Двадцатилетняя годовщина антарктической озоновой дыры

Общая площадь, покрытая антарктической озоновой дырой, в этом году имела второй наименьший показатель за последние 20 лет, согласно данным от НАСА и спутников Национального управления океанических и атмосферных исследований (НОАА). Ученые считают причиной этого изменения повышение температуры в нижних слоях стратосферы Антарктики.
Озоновая дыра достигла своего максимального размера в этом году 22 сентября, покрывая 8,2 миллиона квадратных миль (21,2 миллиона квадратных километров), или территорию Соединенных Штатов, Канады и Мексики вместе взятые.
Средний размер озоновой дыры в 2012 году составлял 6,9 миллиона квадратных миль (17,9 миллиона квадратных километров). 6 сентября 2000 года озоновая дыра была самой большой и составляла 11,5 миллиона квадратных миль (29,9 миллиона квадратных километров).
«Основная причина озоновых дыр – производимые человеком химикаты, и уровень хлора в стратосфере Антарктики все еще значителен, – говорит специалист по атмосфере НАСА Пол Ньюман из Центра космических полетов НАСА имени Годдарда в Гринбелете, Мэриленд. – Естественные колебания погодных условий привели к повышению температуры в стратосфере в этом году. Эти изменения привели к уменьшению озоновой дыры».
Наблюдение за озоновым слоем Земли
Уровень атмосферного озона больше не снижается, потому что концентрация озоноразрушающих химикатов прекратила свой рост и теперь уменьшается.
Озоновый слой действует как естественный щит Земли против ультрафиолетового излучения, которое может вызвать как минимум рак кожи. Озоновые дыры стали регулярным феноменом в начале 1980-х годов. Антарктический озоновый слой, скорее всего, сможет вернуться на отметку начала 1980-х годов приблизительно к 2065 году, говорит Ньюман. Долгое восстановление вызвано длительной активностью озоноразрушающих веществ в атмосфере. Общий уровень атмосферного озона больше не уменьшается, так как снижается концентрация озоноразрушающих веществ. Это уменьшение – результат международного соглашения, регулирующего производство определенных химикатов.
В этом году также отмечено изменение концентрации озона в Антарктике. Минимальное значение общего содержания озона в озоновой дыре было вторым по величине за два последних десятилетия. 1 октября общий озон, измеренный в Единицах Добсона (ЕД), достиг 124. 5 октября наземные измерения Национального управления по исследованию океанов и атмосферы на Южном полюсе зафиксировали 136 единиц Добсона. Когда озоновой дыры не существовало, общий озон, как правило, колебался на уровне 240-500 единиц Добсона.
В этом году рост озоновой дыры первый раз контролировался с помощью инструмента для мониторинга озона на спутнике Suomi National Polar-orbiting Partnership (NPP). Инструмент, названный «прибором для картирования и определения профиля озона» (Ozone Mapping Profiler Suite, OMPS), был создан на базе предыдущих инструментов, таких как картирующий спектрометр суммарного уровня озона (Total Ozone Mapping Spectrometer, TOMS) и детектор обратно-рассеянных ультрафиолетовых лучей (SBUV/2). OMPS продолжает спутниковую запись, начатую в 1970-х годах.
В дополнение к наблюдению за ежегодным формированием и размерами озоновой дыры ученые надеются, что OMPS поможет им лучше понять разрушение озона в средних и верхних слоях стратосферы с помощью инструмента под названием Nadir Profiler. Изменения озона в нижних слоях стратосферы будут измерены с помощью инструмента Limb Profiler.
«Limb Profiler направлен в стороны, и он может измерить уровень озона в зависимости от высоты, – говорит Поэн К. Бхартия, атмосферный физик НАСА и глава инструмента Limb на OMPS. – Этот инструмент позволяет нам более четко видеть вертикальное развитие истощения озона в Антарктике в нижних слоях атмосферы, где образуется озоновая дыра».
НАСА и НOAA занимались мониторингом озонового слоя Земли с помощью множества инструментов на спутниках и воздушных шарах, начиная с 1970-х годов. Инструменты по долгосрочному мониторингу озона включали в себя картирующий спектрометр суммарного уровня озона, детектор обратно-рассеянных ультрафиолетовых лучей, инструменты для экспериментов по исследованию аэрозольного и газового состава стратосферы, микроволновый радиометр Microwave Limb Sounder, инструмент для мониторинга озона и прибор для картирования и определения профиля озона на Suomi NPP. Suomi NPP – это миссия, цель которой – создание полярно-орбитальных экологических спутников нового поколения под названием «Объединенная полярная спутниковая система», которая расширит мониторинг озона в 2030-е годы.
НАСА и НОАА обладают мандатом в соответствии с законом о чистом воздухе, позволяющим контролировать озоноразрушающие газы и истощение озона в стратосфере. Согласно этому мандату НOAA выполняет мониторинг озона с помощью наземных и спутниковых измерений. Лаборатория исследования систем Земли NOAA в Боулдере (Колорадо) выполняет наземный контроль. Центр климатических прогнозов выполняет спутниковый контроль.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Да, да - грамотные! Хлор - тяжелый газ и стекает вниз, к Антарктиде, а потом еще ниже - сливаясь прямо в стратосферу Антарктиды. Он бы и дальше капал в открытый космос, но оказался слишком липкий...
Почитайте диалог Артюковского "Откуда дует эфирный ветер"... Это очень популярная трактовка единственной, из имеющихся, теорий, которая более или менее связно объясняет причину возникновения этой "дыры" именно над Антарктидой и, к стати, обьясняет наличие постоянных бурь в 40-х и 50-х широтах южного полушария... Все остальные теории, на мой взгляд, просто "дуют в уши"...