Ученые получили «святой Грааль физики»

09:28 27.01.2017

Ученые из Гарвардского университета (США) впервые, по их словам, могли наблюдать фазовый переход Вигнера-Хантингтона, свидетельствующий об образовании металлического водорода.

Газовые гиганты (например, Юпитер) могут содержать большие запасы металлического водорода (серый слой). Фото с сайта wikimedia.org

Соответствующее исследование опубликовано в журнале Science, кратко о нем сообщает EurekAlert!

«Это святой Грааль физики высоких давлений, - сказал соавтор работы Исаак Сильвера. - Это первый образец металлического водорода на Земле, потому, когда вы смотрите на него, вы наблюдаете то, что никогда не существовало прежде».

Ученым, по их словам, удалось обеспечить переход жидкой фазы атомарного водорода в твердую. Это произошло, когда материя была помещена в крайне экстремальные условия одновременно высоких давлений (465-495 гигапаскалей) и низких температур (5,5 кельвина).

Спектроскопический анализ показал, что водород находится в атомарном состоянии, а имеющееся теоретическое обоснование — то, что материя при этом находится в твердой, а не жидкой, фазе. Между тем, прямого экспериментального свидетельства пребывания материи в качестве именно металлического, а не жидкого, водорода ученые пока не получили.

В 1935 году физики Юджин Вигнер и Белл Хантингтон теоретически обосновали существование высокотемпературной сверхпроводимости водорода. Из их работы следовало, что при давлении 25 гигапаскалей при комнатной температуре водород должен находиться в металлическом состоянии и быть сверхпроводником.

Считается, что газовые гиганты Юпитер и Сатурн между своими ядром и атмосферой содержат толстый слой металлического водорода. Эпизодические сообщения о получении необычного вещества возникали, начиная с 1996 года, однако корректность представляемых учеными данных часто вызывала сомнения их коллег.

30.01.2017, 12:05
Гость: XeX

Конечно же не возникают. Жидкий водород - прекрасный диэлектрик. Даже если его гипотетически кристаллизовать, непонятно почему вдруг его электроны в таком кристалле попадут из валентной зоны в зону проводимости? Наоборот - при снижении температуры преодоление широкой запрещенной зоны вообще станет невозможным - сжимай этот кристалл не сжимай. Весь этот треп про металлический водород связан с клоунами из НАСА и их фантазиями насчет внутренностей т.н. "планет гигантов" и не боле того.

28.01.2017, 18:45
Гость: 1

Вижу ты разбираешься в физике не хуже великих ученых, и теперь тебя волнует самая малость - про свободные электроны в твердом теле, и то что медные провода тоже металлические, наличие в них свободных электронов ты почему то не ставишь под сомнение.

27.01.2017, 11:57
Гость: Борисов сын

"Металлический водород" звучит замечательно. Однако, для того чтобы быть металлом и, следовательно, проводником (а не диэлектриком), нужны "свободные" электроны проводимости. А возникают ли такие электроны в твердом водороде в реальности?