Теперь его проходят в школе
Теперь его проходят в школе
«Шансонье всея Руси отпетый» - так называется программа о Высоцком артиста Ростовской областной филармонии Федора Пряникова.
Легко предположить, что в ней – много музыки и песен. Но именно этого в программе и нет. Причем из принципиальных соображений.
- Федор Николаевич, почему в программе о Высоцком песни Высоцкого не звучат? – спросила я у Пряникова.
- Потому что для меня Высоцкий прежде всего - поэт. Очень большой поэт. У него, как у Цветаевой: слово насыщенно, мускулисто, эмоционально значимо, образность такая, что сразу узнаешь, ни с кем другим не спутаешь.
Песни Высоцкого были в свое время постоянной потребностью народа, но стихи Высоцкого не издавали, им отказывали в принадлежности к Поэзии. И он из-за этого сильно страдал.
Многие и по сию пору поэтом Высоцкого не считают. А я хочу, чтобы слушатели убедились: Высоцкий – это высокая поэзия.
Кстати, и Смехов, и Филатов, и многие другие не пели, а именно читали со сцены его песни. Тут я – не первый. Но все же и они не подчеркивали, говоря о нем – поэт.
- Вы читаете малоизвестные песни Высоцкого?
- Их в программе немного. В основном те, что хорошо известны. Но, знаете, когда они звучат, как стихи, то и воспринимаются иначе. И в давно знакомом содержании что-то новое открывается.
- Вы сами с чем сначала познакомились: со стихами Высоцкого или с его песнями?
- Мне тогда было лет 17. Я услышал в исполнении своего товарища песню, которая меня потрясла. Он сказал, что это – Высоцкий…
А потом был фильм «Вертикаль», после которого в песни Высоцкого влюбилась вся страна.
- А реально увлечь Высоцким нынешних 17-летних?
- Высоцкий сегодня стал академическим явлением, поскольку включен в школьную программу по литературе. Но благодаря этому школы и заказывают у нас программу о Высоцком. Я очень хочу, чтобы старшеклассники его узнали по-настоящему. Стихи перемежаются отрывками из дневников Высоцкого, воспоминаний о нем.
Самая благодарная публика – это люди от 30 до 40 лет. Здесь нередки признания: что-то Высоцкого когда-то слышали, но особенно не вникали, не подозревали, что – такая глубина.
А ребята – ветераны чеченской войны - те так слушали стихи Высоцкого, что не было сомнений: он им очень понятен и созвучен, они улавливают в нем что-то свое…
- А почему у программы такое название – «Шансонье всея Руси отпетый»?
- Это – строчка из реквиема Вознесенского на первую смерть Владимира Высоцкого. Он был в Средней Азии, когда у него случился сердечный приступ и наступила клиническая смерть. Но тогда его врачи спасли. В 80-м году уже чуда не произошло.
- Вам довелось встречаться с Высоцким?
- Когда Таганка, которую я считал лучшим театром страны, приехала в Ростов на гастроли, я работал здесь в театре имени Горького. Назначили встречу двух трупп, но Владимира Семеновича на ней, к сожалению, не было.
И все-таки встреча у меня с ним произошла. Там же, в театре. Иду однажды по коридору – и вдруг он навстречу. Улыбнулся, кивнул… Мимолетная улыбка, а на всю жизнь запомнилась.
* * *
Программа «Шансонье всея Руси отпетый» начнется в филармонии в субботу, 26 января, в 15 часов.

Комментарии читателей Оставить комментарий