Учителей и врачей не пустили к инновационной «кормушке»

18:01 15.11.2011 , Василий Ваньков
Учителей и врачей не пустили к инновационной «кормушке»
Учителей и врачей не пустили к инновационной «кормушке»

Справка km.ru

Президентская комиссия утвердила пять приоритетных направлений по модернизации: энергоэффективность,

Подробнее

В списке инновационных специальностей профобразования не оказалось представителей этих профессий

В преддверии старта большого избирательного цикла российские тандемные «рокировщики» продолжают раздачу «электоральных леденцов». Вслед за полицейскими и военными финансовая волна выплат в виде предвыборного «вспомоществования» докатилась и до цивильных категорий граждан. Причем для того, чтобы не выглядеть как банальное стремление ублажить потенциального избирателя партии власти, сие действо получило должное концептуальное обоснование.

Как сообщают российские СМИ, премьер Владимир Путин утвердил перечень профессий и специальностей начального и среднего профессионального образования, необходимых для решения поставленной властями задачи по модернизации и технологическому развитию экономики. Избранные профессионалы-инноваторы смогут с 2012 г. претендовать на получение 3000 президентских и 5000 правительственных стипендий. В строгом соответствии с формальным (а после возвращения Владимира Путина в высочайшее кресло еще и неформальным) рангом президентские выплаты составят от 7000 до 14 000 руб. в месяц, в то время как премьерский «гонорар» за модернизационные усилия будет скромнее - всего от 2000 до 4000 руб.

Порядок отбора стипендиатов (можно не сомневаться, как всегда на безукоризненно справедливых и честных основаниях) разработает ведомство Андрея Фурсенко. Документ с перечнем конкретных бенефициаров этой программы был опубликован на сайте правительства. Всего в числе счастливчиков оказались представители 93 профессий и специальностей. По мнению высокопоставленных инноваторов, «локомотивами прогресса» в России являются машинисты котлов и паровых турбин, сборщики трансформаторов, программисты, специалисты по монтажу и эксплуатации летательных аппаратов, те, кто разбирается в гидроэнергетическом оборудовании, занимается фармацевтикой, биохимическим производством и т. д.

При этом гуманитарная сфера, как выясняется, не представляет особого интереса для наших власть предержащих (таким образом, можно сделать вывод, что о социальных инновациях в высших эшелонах российской власти имеют самое смутное представление). Также бросается в глаза, что к раздаче «предвыборных слонов» не были допущены учителя и врачи. То есть непосредственно те, кто как раз и занимается созданием «человеческого капитала» и образовательной подготовкой всех вышеперечисленных специалистов (то есть без них экономика не получит ни квалифицированного фармацевта, ни программиста). Как пишет издание «Ведомости», неназванный чиновник Белого дома так прокомментировал избирательный подход и отсутствие ряда категорий специалистов: «Отобрали тех, кто делает модернизацию своими руками».

Отсутствие учителей и врачей в списке профессий и специальностей начального и среднего профессионального образования, необходимых для модернизации и технологического развития экономики, в интервью KM.RU прокомментировал заместитель председателя комитета Госдумы по образованию, член-корреспондент Российской академии образования Олег Смолин:

- Я думаю, что власти делают шаг в правильном направлении, когда учреждают подобные стипендии. Правда, в этом направлении, чтобы добиться поставленных целей, нужно сделать не один шаг, а все четыре или даже пять. Принцип, согласно которому наиболее нужные государству специальности должны поддерживаться в том числе на уровне студенческих стипендий, это принцип абсолютно правильный и оправдавший себя в советское время. И напомню, что тогда обычная стипендия студента составляла порядка 80% от прожиточного минимума, а стипендия студента оборонного вуза была выше. В данном случае, как я понял, речь идет о двух прожиточных минимумах по РФ (официально прожиточный минимум работающего человека составляет примерно 7000 рублей). Но, повторюсь, что это лишь один из нескольких аналогичных необходимых шагов.

Во-первых, в этом списке явно не хватает профессий. Я бы безусловно включил в него учителей и врачей. Потому что сейчас не середина XX века, а начало XXI века, когда модернизация может базироваться только на развитии человеческого потенциала. А его в свою очередь во многом создают именно учителя и врачи. Не говоря уже о том, что в списке не хватает многих других профессий, которые должны были бы обеспечивать действительную модернизацию страны. Хорошо, что среди поощряемых специалистов есть программисты, но это не единственная профессия в области электронных технологий. Тем более что Дмитрий Медведев признает, что по их внедрению мы серьезно отстаем от Запада.

Второй шаг, которого не хватает, это, конечно, масштаб данной программы. 8000 стипендий на все начальное профессиональное образование - это капля в море. Их должно быть раз в 50 больше, если мы хотим получить реальный результат. Стремление помогать только наиболее продвинутым среди учебных заведений приводит к росту неравенства образовательных возможностей. А скорость движения эскадры, как известно, определяется последними кораблями.

Третье. С моей точки зрения правильно помогать образованию в определенных областях, но боюсь, что результата не будет до тех пор, пока не будет принята программа поддержки отечественной промышленности. Прежде всего высокотехнологичной. Однако не следует забывать, что наряду с этим нам придется заниматься реиндустриализацией. Я напомню, что по экспертным оценкам даже по производству нефти мы находимся на уровне 1972 года, бумаги - 1969-го, телевизоров - 1958-го, радиоприемников - 1947-го, а, скажем, тракторов так и вовсе - 1931 года. Таким образом, вопрос стоит не только о поддержке высокотехнологичного производства, но и производства вообще, которое резко упало в постсоветский период.

Ключевой вопрос для развития модернизационного образования - это программа поддержки отечественной промышленности. Не случайно, там где отрасли работают более менее экономически эффективно (та же нефтянка, сталелитейка и ряд других), промышленность помогает образованию. В других отраслях мы такого не наблюдаем. Поэтому я боюсь, что без специальной программы поддержки отечественной промышленности деньги могут оказаться выброшенными на ветер. Одной из важных составляющих программы поддержки промышленности является кредит. Считается, что для обрабатывающей промышленности предельный размер кредита составляет 12%. Для инновационных отраслей это 5% (в Европе и Китае это 3-4%). Специально созданное для поддержки высоких технологий российское Роснано дает кредиты под 20%. Как говорится, комментарии излишни.

 

Источник: KMnews
Комментарии читателей
17.11.2011, 19:21
Гость: Вепрь

Антон, вы гуманитарий?

16.11.2011, 10:22
Гость: Vlad

Надеюсь, что после того, как студентам-программистам доплатят аж 2-4 тыс.руб. стипендии (и это даже не в год, а в месяц - афигительно большие деньги!), они станут просто суперскими специалистами и перестанут превращать наши космические корабли в неуправляемый космический мусор...

16.11.2011, 05:35
Гость: Антон

Технические рабочие низшего и среднего звен, указанные в списке, скорее всего будут выполнять какие-то технические задания. Интересно, а как вы себе видите участие санитарок и медсестер в "модернизации и технологическом развитии экономики"?

]]>]]>
]]>
Загрузка...
]]>
]]>]]>
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.