Причину катастрофы Як-42 установят экспериментальным путем

Причина падения Як-42 в Ярославле пока остается неясной. Грешили на топливо – оказалось, что оно было нормальным, подозревали двигатели – нет, они работали до самого столкновения с землей. Правда, непонятно, с достаточной ли мощностью. Так от чего же тогда? Неизвестно. Будем надеяться, выяснят. Хотя нужно заметить, что причины некоторых авиакатастроф так и остаются туманными. Нет, им, конечно, находят объяснение, но звучит оно как-то неубедительно. Хотелось бы подробностей, а их нет.
Взять, например, катастрофу «Руслана» в Иркутске 6 декабря 1997 года. Тогда транспортный самолет, перевозивший два истребителя Су-27 во Вьетнам, рухнул вскоре после взлета на жилой квартал из-за отказа трех двигателей из четырех. Черные ящики были сильно повреждены (обгорели) и ситуацию не прояснили. Комиссия посчитала самолет перегруженным, а его двигатели, произведенные на Украине, проблемными в некоторых режимах работы. На том и остановилась. Позже появилась неофициальная и довольно экзотическая версия, что на двигателях случился «помпаж» по причине выхода из строя управлявшей ими электроники, которая, в свою очередь, засбоила из-за звонка одного из пассажиров по китайскому радиотелефону.
В ситуации с Як-42 эта версия ожила опять: якобы в аэропорту в тот день было обилие мобильных телефонов (прибывали гости Международного экономического форума), все звонили, и от этого случились неполадки. Если так, то почему те же звонки не отразились на других рейсах? К тому же в мире существует множество аэропортов покрупнее ярославского, и пассажиров с телефонами там поболе будет, а ничего подобного не происходит. Нет, эта версия не кажется достойной внимания.
А вот сообщения о нервозной обстановке, сложившейся в минувшую среду в ярославском аэропорту, вполне укладываются в отечественную практику встречать (провожать) высоких гостей: чтобы вокруг – множество охраны, оцепления, барьеры на любой тропинке и служивые с каменными лицами, цедящие два слова: «Прохода нет!». И все, подразумевается «иди туда, не знаю куда». Короче, вали отсюда.
Как-то в Киеве на железнодорожном вокзале мне пришлось наблюдать приезд правительственной делегации из Грузии. Висели гирлянды воздушных шаров, на перроне лежала красная ковровая дорожка, стоял оркестр и стойка с микрофонами, терпеливо ожидали важные чиновники и чиновницы, двери в поезде все не открывались. А вокруг бурлила обычная толпа с чемоданами. И никаких оцеплений, ОМОНа, дубинок, камуфляжа, автоматов, шипения раций, аршинных букв на спинах служивых – ничего. Пара-тройка охранников в костюмах была практически незаметна. Я мысленно спроецировал ситуацию на Москву и понял, что у нас это было бы абсолютно невозможно. Чего у нас имеется в избытке, так это оцепления по любому поводу и без повода. Традиция такая.
Но вернемся к Ярославлю. Эксперты предполагают, что летчиков Як-42 предупредили, чтобы долго не занимали полосу, потому что ожидаются высокие гости. Почувствовав проблему с двигателями, те, сбитые с толку суматохой чинопочитания, могли медлить с принятием решения о торможении, а потом стало поздно. После точки отрыва они могли еще затормозить, но это было бы уже чревато серьезным повреждением самолета, который мог совершить кувырок и заблокировал бы полосу. Высокие гости тогда не смогли бы сесть там, где рассчитывали. Они остались бы недовольными, а летчики Як-42 после этого, скорее всего, распрощались бы с авиацией навсегда. Они приняли решение взлетать – и в итоге распрощались с жизнью, и не только своей. Впрочем, это – лишь версия, и хотя она кажется очень правдоподобной, в действительности все могло быть иначе.
Информацию о нервозной обстановке в аэропорту накануне трагедии подтвердил и водитель разбившейся на Як-42 хоккейной команды «Локомотив» Леонид. По его словам, в аэропорт он привез спортсменов за 50 минут до взлета, сотрудники службы воздушной гавани сразу же попросили его убрать транспорт, хотя раньше такого не было. Пускали в аэропорт только по пропускам, проводить спортсменов не дали ни фанатам, ни друзьям. Изменения в режиме работы в аэропорту объяснили ожиданием прилета гостей форума.
Проводятся также аналогии с катастрофой самолета польского президента под Смоленском. Как известно, по одной из версий, экипаж польского Ту-154 принял неверное решение о посадке в сложных погодных условиях из-за психологического давления со стороны находившегося в кабине командующего ВВС Польши Анджея Бласика, опасавшегося гнева президента Леха Качиньского, которому мог не понравиться уход самолета на запасной аэродром.
