«Подавших в отставку генералов нужно сохранить для армии»

Вряд ли сразу несколько высокопоставленных генералов Минобороны при подаче рапортов об отставке на имя министра руководствовались тем, что лето – лучшее время для смены работы. Новость о коллективном генеральском демарше сразу же стала рассматриваться независимо от обычной кадровой рутины. Ибо совсем не тот это случай.
Список подавших рапорты чинов завораживает именами и должностями. Тут и начальник Главного оперативного управления (он же – заместитель начальника Генштаба) генерал-лейтенант Андрей Третьяк, и начальник Главного штаба, первый заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками генерал-лейтенант Сергей Скоков, и начальник управления радиоэлектронной борьбы Генштаба генерал-майор Олег Иванов. Они занимают ключевые посты, и, разумеется, их желание уволиться со столь теплых мест – уже далеко не только их личное дело. Незаменимых, разумеется, нет, однако как минимум логично вникнуть в причины: ведь очевидно, что они просто не могут быть несущественными.
Однако на момент написания данного материала никаких заявлений от генералов не последовало. Минобороны же ответило в том духе, что «все спокойно, все в порядке», а три вышеупомянутых генерала «в разное время – с апреля по июнь текущего года – обратились с рапортами к своим непосредственным начальникам с просьбой рассмотреть вопрос об их увольнении с военной службы по состоянию здоровья». Именно эта цитата некоего «представителя управления пресс-службы и информации Минобороны РФ», как его представил распространивший данный комментарий Интерфакс, и может на данный момент считаться официальной позицией военного ведомства. Есть еще, правда, комментарий некоего также анонимного «высокопоставленного источника в российском военном ведомстве», который поведал все тому же Интерфаксу, что генералы, дескать, уволились в связи с «несогласием менять место службы в рамках плановой ротации». По его словам, такие увольнения «проходят, как правило, болезненно и зачастую впоследствии представляются как особая позиция по отношению к проводимым в армии реформам».
Впрочем, официальным и полуофициальным комментариям такого рода у нас по традиции веры нет никакой, поэтому слухи, мгновенно распространившиеся, в частности, по Интернету, продолжают множиться. Их уже скопилось предостаточно, на любой вкус – от рационального до конспирологического. При этом эксперты в целом едины в следующем: запланированные отставки так или иначе спровоцированы не вполне корректными дискуссиями внутри ведомства касательно военной реформы, которые, в свою очередь, были вызваны неуступчивостью начальника Генерального штаба Николая Макарова.
Слухи слухами, оценки оценками, однако порой не стоит залезать в дебри, чтобы рассмотреть очевидное. Две ключевые фигуры российской обороны, не считая Верховного главнокомандующего, – это министр обороны и глава Генштаба. На их долю, как общую, так и по отдельности, пришлось столько критики, что разве что стоит позавидовать их «толстокожести». Она, впрочем, сама по себе плохой помощник в деле повышения обороноспособности страны, особенно в условиях существующих реалий с ЕвроПРО. Видимо, здесь нужны какие-то иные качества, в которых наблюдается дефицит. Например, не только виртуознейше парировать критику и элегантно стряхивать оседающий на голове пепел. Не цирк же, ей-Богу.
Возможно, собравшиеся в отставку высокопоставленные генералы смогут наконец подсказать и Сердюкову, и Макарову, «как им обустроить армию»? И нужно просто «слуге царя» на минуту отвлечься от разговоров то с Кремлем, то с Брюсселем и спокойно выслушать своего солдата...
Сложившуюся непростую ситуацию внутри главного военного ведомства KM.RU прокомментировал главный редактор журнала «Национальная оборона», директор Центра анализа мировой торговли оружием, полковник запаса Игорь Коротченко:
– Игорь Юрьевич, судя по некоторым данным от «анонимных источников», у генералов не сложилась работа с начальником Генштаба Николаем Макаровым. А как Вы лично оцениваете существующий баланс симпатий генералитета – скорее на стороне министра или начальника Генштаба?
– Армия – это не профсоюз, и никакого «баланса симпатий» в ней не существует. Армия – это единый механизм, в котором отдаются и исполняются приказы. Если кто-то не согласен с какими-то вопросами – он уходит в отставку. Есть факт, что генералы подали соответствующие рапорта, выражая тем самым, что их точка зрения, как они считают, не учитывается при выработке курса на дальнейшее реформирование вооруженных сил. Но рапорт об отставке еще не означает, что сама она состоится. Поэтому мы рассчитываем, что ситуация будет урегулирована.
Раньше в СМИ неоднократно писали, что состоится отставка главкома Военно-воздушных сил или даже самого начальника Генштаба. Но эти должностные лица продолжают работать, никаких отставок не состоялось. Что касается данной коллизии – посмотрим, как она будет развиваться, поскольку есть различные точки зрения на вопросы дальнейшего реформирования армии. Это – вещь вполне очевидная, нормальная, я бы сказал, учитывая, что масштаб преобразования – достаточно большой и сложный. Мне лично хотелось бы надеяться, что подавшие рапорты об отставке генералы будут сохранены для вооруженных сил, а их точку зрения на реформы каким-то образом в конечном счете учтут.
