и не допустить операции по их обезвреживанию.

Брейвик же, так или иначе, наносил удар по политически адресным объектам – правительству и молодежным активистам правящей партии, возвращая террору, в отличие от терроризма, его здоровое ядро.

Безусловно, его реакция на проблему была уродлива. Так же уродлива, как в свое время – акции луддитов, в протесте против нещадной эксплуатации человека крушивших машины вместо того, чтобы свергать систему, рождающую эту эксплуатацию.

Но говорить об уродстве реакции Брейвика – это самое простое. И самое ненужное и вредное. Потому что свести все к этому уродству – значит, замалчивать реальную проблему, о которой идет речь.

А проблема заключается в том, что переживающая кризис цивилизация модерна (в первую очередь – европейская) оказалась перед выбором: либо тонуть в разложении своих ценностей в пространстве постмодерна, либо отказаться от них на возвратном пути контрмодерна. Есть и еще один вариант: преодолеть свой кризис и возродить, обновить свои гуманистические ценности через преодоление, через прорыв в некий сверхмодерн.

Единственный вариант сверхмодерна, который мы знали до сих пор, – это советский проект. Он оказался разрушен. Другого никто не предложил. Значит, остается дилемма: постмодерн или контрмодерн?

Что такое постмодерн? Это цивилизация и система установлений, в которой, по сути, снимаются табу. Единственное остающееся табу – это само табу. Запретов нет. Можно все, кроме установления запретов. Провозглашается свобода точек зрения, но до такой степени, что уничтожаются объективность и единственность истины. Утверждается множественность истины, и у каждого – своя истина. Но если она у каждого – своя, то ее нет вообще, потому что сама истина есть некая претензия на верность. Истина может существовать только там, где признается, что если и есть сотни дорог, ведущих к ней, то она-то все равно сама по себе одна.

А уничтожение единственности истины уничтожает и аксиологию. Цивилизация – это всегда система запретов и ценностей. Если запреты уничтожаются, а ценности плюрализируются, от цивилизации не остается и следа. Потому что если ценности множественны – значит, соотносить себя с ними необязательно. А значит, ничего ценного нет. И остается одно – «животный гуманизм», т. е. признание ценным в человеке исключительно его животное существование.

Можно верить в истинность учения Христа. Можно – в истинность других учений. Можно не верить ни в одно из них, но верить в человека и его разум. Но нельзя верить в то, что «неважно, во что верить». Можно верить в Бога, можно в Него не верить. Но верить в то, что для каждого существует свой Бог, – значит считать, что вообще неважно, во что ты веришь.

Отказ от признания единой истины оказывается и признанием отказа от универсализма понимания добра и зла, т. е. моральным релятивизмом, в рамках которого вообще не существует понятия хорошего и плохого, и оправданию подлежит любое зло, на том основании, что для каждого оно – свое.

Эти установки начали пробивать себе дорогу особенно во второй половине XX века и в его конце. Но в это же время началась и массовая миграция представителей иных культур в Европу. И если раньше старая европейская культура, встречаясь с носителями иных культур, могла демонстрировать им то свое превосходство, которое позволяло и давало основание носителям иных культур интегрироваться в европейскую культуру, то теперь носители иных культур и ценностей, которых к тому же стало намного больше, увидели, что распропагандированная европейская культура не дает им ничего равного и достойного их ценностей, ничего того, ради чего они могли бы оказаться от своего мира и своих богов. Европа оказалась переполнена носителями иных культур – при все меньшем числе тех своих аборигенов, которые были бы носителями ее собственной.

Та же тенденция стала проявляться и вне континента. Ислам стал тем проектом контрмодерна (т. е. отказа от норм и принципов эпох Возрождения и Просвещения), который смог предложить миру то, чего лишились европейская культура и постмодерн, – видение единства истины, ценностей и соотношения добра и зла.

Постмодерн в узаконенном им самим диалоге культур говорит: «Мы не знаем, что такое добро и что такое зло, все в мире относительно и субъективно», а контрмодерн ислама отвечает: «А мы знаем, что такое добро и что такое зло. И готовы умирать за наше понимание и одного, и другого».

Но вполне естественно, что у тех, кто все-таки хочет видеть значимость и одного, и другого, рождается свой ответ: «Если модерн кончился, а сверхмодерн не удался, и мы обречены на контрмодерн, то почему Европа должна принять этот контрмодерн у иных культур? Мы можем найти его и в своей истории».

