]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Туризм
Главная → Туризм
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
    • Энциклопедия
    • Новости туризма
    • Просторы России
    • Едем за границу
    • Советы туристу
    • Путешествуем сами
    • Парад впечатлений
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

НУЖЕН ЛИ ИРКУТСКУ ПАМЯТНИК АЛЕКСАНДРУ III?

22:21 9.04.2002

  Каждый иркутянин регулярно появляется на набережной Ангары. Благословенное место: возле шпиля обязательно отмечаются молодожены, собираются самые различные тусовки,

 

Каждый иркутянин регулярно появляется на набережной Ангары. Благословенное место: возле шпиля обязательно отмечаются молодожены, собираются самые различные тусовки, гуляют пенсионеры и дети.

На шпиле видны трещины, и любому иркутянину понятно, что в скором времени с памятником первопроходцам придется что-нибудь делать. Министерство путей сообщения и Восточно-Сибирская железная дорога выступили с инициативой восстановить памятник Александру III, который в начале прошлого века простоял на этом постаменте 12 лет.

 

Жюль Верн: "Транссиб - вот настоящая фантастика!"

В 1908 году благодарные потомки воздвигли памятник императору Александру III, который в марте 1891 издал высочайший рескрипт о начале великого Транссибирского пути и соединении Европы с Великим океаном.

Любопытный факт: на всемирной выставке 1900 года в Париже, когда в Сибири была построена только часть железнодорожного пути, все европейские журналисты восхищались грандиозностью Транссиба, а великий фантаст Жюль Верн написал, что для нашего времени нет ничего более фантастичного, чем Транссиб.

Проект был грандиозным по самым разным критериям - например, по темпам строительства: в год железнодорожники строили по 740 верст. Тогдашний министр финансов Сергей Юльевич Витте выдвинул три условия для строительства дороги. Во-первых, строительство дороги должно было проходить только на русские деньги (было собрано 937 миллионов золотых рублей). Во-вторых, должны были использоваться только русские материалы. В-третьих, заниматься строительством должны были только россияне.

Все условия были выполнены. Магистраль более чем в девять тысяч километров (за исключением нескольких участков) была построена к 1901 году.

 

Обезглавленный постамент

В Иркутске поставили памятник Александру III - как человеку, который начал это великое дело. Напомним, что в России планировалось построить три подобных памятника, и только на добровольные пожертвования граждан: в столице - Петербурге, в конце пути - во Владивостоке и в середине дороги - в Иркутске.

Памятник возвели только в нашем городе: царь Александр стоял на гранитном постаменте одетый в форму казачьего атамана сибирских войск. Памятник был снят коммунистами в 1920 году и переплавлен (по косвенным документам - в Челябинске). Советская власть в подобных вопросах особенно не церемонилась. 44 года на этом месте стоял обезглавленный постамент из красного гранита. В 1964 году на постамент водрузили шпиль.

 

Обещание земляка-министра

Когда праздновалось столетие Транссиба, тогдашний министр МПС Николай Аксененко на митинге сказал, что необходимо восстановить историческую справедливость: вернуть Иркутску памятник Александру III, как основателю Транссиба, и Никольскую церковь (бывший кинотеатр "Заря"), почти все прихожане которой были железнодорожниками. Церковь строится: сейчас уже возведены цокольный и первый этажи церкви.

В настоящее время мы наблюдаем вторую попытку восстановления памятника. Семь лет назад Виктор Бронштейн, генеральный директор фирмы Сибатом, сказал, что готов восстановить памятник на свои деньги. Иркутск не принял подарка бизнесмена. В те времена это стоило полмиллиона рублей. Сегодня ориентировочная стоимость восстановления - от 7 до 8 миллионов рублей.

После выступления Николая Аксененко городская дума также рассматривала это предложение. Голоса депутатов разделились поровну: против восстановления памятника императору выступили представители КПРФ.

 

Визитная карточка

Совсем недавно был созвано третье заседание инициативной группы по восстановлению памятника Александру III, где все единогласно проголосовали за восстановление памятника. В этот совет входят известные иркутяне, представители самых разных профессий: журналисты, режиссеры, политики, художники, архитекторы, ученые, чиновники.

Администрация Иркутска считает, что перед восстановлением памятника необходимо провести городской референдум. Но ведь в 1908 году памятник был поставлен на добровольные пожертвования - никто не навязывал нашим предкам желание отлить в бронзе императора.

- Городские чиновники почему-то не боятся возмущения народных масс по поводу невыплаты заработной платы бюджетникам, отключения тепла и света, ужасного состояния городских дорог и детской беспризорности, - Андрей Гундоров, помощник начальника ВСЖД по информации, - но убеждены, что горожане возмутятся тем, что на набережной вместо куска бетона появится произведение искусства.

- Нашему городу второй раз представляется возможность получить уникальный подарок многомиллионной ценности, - говорит Владимир Максимов, член Союза писателей России. - Непонятно, почему иркутяне должны от него отказываться.

Железнодорожники предлагают деньги и берутся за все хлопоты, связанные с восстановлением памятника, но мэрия не дает однозначного ответа. Помнится, администрация Иркутска обращалась к иркутянам с просьбой пофантазировать и предложить визитную карточку города: дескать, у Парижа есть Эйфелева башня - давайте найдем символ Иркутска. А ведь у Иркутска уже были визитные карточки: кафедральный собор, Московские ворота и... памятник Александру III.

 

Череда документов

Из обращения участников научно-практической конференции "Историко-культурное наследие Восточной Сибири XXI века. Проблемы. Поиски. Решения":

"Памятник Александру III был выполнен для Иркутска известным скульптором Р.Р.Бахом и представлял собой единую архитектурно-скульптурную композицию, являясь визитной карточкой нашего города. Прекрасный пьедестал сегодня венчает бетонный обелиск, который пагубно влияет на пьедестал и основание памятника, в то время как бронзовая фигура императора была полой и соответствовала расчетным параметрам".

