Последнее лето Анатолия Папанова

Публика его просто обожала, но близких друзей у актера было немного, все свое время он посвящал семье и работе: «Я – однолюб: одна женщина, один театр».
Он много снимался, блистал как в драматических, так и комедийных ролях. Такие фильмы с его участием, как «Приходите завтра», «Родная кровь», «Дайте жалобную книгу», «Белорусский вокзал», «Берегись автомобиля», «В городе С», «Бриллиантовая рука», «Джентльмены удачи», стали классикой советского кино. В 1967 году Анатолий Папанов озвучил Волка в знаменитом сериале «Ну, погоди!» и стал кумиром нескольких поколений ребятишек.
35 лет назад его не стало. Артист мог бы еще сказать нам с экрана и сцены очень многое, но не успел.
На передовую!
Анатолий Папанов
Анатолий Папанов родился в городе Вязьма в рабочей семье. Его мать Елена Болеславовна Росковская была полькой и вышла замуж за русского, который был лет на десять ее старше. В 30-х годах семья Папановых переехала в Москву. Анатолий охотно посещал школьный драмкружок.
Окончив школу, он устроился литейщиком на завод и одновременно стал посещать известную театральную студию «Каучук». А все свободное время снимался на «Мосфильме» в массовке, надеясь попасться на глаза какому-нибудь известному режиссеру и сыграть пусть даже самую маленькую роль. Увы, этим планам не суждено было сбыться – началась война.
Анатолий Папанов ушел на фронт, попал на передовую, и его серьезно ранило в ногу – взрывом даже два пальца оторвало. «Разве можно забыть, как после двух с половиной часов боя из сорока двух человек нас осталось тринадцать?» – вспоминал он впоследствии. Через полгода в возрасте 20 лет он вернулся в Москву и подал документы в Государственный институт театрального искусства. Когда он пришел поступать, педагоги ему сказали: «Может быть, тебя на второй курс сразу записать? Там у нас мужиков совсем нет, даже этюды играть не с кем». Так юноша оказался сразу на втором курсе. Он много занимался с педагогом по движению и через пару месяцев стал ходить без палочки.
Блестящая игра выпускника в дипломных спектаклях не осталась незамеченной, и по окончании института актера пригласили сразу в два театра – во МХАТ и в Малый. Соблазн начать карьеру в столице был велик, но к тому времени Анатолий Папанов уже был женат на сокурснице Надежде Каратаевой, которая получила распределение в русский драматический театр Клайпеды. Ни минуты не раздумывая, он поехал с женой в Прибалтику. В Клайпеде Анатолий Дмитриевич поработал недолго – его пригласили в московский Театр сатиры.
«Горько» при свечах
Надежда Юрьевна Каратаева – вдова Анатолия Папанова – однажды призналась: «Я счастливая женщина, потому что 43 года прожила с замечательным человеком». Она рассказывает: «Когда немцев отогнали от Москвы, начались занятия в ГИТИСе. Я была на втором курсе. В разгар учебы у нас появился новенький студент – высокий молодой человек в линялой гимнастерке. Он сильно хромал и ходил с палочкой. Звали его Толя Папанов. Голос уже тогда у него был «папановским», за что его ругали страшно. Преподавательница по речи все время спрашивала: «Папанов, ну когда вы избавитесь от этого вашего шипящего звука?» А он избавиться не мог, потому что прикус у него был неправильным. Это только потом, когда он стал известным артистом, все стали восхищаться этим его голосом».
Анатолий Папанов в фильме «12 стульев»
Поначалу молодые люди не обращали друга на друга внимания. Но у Анатолия Дмитриевича был друг, который однажды пришел на студенческий вечер и сказал Анатолию: «Какая Надя Каратаева красивая девушка!» Тот ответил: «А я-то, дурак, не заметил», – и начал ухаживать.
Во время войны встречаться влюбленным было сложно, поскольку был комендантский час. Перед самым его наступлением Надежда всегда говорила: «Толь, пора расходиться». Он отвечал: «Ничего, я как-нибудь дворами проберусь». Вскоре Анатолий сделал предложение, и невеста решила познакомить его со своей мамой. Та сказала: «Парень он хороший. Только некрасивый очень…»
Свадьбу сыграли 20 мая 1945 года. В разгар веселья в доме погас свет, и «Горько!» молодоженам кричали при свечах. Кто-то увидел в этом недобрый знак. После свадьбы мама Надежды перегородила комнату в коммуналке шкафом и сказала: «Будете жить у нас». Анатолий Папанов всегда мечтал о ребенке, но из-за отсутствия своего жилья пришлось восемь лет откладывать рождение дочери – она появилась на свет в 1954 году.
Театр и водка
В Театре сатиры Папанов долгое время оставался на вторых ролях. Надежда Юрьевна не любит вспоминать об этом, но тогда, когда у нее появились мысли о разводе с Папановым... «Соперницей» молодой жены стала водка.
– Он здорово к спиртному пристрастился. Поступить-то в Театр сатиры он поступил, но ничего существенного не играл поначалу. Вот и пошли выпивки. Он все с артистом Весником квасил. Мы часто с Толей ссорились по этому поводу. Я его прогоняла: «Напился, иди к своей матери и живи». Он едет к матери, а та: «Иди к жене». Семья была на грани развала. Если бы к этой проблеме добавилась ревность, мы бы, наверное, развелись. Он много раз обещал бросить пить, но потом опять начинал. И вдруг взял и завязал после смерти матери.