В этом отношении своего рода идеальный, хотя и исторически отдаленный образец для европейского контрмодерна, – это крестоносцы и инквизиция. Более близкий – нацизм. Брейвик, по крайней мере, выбрал первый.

И он сказал своей акцией обществу: «Если для вас нет ничего большего, чем ваша животная жизнь, – значит, вас можно убивать, как скотину. Другого вы не заслуживаете».

И еще один момент. Перестрелять за два часа около 70 человек (даже если ты не один, а вас двое) практически невозможно. Уже на втором десятке жертв живые (если перед тобой – люди) толпой навалятся на тебя и, потеряв, быть может, еще 5-6 человек, вместе все же добегут до тебя и разорвут на части или затопчут. Но это если перед тобой – люди, т. е. те, кто обладает чувством собственного достоинства и ценностями. Одному или даже вдвоем перестрелять из винтовки почти 70 человек можно только в том случае, если перед тобой – все же не люди, а кто-то другой. Слишком трусливый, чтобы кинуться на тебя безоружным, рискуя собственной жизнью, но защищая при этом своих друзей или близких.

Темы: Происшествия в мире, Борьба с терроризмом в мире, Международная политика, Морально-нравственные проблемы в мире, Проблемы мигрантов в мире
Источник: KMnews
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 20.04.2012, 12:08
    Гость: Василий

    Статься справедливая, наконец-то благодаря ей, до меня дошло, зачем он это сделал. Впрочем, я так и думал.Там собралась так называемая Элита. такой Элиты полно в постсоветских странах. Элита-это люди избранные, готовые пожертвовать собой ради спасения страны и народа. Вот, как японские летчики(у Максима Калашникова), которые взлетели в последний раз, "чтобы расцвесть хризантемой в небе Окинавы". Вот это элита.А на том острове были всего лишь функционеры, будущие оболваниватели общества.Только так , как Брейвик, можно привлечь внимание общественности к проблемам страны.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 16.10.2011, 14:37
    Гость: Тиндукту

    В мире идет политика геноцида белого населения. Что удивительно оно само добровольно идет на заклание под руководством евреев. Еврей ничего от этого не теряют - это теже самые арабы, их братья. Будет европа арабской, мусульманской - разницы для них нет. У них кровосмешение это нормально. Белые чмордяи не могут сами за себя постоять. И идут как бараны на заклание.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 25.08.2011, 20:44
    Гость: Ал Ник

    Удивительно точная и правильная статья!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 08.08.2011, 17:05
    Гость: Алексей

    Блестящая статья.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 05.08.2011, 21:00
    Гость: Сушилин Дмитрий

    Статья в точку. Зажрались. Плохо, что не задумались. Своими бомбандировками уничтожают тысячи ничем неповинных людей и считают, что извинение за неправильную наводку отмазка. Они сами давно террористы, а он это показал.Показал зажратость Европы. Людей жалко, а еще хуже и не услышат, так и будут бомбить, как сейчас в Ливии. Скоро чувствую Сирия.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (130)
]]>
]]>
Выбор читателей
Диалоги с нейросетями доведут пользователей до суда
© KM.RU, Александра Воздвиженская
Росстат: средняя зарплата в России приблизилась к 100 тысячам рублей
Азербайджанское СМИ написало о Кенигсберге и Орынборе
DC Studio / Freepik.com"/>
Возможно ли вторая СВО на Кавказе?
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Рецензия на фильм «Пила. Спираль»: Оборотни в погонах против нового Джокера
«ЙОРШ» вернул в 2007-й, а «Северный Флот» подготовил к «нордическому» сету «Алисы» на KKinchevFest
«Абвиотура» раскрыла секрет старинной казачьей песни
Андрей Кудин «Я Андрей» (интернет-сингл)
Как выглядеть ухоженной всегда? Главное
Уникальную книгу «Сектор Газа. Черновики и рукописи легенды» представили в Москве
Antarctic feat. Сказки Черного Города «Модель для Пикмана»
Грузите афганцев самолётами: в Россию готовят массовый завоз беженцев из Кабула
QUEENtet Сергея Мазаева, 21 января, «Академ Джаз Клуб»
Александр Иванов исполнил песню из «Бесогона» Никиты Михалкова
«За последний месяц государство столкнулось с двумя внутренними вызовами, пусть и разными по характеру и масштабу, но имеющими общую природу»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.