 

Из обращения начальника ВСЖД А.И.Касьянова к мэру Иркутска В.В.Якубовскому:

"МПС и железнодорожники Восточно-Сибирской магистрали считают своим долгом восстановить справедливость и вернуть утраченный монумент, воздвигнутый в 1908 году на пожертвования российских граждан практически всех территорий от Урала до Тихого океана. Финансирование всех необходимых работ по воссозданию памятника берут на себя МПС и ВСЖД".

 

Из обращения главного инженера ВСЖД А.Н.Лиясова к мэру Иркутска В.В.Якубовскому:

"На данный момент имеется согласование Министерства культуры, в прессе прошел ряд публикаций по этому вопросу (возмущения масс, а тем более раскола в обществе, не наблюдалось), в конце декабря на конференции ВООПиК ученые, архитекторы, художники, искусствоведы, краеведы, работники культуры единодушно поддержали инициативу ВСЖД".

 

Из протокола встречи инициаторов восстановления памятника с помощником мэра по правовым вопросам Е.Е.Войцехович:

Е.Е.Войцехович: Администрация города не против восстановления памятника, но надо спросить мнение народа. Может произойти социальный взрыв. Сегодня мы восстановим памятник царю, а завтра у мэрии соберутся возмущенные толпы... Может быть, Александр III что-то и сделал хорошее для железной дороги, но для народа, как известно из истории, это был жестокий правитель, деспот, довольно противоречивая фигура.

А.Н.Лиясов: Нет, позвольте, это спорный вопрос... А с чего началось развитие Сибири, разве не с приходом железной дороги? Вы посмотрите, даже сейчас на Дальний Восток нет автомобильной дороги, добраться можно только железнодорожным транспортом. Это памятник не самому царю, а в честь строительства железной дороги. И построен он был нашими предками на народные деньги.

 

Из протокола заседания инициативной группы по восстановлению памятника Александру III:

В.К.Евстафьев, научный сотрудник Лимнологического института СО РАН: Не надо восстанавливать памятник. Не надо вносить раскол в и без того раздробленное общество. Есть дела и поважнее. А если и ставить памятник, то пусть это будет памятник собирательному образу казака-первопроходца.

В.П.Шахеров, директор Музея истории г.Иркутска: Историю дореволюционного Иркутска невозможно представить без этого памятника, ставшего неким символом века для будущих поколений.

В.В.Козлов, главный редактор журнала "Сибирь": Хорошо, что начало этой инициативы мы обсуждаем в администрации, потому что рушила памятник государственная система и администрация должна взять на себя инициативу восстановления. Это может быть символом прекращения гражданской войны в нашем обществе. Мы только восстанавливаем утраченное предками".

 

Точка зрения городской администрации

На первый взгляд картина, действительно, кажется парадоксальной. ВСЖД предложила восстановить историческую справедливость за свой счет, а мэрия еще и раздумывает: брать этот подарок или нет... Но это только на первый взгляд. Вспомните, сколько лет длится "восстановительная" эпопея? Лет семь, не меньше. За эти годы с благим намерением - поменять шпиль на царя - выступали несколько фирм. Но все их желания разбивались о серые стены администрации. Вот и ВСЖД в недоумении: чего же еще чиновникам надо. Общественность - за, Министерство культуры РФ - за, руководство МПС - за.

Так в чем дело?! А дело в одной маленькой, но очень важной детали - юридических гарантиях своим обещаниям, дабы восстановление исторической справедливости не превратилось в долгострой, который впоследствии, как показывает практика, приходится доводить до ума за бюджетные деньги. Увы, но никто из предыдущих инициаторов проекта таковых мэрии не предоставил. ВСЖД в этом случае - не исключение. Как уже было сказано, воссоздание памятника по предварительным подсчетам оценивается, как минимум, в 15 миллионов рублей. Городу с дефицитом бюджета в 200 миллионов рублей такие расходы не по карману.

Чтобы поставить точку в этом уже набившем оскомину деле, решено вынести вопрос о восстановлении памятника на ближайшие депутатские слушания с обязательным приглашением руководителей ВСЖД. Хочется надеяться, что стороны наконец-то обговорят все нюансы, наметят реальные сроки воссоздания памятника и в итоге подпишут договор о взаимных гарантиях.

Пресс-центр мэрии .

Темы: Иркутск, Искусство и культура
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
80 лет с начала работы Потсдамской конференции: зачем рушат итоги Потсдама?
Фотобанк Росконгресса/Сергей Михайличенко
Захарова: РФ имеет право применять оружие против помогающих Украине стран
Капитализм ХХI век. Эффективность для меньшинства, катастрофа для большинства.
Путин: Россия утратит суверенитет, если будет все покупать за нефть и газ
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Дельфин открыл дверь в осень
Линда, 1 августа, Lustra Bar
Загадки Евы «Ворожея» (интернет-сингл)
Почему Россия по-прежнему безнадежно проигрывает Западу в информационной войне?
Сергей Мазаев. QUEENtet, 26 февраля, «Академджазклуб»
«Виват, ансамбль», 22 апреля, Малый Зал Филармонии имени М.И. Глинки (Санкт-Петербург)
«Восстановить украинскую государственность нельзя потому, что местное население не желает этим заниматься»
Армейские мифы: российские солдаты не дадут соврать
Morbidity «Live in Irkutsk 2000»
«Кипелов» отметил 20-летие на бис с внештатным «Паганини»
«Девяностые возвращаются на Кубань? О том, что произошло на самом деле в поселке Афипском Краснодарского края»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.