В 1955 году вышел спектакль «Поцелуй феи», после которого Папанова пригласили на первую крохотную роль в кино – в фильме Г. Александрова «Композитор Глинка» он сыграл адъютанта.
Анатолий Папанов в фильме «Время желаний»
В 1963 году, когда режиссер Александр Столпер решил экранизировать роман Константина Симонова «Живые и мертвые», писатель лично выбрал Папанова на роль генерала Федора Серпилина. Успех фильма был грандиозный – картина заняла первое место в прокате 1964 года и была удостоена призов на фестивалях в Карловых Варах и Акапулько.
В 1966 году на экраны страны вышла картина Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Роль в этой картине у Папанова была небольшой, но запомнилась мгновенно, а фраза «Свободу Юрию Деточкину!» не только стала его визитной карточкой, но и «приклеила» ему амплуа комика. До конца жизни актер не мог сломать этот стереотип, хотя порой ему это удавалось, как, например, в киноповести «Белорусский вокзал». Однако зрители ждали от него юмора, и не считаться с этим Анатолий Папанов просто не мог.
Пирожки по-американски
Собираясь на съемки или гастроли, Папанов всегда говорил: «Надь, поедем со мной. Что я буду один там делать?» В Америку, путевкой в которую его наградили от Союза кинематографистов, супруги тоже ездили вместе.
Актерам выписали хорошие командировочные – по 300 долларов на каждого. Они запаслись колбасой и различными концентратами, чтобы не тратиться на продукты, а накупить на эти деньги вещей. В аэропорту в Нью-Йорке еду у всех отобрали, а у Папанова даже сумки смотреть не стали, махнули рукой: «Проходи!» Однажды во время экскурсии группа накупила пирожков по доллару за штуку. Экскурсовод сказал: «Видите, у них пирожок стоит доллар, а у нас всего 10 копеек!» Папанов ответил: «А если учесть, что после нашего пирожка еще и лечение бесплатное...»
С Андреем Мироновым у Папанова были дружеские отношения: когда Анатолий Дмитриевич стал популярным и начал выезжать на встречи со зрителями, организаторы этих поездок его часто обманывали его – платили меньше, чем обещали. После того как Миронов порекомендовал ему хорошего администратора, Анатолий Дмитриевич стал получать большие деньги.
Одно время актера буквально одолевали поклонницы – дарили цветы, ждали у подъезда. Но когда после спектаклей он стал уходить домой вместе с женой, их заметно поубавилось.
Анатолий Папанов в фильме «Брилиантовая рука» © РИА Новости
В обычной жизни Анатолий Дмитриевич был довольно застенчивым человеком. Когда после выхода на экраны картины «Бриллиантовая рука» к нему стали подходить незнакомые люди и говорить ни с того ни с сего: «Усе, шеф» или «Береги руку, Сеня!», его это страшно раздражало, но виду он не подавал. Часто одевался в простую рубашку и джинсы, чтобы его не узнали, и уезжал на дачу, где часами колесил на велосипеде по Подмосковью.
Холодный август 1987-го
В 1980-е годы Папанов почти не снимался в кино, но продолжал много работать в театре. В начале лета 1987 года он принес домой два сценария. Супруга стала ругаться: «Зачем ты два-то взял, разорваться, что ли, хочешь? Я бы ни в одном не посоветовала сниматься. Отдохни». Папанов возмутился: «Я должен подтверждать свое звание народного артиста. Не буду сниматься – про меня станут говорить: «Это тот самый Папанов». В двух сниматься не буду, а вот в «Холодном лете 53-го» снимусь...»
Премьера последнего фильма с участием Папанова состоялась в Доме кино спустя год после его смерти…
Жизнь актера оборвалась 5 августа 1987 года: он умер в ванной, принимая душ. Супруга в это время была на гастролях в Риге. Актер приехал в Москву из Петрозаводска, где закончились съемки фильма «Холодное лето 53-го», и захотел помыться, но в доме была отключена горячая вода. Разгоряченный, уставший, он встал под холодный душ, и сосуды не выдержали…
Когда Анатолий не приехал в условленный день в Ригу, Надежда забеспокоилась, позвонила дочери и зятю. Тот пролез через соседскую лоджию в их квартиру и обнаружил мертвого актера сидящим в ванной, из душа лилась вода... Зять позвонил в милицию, приехали милиционеры, врач, санитары.
Через месяц после похорон вдове позвонили из съемочной группы фильма «Холодное лето 53-го»: «Надежда Юрьевна, а деньги-то вам Анатолий Дмитриевич передал? Он же получил за съемки девять тысяч рублей».
...Денег в квартире не нашли. Потом вспомнили, что в спальне рылись санитары, искали простыни.
Надежда Юрьевна позже сказала в интервью: «Может, и зря я не сообщила о пропаже в милицию. Даже самого неопытного следователя заинтересовал бы тот факт, что пропала большая сумма денег, а в квартире труп. Тем более что на сердце он никогда не жаловался и холодной воды не боялся, купался даже в октябре».
Похоронили Анатолия Дмитриевича Папанова на Новодевичьем кладбище. Ему было 65 лет.
Крылатые фразы от Папанова:
* Свободу Юрию Деточкину!
* Шоб ты здох! Шоб я видел тебя у гробу у белых тапках!
* Усегда готов!
* Будет тебе и кофэ, будет и какаво с чаем.
* Шоб ты жил на одну зарплату!
* За чужой счет пьют даже трезвенники и язвенники.
Фото с сайта kino-teatr.ru
Комментарии читателей Оставить комментарий