Что ни Бегма, то – художник

Как мы сообщали, ростовские художники Бегма стали лауреатами премии "Семья России" в номинации "Династия".
В Москву, на торжественную церемонию в Кремлевском Дворце, Бегма ездили вчетвером, так сказать, делегацией представителей, поскольку художников в семье - больше.
В списке соискателей премии "Семья России" было свыше тысячи фамилий, в том числе таких, что у всей страны на слуху. К примеру, балерина Волочкова и ее муж - предприниматель Вдовин. Они, правда, в призеры не вышли. Зато в числе лауреатов премии последних двух лет - актриса Людмила Касаткина и ее супруг режиссер Сергей Колосов, актерская супружеская чета Светлана Немоляева - Александр Лазарев. Впрочем, у обеих этих семей также есть достойные продолжатели родительского дела.
Что ни творческая династия - то своя история. Но когда я услышала от Владимира Ивановича Бегмы, основателя ростовской художественной династии, что детей он чуть не с младенчества брал с собой на пленэр, у меня возникло предположение: в такой обстановке каждый ребенок вырос бы в художника. Однако это предположительная стихийность Бегме, по-моему, не очень понравилась:
- От родителей много зависит. Первая задача, как и во всех семьях, - воспитать порядочного человека. Вторая - обучить ремеслу, основам профессии.
Сейчас в моде разговоры о том, что учить ребенка надо не ремеслу, а творчеству. Но это же чушь какая-то. Научите его азам профессии, тогда он и разовьет свои творческие способности.
- Похоже, отец был вам строгим учителем? - спросила я после этих слов Оксану Бегма, дочь Владимира Ивановича.
- Не сказала бы, что очень уж строг… А училась я у него даже официально - в училище имени Грекова.
В папиной группе было 14 учеников. Ко мне на практических занятиях он всегда подходил в последнюю очередь, - чтобы никто не сказал, что дочке Бегма уделяет больше внимания, чем кому-то другому.
- Консультировать - это понятно… Но как же родному ребенку ставить оценки? - изумилась я. Но Оксана сказала, что в художественных училищах в конце каждого семестра ученики делают выставку своих работ и оценивает их целая комиссия.
- Жалею, что и других своих детей не сам учил, - добавил Владимир Иванович и пояснил, что родной человек лучше чувствует, в какой момент какая нагрузка его ребенку по силам, когда стоит быть строже, когда - снисходительнее.
Поскольку основатель династии при всей своей творческой разноплановости и многогранности прежде всего известен как незаурядный художник-анималист, я поинтересовалась, не было ли у него заветной мечты, чтобы дети продолжили отца и в этом?
- Я никогда никого не учил по принципу: "Делай, как я", - ответил Владимир Бегма. - Мое дело - разглядеть в учениках божью искру, превратить ее в огонь творчества. У моей младшей дочери Елены рано проявилась склонность к портрету. Причем она старается найти в людях то, что восхищает. Это - редкая способность.
Оксана обрела себя в лирическом городском пейзаже. Ее восхищает старый Ростов, который так безжалостно сейчас уничтожается. Она чувствует его поэзию и красоту.
Словом, своих художественных пристрастий Владимир Иванович никому не навязывает. А вот поделиться опытом - рад. Недавно завершил работу над книгой "Рисование животных". Спонсоры теперь нужны, чтобы ее издать.
…У каждого из династии Бегма есть достижения, отмеченные знаками общественного признания. Даже у самого младшего в семье - 20-летнего Егора (он - студент худграфа Ростовского педуниверситета) уже есть титул. Он - дипломант в области искусств Третьих Дельфийских игр. Но эту свою - семейную награду Бегма считают прежде всего проявлением уважения к самой профессии художника, которой каждый из них хотел бы посвятить всю жизнь.
Марина КАМИНСКАЯ