ЛЮКСА НЕ БУДЕТ...

ЛЮКСА НЕ БУДЕТ...
Весть о том, что не стало Александра Люксембурга, доктора филологических наук, профессора кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики РГУ (теперь - Южный федеральный университет), прозвучала как гром среди ясного неба. Те, кому довелось у него учиться, помнят его – строгого, но справедливого преподавателя. Давно кто-то из студентов дал ему короткое и емкое прозвище Люкс. «По “зарубежке” теорию можете не читать. Люкс на произведениях “ловит”», - посвящали нас в экзаменационные тонкости старшекурсники. Читал студент текст или врет, что читал, Александр Михайлович узнавал быстро, задав вопрос: какой галстук был на герое соответствующего романа или как описывал в своем произведении ужин автор другого романа... В итоге многим приходилось зачеты и экзамены пересдавать ему несколько раз. Выпускники факультета, коллеги вспоминают...
Людмила ВВЕДЕНСКАЯ, доктор филологических наук, профессор кафедры языка средств массовых коммуникаций и рекламы ЮФУ (РГУ):
- Только закончилась Великая Отечественная война. Литературы в книжных магазинах не было, а бабушка Александра Люксембурга работала в библиотеке, куда меня записали как жену военного коменданта. В библиотеку приходила ее дочь Ирина, и я с ней познакомилась. Когда стала работать в университете, познакомилась с отцом Саши Михаилом Люксембургом, он работал на историко-филологическом факультете. Мы подружились семьями. Как-то они пришли к нам с восьмимесячным Сашей, мы его сфотографировали. Это была моя первая с ним встреча. Потом мы стали настоящими друзьями. Александр был талантливой личностью. Не терпел посредственностей, но внимательно относился к тем, кого уважал. Он бы мог еще очень многое сделать...
Всеволод БОЯНОВИЧ, профессор кафедры истории журналистики:
- Я хорошо знал отца Александра. Он был историком, а Саша пошел по линии филологии. Мировую литературу он не просто хорошо знал, но и любил. А это очень важно - любить предмет, который ты преподаешь. Он давал качественные знания студентам. Те, кто у него учились, глупыми не могут быть по определению. Он всегда отстаивал свою точку зрения, что не всем нравилось.
Елена ШИРИНА, доцент кафедры филологии и журналистики:
- Ушел из жизни большой ученый - талант, не требующий доказательств. Человек глубоких познаний, владеющий несколькими языками. Его лекции студенты воспринимали с интересом, но и он многое требовал от студентов.
Татьяна ЗАСОРИНА, начальник отдела связей с общественностью ЮФУ:
- Студенткой я не записывала его лекции - сидела как завороженная и только слушала. Когда я поступила в университет, он вел филфаковский киноклуб и рассказами предварял фильмы Тарковского, которых на широких экранах тогда практически не было... Очень жаль, что его не будет с нами.
Александра СКРИПНИЧЕНКО-БЕЛАЯ, выпускница РГУ:
- Александр Михайлович был человеком неординарным. Мы, студенты, были о нем наслышаны и напуганы требовательностью, о которой говорили. Помню, когда я пришла на первую лекцию, у него была улыбка... чеширского кота. Он всегда держался с достоинством, так ни у кого не получалось. Помимо обаяния он, великолепно владея предметом, давал структурный материал. Его лекции все слушали с открытым ртом, не было желания их пропустить. Студенты любят задавать преподавателям каверзные вопросы. Посадить впросак Александра Михайловича было невозможно. Ему удавалось взглядом оценить студента. Я не знаю таких студентов, которые бы ему сдавали зачеты или экзамены за деньги. Мне посчастливилось не только учиться у него, но и писать диплом по Ортеге-и-Гасету - философу, которого мне открыл Александр Михайлович. Хороших преподавателей много, но таких, как Люксембург, - единицы. Я навсегда сохраню о нем самые светлые воспоминания.
Ирина ХАНСИВАРОВА
Комментарии читателей Оставить комментарий