«Не надо быть ученым, чтобы сказать, что система образования уже развалена»

Как передают СМИ, Дмитрий Медведев отказался отправить в отставку министра образования и науки Дмитрия Ливанова. Выступая в Госдуме, премьер назвал должность, которую занимает Ливанов, «расстрельной», но сказал, что министр, который нравится всем, – это человек, который, скорее всего, не вполне справляется со своими обязанностями.
В этой связи мы обратились к Анатолию Вассерману с просьбой прокомментировать действия Ливанова и дать оценку состояния системы образования нашей страны в целом.
Учиться надо в первую очередь не фактам, а закономерностям и взаимосвязям
Каждый считает себя специалистом по части тренировки футбольных команд, образования и лечения. Это правда, но далеко не вся. Следующая часть той же правды заключается в девизе одной американской антивоенной группы во время Вьетнамской войны. Девиз был такой: «Не надо быть метеорологом, чтобы сказать, что уже идет дождь». Аналогично: не надо быть ученым, чтобы сказать, что система образования уже развалена. Это видно невооруженным глазом. Конечно, должность министра образования, как и министра здравоохранения, всегда была «расстрельной». Естественно, «стреляли» не свинцовыми пулями, а свинцовыми типографскими литерами. Это очень тяжело, но видно, в какую сторону меняется положение в этой отрасли, и ясно, что оно меняется от плохого к худшему.
Среднюю и высшую школу сейчас во всем мире преобразуют от законоцентричного образования к фактоцентричному. Несколько веков назад главной задачей школы считалось запоминание учеником какого-то набора конкретных фактов без понимания смысла этих фактов и системы взаимосвязей в природе, которая обусловливает появление этих фактов. Но к середине XIX века сложилось четкое понимание, что учиться надо в первую очередь не фактам, а закономерностям и взаимосвязям.
Еще в середине XVIII века Гельвеций сказал: «Знание некоторых принципов успешно заменяет знание некоторых фактов». А спустя век после Гельвеция и других французских энциклопедистов вся система образования выстроилась так, чтобы преподавать эти некоторые принципы. Сейчас систему образования заменяют таким образом, чтобы она преподавала разрозненные факты.
В Западной Европе сейчас очень остро востребованы наши вузовские преподаватели
Система образования отступила в Средние века. Этот факт очевиден довольно давно. Тупиковость такого пути известна со времен позднего средневековья, и вот сейчас нас заставляют двигаться именно по этому пути. Причем в странах, все еще считающих себя развитыми, уже видно, к чему привела такая образовательная политика. Они уже испытывают катастрофический дефицит кадров, способных сделать хоть что-то полезное.
Сейчас Цукерберг создал свою политическую партию, предназначенную для того, чтобы проталкивать способы уменьшения дефицита квалифицированных кадров. Он это сделал, потому что своих кадров американцам уже не хватает. Правда, он говорит о том, что иностранцы, окончившие американскую высшую школу, могли бы оставаться в Америке на работе. По сути дела, это означает, что американская средняя школа не дает достаточного количества учеников для высшей школы. Там преобразования начались именно со средней школы, а в Западной Европе – с высшей. Так вот, в Западной Европе сейчас очень остро востребованы наши вузовские преподаватели, потому что тамошняя высшая школа уже давным-давно не готовит вузовских преподавателей необходимого уровня. Провал этих реформ совершенно очевиден.
Если министр образования, министр здравоохранения или премьер-министр не понимает, что предлагаемый путь реформ – это дорога даже не в тупик, а в обрыв, он профессионально непригоден. Что касается роста числа вузов и числа учащихся в них сейчас, то этот рост может быть от того, что увеличилась сложность жизни и хозяйствования. А может быть, это потому, что высшее образование используется, по сути, как продолженное среднее. Насколько я могу судить, второй вариант ближе к истине.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Боже мой! Наконец-то я прочитала свои мысли! Под каждым словом готова подписаться. Давно сделала вывод: не работай на все 100%, не требуй ничего, будь пофигисткой, забей на свои принципы, не стремись, чтобы уважали твой труд, не замечай несправедливость - будешь хорошей и для администрации, потому что никаких проблем не создаешь, будешь хорошей для учеников, потому что требований никаких.
Вы уже подтвердили свою особую "интеллектуальность" и "беспристрастность". Я рассказал о том, что сделали директор школы-лицея № 11 города Химки Кацыв Людмила Ейликовна и завуч той же школы Калюжная Светлана Александровна (1993-95 учебные годы). Огромная им благодарность за то, что они помогли всем моим одноклассникам и ребятам из параллельных классов стать порядочными людьми. В лицейских классах школы учились самые лучшие ученики Химок, почти все выпускники лицея потом поступили и закончили разные московские вузы: МГУ, МГЮА, МАИ, МАДИ, 1 и 2 Мед... И у нас в выпусках 1994-95 годов дети "местечковых и чиновников" если и были, то не афишировали свое происхождение. Зато была девочка по фамилии Бекетова. Знакомая фамилия, а?
Так что не фиг мозги пудрить!!!
Если бы еще некоторые наши школьные оболтусы это понимали... Но им же интернет и иногда родители навязывают, что русским патриотом человек становится не из соображений любви к Родине и готовности к самопожертвованию ради нее, а из ненависти к приезжим и инакомыслящим. И что бы после этого не говорили учителя, к ним такой оболтус не будет прислушиваться, пока не окажется в плену у "духов" и не скажут они ему: "Рус крещеный, поплюй на крест,/ Пусть порадуется наш бог..."
Насчет Mein Kampf и Кицур Шулхан Арух, не знал, поскольку не читал. А вы, значит, читали, да? И что же похожего у русского православного консерватора во взглядах с измышлениями русофобов? То, что я предлагаю не заниматься вдалбливанием знаний в головы тех, кто этих знаний не хочет?!
России не нужен бунт, революция и т.д. России нужна ЭВОЛЮЦИЯ!!! Иначе будет как со знаменитым "философским пароходом", про "пассажиров" которого Лейба Давидович Бронштейн-Троцкий сказал: ""Расстрелять их не за что, а терпеть - невозможно".
Не смешите кур.Подохнут.Нет никакого сомнения,что одаренными детьми оказались дети местечковых и чиновников.