Ученые: медитация влияет на эмоции и помогает переносить стресс

Фото с сайта tnatime.org
Фото с сайта tnatime.org

В ходе нового исследования выяснилось, что участие в 8-недельной медитативной обучающей программе может оказать заметный эффект на функционирование мозга, даже если человек не медитирует активно

В своем отчете в ноябрьском выпуске журнала Frontiers in Human Neuroscience исследователи из Массачусетского общего госпиталя (МОГ), Бостонского университета (БУ) и нескольких других научно-исследовательских центров также нашли различия во влиянии на мозг в зависимости от практикуемого вида медитации.

«Два различных типа медитативного обучения, которые прошли участники нашего исследования, вызвали некоторые изменения в реакциях мозжечковой миндалины – той части мозга, которая, как известно уже на протяжении многих десятилетий, отвечает за эмоции, – на изображения с эмоциональным содержанием, – говорит Гэель Десбордес, кандидат наук, научный сотрудник Центра биомедицинской визуализации Атинулы А. Мартиноса в МОГ и Центра вычислительной нейробиологии и нейронной технологии БУ, а также ведущий автор статьи. – Впервые было выяснено, что медитативное обучение затрагивает эмоциональные процессы в мозге за пределами медитативного состояния».

Несколько предыдущих исследований подтвердили гипотезу о том, что обучение медитации улучшает эмоциональное регулирование у его участников. Хотя нейровизуализационные исследования и показали, что медитативное обучение, как выяснилось, снижает активность мозжечковой миндалины, отвечающей за память и эмоции, однако эти изменения наблюдались только тогда, когда участники исследования медитировали. Данное исследование проводилось с целью проверки гипотезы о том, что медитативное обучение может также вызвать общее снижение реакций миндалины на эмоциональные стимулы, которые можно измерить с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ).

Большое исследование по влиянию двух форм медитации проводилось в Университете Эмори в Атланте. Здоровые взрослые без опыта медитации набирались на 8-недельные курсы по двум видам медитации – медитации сосредоточения внимания (самая частая форма медитации, которая концентрируется на развитии внимания и осознании дыхания, мыслей и эмоций) и медитации сострадания (менее распространенная форма, которая практикует методы развития сердечной доброты и сострадания к себе и к другим). Контрольная группа участвовала в 8-недельном курсе обучения.


У участников, окончивших 8-недельный медитативный учебный курс, наблюдалось снижение активности в правой миндалине в ответ на эмоциональные изображения, при этом участники не медитировали. Фото с сайта nmr.mgh.harvard.edu

За три недели до начала обучения и спустя три недели после его завершения 12 участников от каждой группы поехали в Бостон, чтобы сделать визуализацию мозга с помощью ФМРТ на ультрасовременном оборудовании в Центре Мартиноса.

Сканирование головного мозга выполнялось во время просмотра добровольцами серии из 216 различных изображений (по 108 за раз) людей в ситуациях с положительным, отрицательным или нейтральным эмоциональным содержанием. Медитация не упоминалась в инструкциях перед просмотром, и исследователи впоследствии подтвердили, что добровольцы не медитировали во время сканирования. Участники также были проверены на наличие симптомов депрессии и тревоги до и после прохождения обучающего курса.

В группе сосредоточения внимания сканирование головного мозга после обучения показало снижение активности в правой миндалине в ответ на все изображения, подтверждая гипотезу о том, что медитация может улучшить эмоциональную стабильность и устойчивость к стрессу. В группе медитации сострадания активность правой миндалины также уменьшилась в ответ на положительные или нейтральные изображения. Но среди тех, кто сообщил о том, что часто практикует медитацию сострадания вне учебных занятий, активность правой миндалины имела тенденцию к увеличению в ответ на отрицательные изображения, на которых были изображены все формы человеческого страдания. Никаких существенных изменений не было замечено в контрольной группе или в левой миндалине кого-либо из участников.

«Мы думаем, что эти две формы медитации развивают различные аспекты ума, – объясняет Десбордес. – Так как медитация сострадания придумана для того, чтобы развить чувства сострадания, логично, что она усилила реакцию миндалины при виде страдания других людей. Увеличение активности миндалины можно соотнести с уменьшением количества случаев депрессии в группе медитации сострадания, из чего можно сделать вывод, что сострадание к другим людям может также принести пользу и самому человеку. В целом эти результаты не противоречат распространенной гипотезе, что медитация может привести к устойчивым положительным изменениям в функционировании мозга, особенно в области эмоциональной деятельности».

Эрик Шварц, кандидат наук отдела электротехники и вычислительной техники и Центра вычислительной нейробиологии и нейронной технологии БУ, является ведущим автором статьи в Frontiers in Human Neuroscience. Его соавторы – Лобсенг Т. Неджи, кандидат наук; Таддеус Пейс, кандидат наук в Университете Эмори; Алан Уоллес, кандидат наук Института исследований сознания в Санта-Барбаре; Чарльз Рейсон, доктор медицины в Медицинском колледже Аризонского университета. Исследование спонсировалось грантами Национального центра нетрадиционной и альтернативной медицины, включая грант Бостонскому университету по акту «О восстановлении и реинвестировании американской экономики».

Комментарии читателей
]]>
]]>

xProduct()

]]>
]]>