«Россия завела западную политику по отношению к Сирии в тупик»

Завершился саммит G8 в Лох-Эрне. По сообщениям СМИ, одним из ключевых вопросов состоявшейся дискуссии стал сирийский вопрос. С позицией стран по Сирии связан и скандал, разгоревшийся вокруг заявления премьера Канады Стивена Харпера о том, что формат «восьмерки» по сути является встречей «G7 плюс один», в связи с тем, что точка зрения России не совпадает с мнением остальных участников G8.
Саммит «восьмерки» комментирует для KM.RU Михаил Леонтьев.
Соединенные Штаты не устраивает их собственная позиция
Формально Харпер прав, потому что позиции по Сирии формально противоположны. Но на самом деле это никакое не «G7 плюс один», а «G1 плюс один». Если по основной повестке дня «восьмерки», то есть по экономике, номер России, к сожалению, как в поговорке «ваш номер – восемь», и голос европейских стран там существенен, то никакой позиции по Сирии, заслуживающей серьезного внимания, у Европы и Канады быть не может. Это вопрос наших отношений с американцами, а Европа в данном случае выступает статистом. Задача американцев – изящно регулировать этот хор в зависимости от изменения американского видения ситуации, а оно очень сильно изменилось.
Я хочу сказать, что заявления по Сирии с обеих сторон не изменились. Они по-прежнему крайне жесткие, но тональность изменилась радикально. Соединенные Штаты не устраивает их собственная позиция, но они не могут быстро и публично ее поменять и, может быть, и не смогут, потому что ситуация зашла очень далеко.
Я напомню, что ливийский конфликт развивался так, как он развивался, когда уже стало ясно, что поставленные цели контрпродуктивны, и Западу гораздо выгоднее было иметь дело с Каддафи, чем с его преемниками. Но конфликт продолжался, потому что Запад неправильно оценил ситуацию с самого начала. Он подумал, что Каддафи снесут, и решил «возглавить рассвет». Оказалось, что это не так, и пришлось преодолевать усилия, но ошибку не признали, посчитав, что легче добить Каддафи, чем разворачивать ситуацию назад.
Все стороны срывают маски и объявляют о прямом участии
В Сирии ситуация другая, потому что Россия завела западную политику по отношению к Сирии в тупик. Единственный выход из тупика – это либо явная, либо скрытая договоренность. Видимость эскалации конфликта – это путь к миру, а не к войне. Все стороны срывают маски и объявляют о прямом участии, но тогда придется воевать с Ираном, а это даже некорректно. Там новый президент, которого выставляют реформатором, и ни мир в целом, ни Америка в частности не поймут, когда без пауз и проволочек вдруг начнется такая вещь.
Воевать Америка не хочет, операцию в Сирии она не хочет проводить, а остальные воевать не могут. Единственная страна Запада, которая способна воевать, – это Соединенные Штаты. Раньше такой страной была Турция, но Эрдоган крайне стеснен в возможности использовать армию. Сама эта политика непопулярна в Турции, а проблемой для него теперь стала поддержка его политики.
В итоге мы имеем две политики Соединенных Штатов, и одна из них направлена на то, чтобы развернуть разогнавшийся каток американской ближневосточной политики. Это не банальная задача, и Обаме не позавидуешь. Ему нужна сделка. Конечно, это сделка на условиях Соединенных Штатов, но это все-таки сделка.
Существует открытая дипломатия, которая свидетельствует о том, что конфликт углубляется. И существуют факты: перспектива российского присутствия на Голанских высотах, размещение С-300 и практически объявленное иранское участие. Иран не подтверждал информацию о посылке войск, но он ее и не опроверг, и этого достаточно. Все это было бы невозможно без конфиденциального согласия Соединенных Штатов. Это создает для американцев возможность избежать напряженности: ведь до сих пор мы видели, что реальной гарантией мира является более-менее сбалансированное силовое противостояние, а не невидимая гармония отношений. Когда понятно, что камнями кидаться опасно, то это гарантирует мир.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Уваемый господин М Леонтьев! Прозрейте пожалуйста, оглянитесь на последние 13лет, проанализируйте и сделайте, пожалуйста, из этого анализа правильный (уверен, он будет прямопротивоположный) вывод.
С уважением, Валентин Михайлович.
Формально Харпер не прав.
Формула у G8 другая : G8=(США+6)+Россия.
Шестеркой в этой формуле являются подпевалы США: Канадцы, Британцы, Французы, Итальянцы, Немцы и Японцы.
Наиболее ретиво подпевают первая тройка. Немцы частенько выпадают из ансамбля. Итальянцы тоже не очень ретивы. Японцы - по восточному осторожны. Характерно, что вторая половина шестерки во время второй мировой войны противостояла остальным членам группировки G8.
Ас не выпендривайся !
Это на какую же удочку может попасться сверханалитик ?
Смотрел Его "Большую Игру" ?
Кагал - это вы.
Мы - Россия, бывший Советский Союз.
А вы это кто?Кремлевский кагал?