В минувшие выходные Росавиация опровергла одну из выдвигавшихся ранее версий крушения: экспертиза не выявила недостатков авиатоплива. Анализ топлива, которым заправлялся Як-42 в аэропорту Туношна, «подтвердил его кондиционность».
Межгосударственный авиационный комитет официальных причин катастрофы пока не называл, но намекнул, что технические проблемы могли возникнуть по вине пилотов. Первые данные с черных ящиков самолета показали, что двигатели Як-42 работали до столкновения с препятствиями. Как сообщил в конце прошлой недели замглавы Минтранса Валерий Окулов, следствие рассматривает две основные версии – «технический отказ самолета и человеческий фактор».
Опроверг МАК и версию о том, что самолет мог рухнуть из-за неправильно установленных стабилизатора или закрылок. «Перед взлетом самолета стабилизатор был установлен в положение 8,7 градуса на «кабрирование» и закрылки самолета были установлены во взлетное положение», – говорится в сообщении на сайте МАК. На сегодняшнем совещании у премьер-министра РФ Владимира Путина глава ведомства Татьяна Анодина заявила, что все системы разбившегося под Ярославлем самолета Як-42 работали в штатном режиме. «При проверке экипажем до взлета все каналы управления работали в штатном режиме, двигатели работали до момента столкновения. Разовых команд, свидетельствующих об отказе авиатехники, на записях параметрических самописцев пока не выявлено», – пояснила она.
По словам главы МАК, устанавливать причину катастрофы, возможно, будут экспериментальным путем. «Помимо математического моделирования, принимаются решения о проведении наружного эксперимента на базе летно-исследовательского института», – сообщила она.
Западная пресса тем временем продолжает обличать российскую авиацию. Как заявили в немецком профсоюзе пилотов Cockpit, хуже, чем в России, с пассажирскими авиаперевозками дело обстоит только в Африке, сообщает «Газета.ru» со ссылкой на Deutsche Welle. Оценку состояния гражданской авиации РФ дал пресс-секретарь профсоюза Йорг Хандверг. По его словам, главные проблемы в отрасли – недостаточная профессиональная подготовка, устаревшие самолеты и нехватка денег на ремонт и профилактику. Техническое оснащение наземных служб большинства аэропортов также оставляет желать лучшего. Плохо готовят и диспетчеров, считает Хандверг. В провинции практически никто из них не знает английского, хотя диспетчерам приходится вести и иностранные самолеты.
Любопытны и данные по поводу аварийности наших самолетов, приводимые в СМИ.
Из 852 выпущенных Ту-134 разбились 72: 9 из них – в результате военных действий, а 1 – в результате теракта. Если отбросить экстремальные случаи, останутся 62 катастрофы, что равно 7% с хвостиком. Иными словами, упал каждый 14-й Ту-134. Из 183 выпущенных им на замену Як-42 упали 9, т. е. почти 5%, или каждый 20-й.
Но вот если взять Boeing 737, здесь картина иная. Лайнер летает с 1967 года, выпущено 6819 машин, разбилась 161, что составляет 2,4%. Упал, таким образом, каждый 42-й самолет. Выводы делайте сами.
Между тем сегодня на уже упоминавшемся совещании глава российского правительства дал 10-12 дней на выработку предложений по обновлению российского авиапарка. По его словам, авиакомпании должны допускаться к полетам в зависимости от соблюдения требований безопасности, а не от наличия большого парка судов. «Уже неважно, большая компания или маленькая, но она должна иметь возможность и, безусловно, исполнять требования безопасности. Если исполняют эти требования, то могут летать, а не исполняют – значит, такие авиакомпании нужно закрыть», – отметил В.Путин, добавив, что никакие соображения коммерческого характера или развития рынка не должны быть выше безопасности граждан.
«Все воздушные суда, которые не оборудованы современными средствами наблюдения, контроля и предупреждения столкновений, должны быть дооборудованы, а те, которые не могут быть дооборудованы, должны быть с рынка изъяты», – заявил глава правительства, подчеркнув, что это касается самолетов как отечественного, так и зарубежного производства.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Ну-и?
не могу не согласиться с Вами..
Вы сударь просто очень далеки от понимания,поэтому и пишите откровенную чепуху.
Намёк на польский №1? Неймётся? А пора бы успокоиться.
Вторая РД-далеко не середина полосы. С лихвой хватает и на взлёт и на прекращение взлёта. Здесь явно другая причина и она скорее всего уже давно известна. Полёты ЯК-42 не запрещены.