«Повторение таиландского сценария в современных российских условиях вполне вероятно»

В Таиланде продолжаются акции протеста оппозиции. Похоже, в этой стране началась очередная «оранжевая революция».
Почему преуспевающее королевство столкнулось с проблемой, характерной скорее для стагнирующих экономик? Есть ли параллели между таиландскими и российскими реалиями? На эти вопросы отвечает доктор исторических наук Вардан Багдасарян.
Чиннават не может вернуться на родину, не представ перед судом
Таиланд находится в состоянии очередного властного кризиса. Казалось бы, с точки зрения мирового исторического процесса и уроков для России ничего примечательного в этом нет. После Второй мировой войны в этой стране сменилось 42 правительства. То есть кризисное состояние для тайского королевства более естественно, нежели политическая стабильность. Но все же в борьбе группировок «краснорубашечников» и «желторубашечников» в Таиланде отражаются вызовы мирового развития.
Эти вызовы персонально аккумулирует фигура бывшего премьера и олигарха Таксина Чиннавата. Он был свергнут в 2006 году в результате военного переворота и с того времени находится в эмиграции. Вмешательство армии в политическую борьбу осуществляется в соответствии с традициями Таиланда только тогда, когда возникает угроза власти или престижу короля. Такая угроза в понимании военных и исходила от премьера. По этой причине Таксин Чиннават не может вернуться на родину, не представ перед судом.
Но вместе с тем он продолжает пользоваться поддержкой большинства тайского населения. В народе его воспринимают как национального героя Таиланда, поэтому на выборах неизменно побеждает креатура Чиннавата и поддерживаемых им партий. Неслучайно премьер-министром страны по результатам парламентских выборов 2011 года является его сестра Йинглак Чиннават. Оппозиция требует ее отставки, обвиняя в политической несамостоятельности по отношению к брату.
На одной стороне – провинция и сельское население, на другой – центр и жители города
Так в чем состоит природа современного таиландского конфликта? Процесс модернизации, которым охвачены сегодня страны Востока, обнаруживает жесткое социальное противостояние ниш города и деревни, столицы и провинции. Большинство населения восточных социумов – это крестьянская или полукрестьянская масса, находящаяся в социокультурной среде традиционного общества. Модернизация жестко перемалывает эти страты. В значительной степени за счет этой перемолки и осуществляется в настоящее время стремительный экономический прорыв Востока.
Меньшинство восточных социумов – сосредоточенная в городах элита. Она включает в свой состав как традиционную аристократию, так и связанный с новой глобальной культурой «креативный класс». Разрыв в материальном качестве жизни между городом и деревней колоссальный. Это продуцирует внутренний конфликт. На одной стороне – провинция и сельское население, на другой – центр и жители города. Арабские революции – и Египет, и Ливия, и Сирия, – демонстрировали наличие этого разлома. Сегодня он наглядно проявляется в Таиланде. Завтра, не исключено, проявится в Китае и Индии.
Таксин Чиннават проводил левый политический курс. Это позволило ему превратить до того политически индифферентное тайское крестьянство в мощную политическую силу. Именно оно и составляет базу движения «краснорубашечников». Против клана Чиннават – тайская политическая элита, Бангкок и мусульманское меньшинство. Избранный ими желтый цвет – символ власти короля. По сути, «желторубашечники» отстаивают преференционное положение преуспевающей части общества и противостоят установкам «крестьянской демократии».
Конечно, обозначенный разлом специфичен для стадии перехода от традиционного к модернистскому обществу. Но давайте обратимся к политическому ландшафту современной России. Голосование Москвы и провинции на выборах 2011-2012 годов имело, как известно, значимое различие.
Очевиден раскол преуспевающей части общества и большинства населения. «Желторубашечники» и «краснорубашечники»? Соответствующие политические аналогии могут быть найдены и в России. А это значит, что таиландский сценарий в современных российских условиях тоже вероятен.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Европеец - сейчас сомнительная похвала.
А причем тут октябрьский переворот - началось все в феврале...
Ты не грузин и не украинец и не европеец. Ты - типичный отравитель колодцев. А отравители колодцев всегда плохо кончают. Впрочем, увидишь сам...
Смешные. Ну конечно же я европеец. Могу избирать, причём в честных выборах, а не в таких, какие известны вам. Имею гражданство и безвизовый въезд на 90% своих заграничных поездок (отпускные поездки совершаю 3-4 раза в году). Имею право постоянно жить и работать во всех 28 странах ЕС. Про материальное моё положение можно не беспокоиться, не буду распостраняться, нескромно. Чему я безумно рад, что могу обеспечить себе весьма достойный уровень, не воруя, не беря взяток и не уклоняясь от налога. В России я бы наверно честно максимум бы жил на тысячи полторы евро, да и то вряд ли. Дальше нужно нарушать закон.
Не могу сказать, что коренные жители меня принимают за своего. Я и не стремлюсь. У меня своя идентичность и своё происхождение, от которого не отрекаюсь.
И главное - я люблю страну, гражданином которой я являюсь, люблю её законы и её человечность, хотя родиной мне эта страна не станет. Чтение отдельных статей на этом сайте заставляет меня ценить и любить эту страну и всю европейскую цивилизацию ещё больше.
Судя по событиям на Украине таких НЕУДОВЛЕТВОРЕННЫХ как Мамба теперь в Европе много будет. Некудышных и ненужных. И что каждый такой инвалидный индивид, чтобы компенсировать свой комплекс неполноценности будет громко квохтать: "Но главное я - европеец, европеец, европеец…" ? Вот будет шум в ес-курятнике!