– Если рассмотреть негативный сценарий, когда президент подпишет указ, – какие это может вызвать последствия для армии?
– Никаких последствий не будет: будут назначены новые люди, только и всего. У каждого из этих должностных лиц есть заместители, которые будут вполне способны, в случае их продвижения на освободившиеся должности, возглавить процесс. Последствий для армии никаких не будет, разве что последствия информационного толка.
- А если говорить о таких нематериальных вещах, как воинский дух, общие настроения в войсках?
– Дух и настроения в войсках определяет скорее то, что, согласно подписанным документам, лейтенант с нового года будет получать 50 000 руб., а полковник – 90 000. Вот это действительно определяет дух и настроение в войсках. Что же касается противоречий между генералами высокого уровня, войска это не затрагивает: люди живут другими заботами, им нет дела до московских штабных разборок.
– На Ваш взгляд, в факте подачи рапортов сейчас больше политики, или это – чисто кадровый вопрос?
– В данном случае генералы своими рапортами лишь дают ясно понять, что их точка зрения не учитывается. Потому что первый этап военной реформы успешно завершен, и теперь вопрос стоит о дальнейших направлениях военного строительства, в т. ч. и готовности армии к будущим сетецентрическим войнам. Характер операций будущего предполагает построение систем автоматизированного управления войсками. Вот в этих специальных технических военных вопросах есть различные подходы, и в данном случае у этих генералов были подходы, которые не согласовывались с теми, что продвигает начальник Генерального штаба. Для себя они посчитали невозможным вступать в открытую полемику, а данными рапортами об отставке обратили внимание на то, что их точка зрения входит в противоречие с существующей «генеральной линией». Так что, подчеркну, пока никаких отставок не состоялось, и, возможно, этого вообще не случится.
– Президенту нужно как-то повлиять на Генштаб, чтобы тот «прислушался» к генералам?
– Я думаю, этот вопрос будет решаться на уровне министерства обороны, потому что президент ранее подписал соответствующие документы при назначении начальника Генерального штаба и министра обороны: эти люди работают, кредит доверия им оказан. Но за пределы Минобороны данная ситуация не выйдет: она носит исключительно внутриведомственный характер.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Читая Вашу реплику подумал - генерал Пауэлл, тот что Ирак громил, смог бы отжаться раз 40-50? Думаю вряд ли! Генерал Кейт Александр, глава Объединенного центра киберкомандования США смог бы подтянуться раз 40 на перекладине? Думаю и одного раза не подтянется!
Так что уважаемый Владимир, статья Боровика, и его репортажи о доблестных рейнджерах готовых по приказу громить кого угодно - были заказными! Такими же заказными, как и большинство репортажей и книг того гнусного времени 1990-х.
Ничего не имею против А.Боровика, как журналиста, но абсолютно уверен - его работу и его использовали люди куда более подготовленные в политических делах!
Красота. Выбирайся сама как хочешь, а мы посмотрим. Не сможешь ещё и ускорение пинком тебе придадим, что бы не мучилась.
Интересно, денежное довольствие военным повышается, а пенсии тем, кто давно отслужил - нет, т.к. повышают не оклады, а всякие доплаты (за которые иногда еще требуется делать "откат" начальнику). И это продолжается уже много лет. Сейчас пенсии военных (и приравненных к ним) стали ниже гражданских. (Конечно, это не считая Героев, а также Ветеранов и Участников. Впрочем, не секрет, что иногда Участником становился даже тот, кто на денек приезжал в горячую точку, отмечал командировку и сматывался обратно.) Могу понять, что зажимают пенсии для "молодых", которые еще могут работать, а если им уже за 65, за 70 ? Сколько же можно над ними издеваться?
Анатолий - Славику.
Отвечу Вам словами таксиста из фильма "БРАТ 2":"А где твоя родина, сынок?"Продали её!"
У немцев есть народная пословица, формирующая суть социальной политики Германии на протяжении веков"Wo es mir gut geht, da ist meine Heimat"По-русски это звучит так: "Где мне хорошо, там и моя родина"
И Германия делает все, чтобы её прогматичным (а не циничным) гражданам было наиболее комфортно жить на родине, чтобы они не разбегались по миру, как это имеет место у нас, особенно с молодой, образованной и талантливой частью населения.Всю статистику по эмиграции можете найти в инете.
И о любви ко всему родному говорить надо разумно. Вы же за обедом не давитесь родной русской едой - пареной репой, а с довольствием наяриваете неродной юхноамериканский корнеплод - картошку.
Ясно. Это всё " ОНИ", а " Я" весь такой хороший. Вопросов больше не имею.