«Южный поток» – проект весьма дорогой и экономически бессмысленный»

07:55 24.06.2013 , Михаил Ремизов

Европе удалось диверсифицировать поставки за счет катарского сжиженного природного газа

Ряд важных показателей российской экономики снижается. Как пишет «Независимая газета» со ссылкой на заявления различных официальных лиц, отток капиталов из страны увеличился в мае по сравнению с апрелем в два раза. Кроме того, Международное энергетическое агентство не ожидает скорого восстановления спроса на российские энергоносители, отмечалось падение индекса РТС. Есть и другие невеселые сигналы. Таким образом, открытие Петербургского экономического форума прошло на фоне негатива. Аналитики надеются, что одним из результатов работы форума станет выработка рецептов стимулирования отечественной экономики.

Свое видение вопроса в интервью KM.RU изложил президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.

Есть необходимость отказа от спорных, но при этом дорогих проектов

Помимо глобального кризиса, есть еще и наш отраслевой локальный кризис. Он связан с тенденциями к сокращению добычи нефти. Потенциала роста уже нет, и даже в случае сохранения устойчиво высоких цен на энергоносители это становится очень серьезным вызовом. Здесь необходима политика сокращения издержек, а кроме этого нужны и стратегические решения по перепрофилированию ТЭКа на более глубокую переработку сырья и в целом по индустриализации отрасли. В нефтепереработке положительные сдвиги есть, а в газовой сфере пока ставка делается на приоритет экспорта «сырого» природного газа и строительство для этих целей новых труб.

Я думаю, для начала надо объявить, что «Южный поток» будет реализовывать следующее поколение как проект весьма дорогой и экономически бессмысленный. Чтобы транзитировать те объемы газа, которые Европа готова сегодня покупать, нынешних мощностей достаточно, а бурного всплеска спроса не предвидится в связи с атмосферой стагнации. А кроме того, Европе удалось диверсифицировать поставки за счет катарского сжиженного природного газа. Вывод простой: есть необходимость отказа от спорных, но при этом дорогих проектов. Импульсы в смежные отрасли могли бы дать проекты, которые ориентированы на индустриализацию.

Есть большой потенциал импортозамещения, а это гарантированный спрос

Каким путем это сделать? Да, есть сложности и препятствия. Например, трансфер передовых технологий не так легко доступен, причем вставлять, «вкручивать» в старую производственную платформу новые технологии сложно. В принципе, на основе кооперации с Азией и Западной Европой можно добиться трансфера технологий. Приведу конкретный пример Бразилии. В этой стране за последние десять лет выросло не только авиастроение, но и судостроение. Причем судостроение выросло в том сегменте, где уже были такие конкуренты, как Корея и Япония.

Но у Бразилии есть продукция, которую они перевозят танкерным флотом. А дальше они поставили условие: если хотите возить наше сырье, то делать это можно только под бразильским флагом и только при условии, если вы построите у нас корабли. Партнеры на это пошли. Так что грамотный протекционизм может стать средством создания промышленных мощностей в ситуации явного технологического отставания. Нет сомнений в том, что Бразилия находится на совершенно другом уровне судостроения, чем Корея. И у нас то же самое. У нас тоже есть ресурсная грузовая база, и немаленькая. Забыв об идеологии фритредерства, мы можем обеспечивать создание производственных мощностей в России, а это и занятость, и налоговая база. Внутри ТЭКа и отраслей, которые на него работают, есть большой потенциал импортозамещения, а это гарантированный спрос, что может быть источником роста для отечественной промышленности на протяжении пяти-десяти лет.

Комментарии читателей
05.07.2013, 09:50
Гость: Сергей, Новый Уренгой

Дед Щукарь! БАМ построили - даже после кучи навоза о его ненужности и убыточности..

05.07.2013, 09:44
Гость: Сергей, Новый Уренгой

НБА! Про этот "вечный двигатель" разговоры идут уже лет 30, а газ и ныне там - опять же киловатты нужны для двигателя и перепад температур не менее 15°С и там и там энергоноситель надо..

26.06.2013, 18:04
Гость: КУЗЯ

«Южный поток» – проект весьма дорогой и экономически бессмысленный».
Это как понимать господина Ремизова? Южный поток - это прежде всего политический проект, а не экономический. И торг здесь не уместен.
Надо Яровой подсказать, что нет еще нормальной статьи в уголовном кодексе,
защищающей православные трубы (и потоки) России.
Кстати. Почему на антиспамовской картинке латинские, а не русские буквы?

]]>]]>
]]>
Загрузка...
]]>
]]>]]>
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.