Кто был никем, тот станет всем?

Реформа образования продолжает торжественное и, похоже, победоносное шествие по стране и, собственно, по образованию — поднявшему страну, давшему миру пантеон ярчайших умов, которые и сейчас берут нобелевки и делают своим работодателям состояния.
Можно ли будет так же характеризовать представителей российской научной элиты лет хотя бы через десять? В свете принимаемых новшеств повода для оптимизма немного. Ведь достойная подготовка кандидатов и докторов, широкие возможности публикации трудов в научных изданиях и, несмотря ни на какие ЕГЭ, ориентация образования на фундаментальные основы — это, безусловно, важный фактор. Но не менее важным здесь является и система государственной аттестации тех, кто решил посвятить себя науке. До сих пор она более-менее сносно отбраковывала разного рода околонаучный пустотрепливый шлак — со всеми возможными оговорками и имеющими место быть коррупционными сюжетами послевузовское образование в России до сих пор дает безусловно сверхкомпетентных в своей отрасли кандидатов и докторов наук, которые (опять же, в зависимости от отрасли знаний) весьма желанны на западном рынке, где пусть и не знают типично нашей поговорки «что имеем, не храним...», но ей следуют, понимая прямую связь между капиталом интеллектуальным и материальным.
И теперь испытанной временем и прочими медными трубами системе послевузовской подготовки, согласно безумной задумке каких-то шутников от образования, предстоит серьезная реформа. Диссертационные советы в нынешнем виде прекратят свое существование. Об этом на совещании в Минобрнауки сообщила директор департамента научных и научно-педагогических кадров министерства Елена Нечаева: «В новом проекте положения о диссертационных советах нет кандидатских советов. Они могут либо привести себя в соответствие с новыми требованиями, усилив качественный состав, либо закрыться».
Новые требования — это, как догадался внимательный читатель, как раз те, что и образуют пресловутую «болонскую систему». Количество ступеней до «самого умного» сокращается. Вот ты еще зеленый бакалавр с четырьмя годами обучения за плечами, а вот уже раз - и магистр по прошествии шести лет. Надо ли сравнивать сегодняшнюю магистерскую подготовку с подготовкой на советском специалитете — вопрос, скорее, риторический. Но пафоса — выше шпиля главного здания МГУ. Тут тебе и магистерская диссертация, и красивый титул, и сказочно расписанные перспективы. Просто не образование, а большой рекламный ролик, или трейлер фантастического фильма - кому как удобнее. Ну и, наконец, собственно послевузовская степень, обозначаемая на Западе как PhD, а по-нашему - доктор наук.
Однако в самом министерстве образования существует, как несложно увидеть, свой взгляд на систему. Шаблон простой — существующая система-де, быть может, и неплоха, проверена поколениями, наши ученые желанны в зарубежных научно-исследовательских центрах, но надо идти вперед, хоть ты тресни. «Сейчас вместо знака качества с определенной профессиональной квалификацией мы видим вроде бы востребованный обществом, но весьма девальвированный и оторванный от профессиональной сферы сертификат. Нужны изменения, которые позволят поднять уровень диссертационных исследований российских ученых, восстановить международное признание и престиж российской науки».
Такая вот пародия на «Интернационал» - имеющееся со всеми достоинствами «разрушим до основания, а затем». А «затем» все окажется, как всегда: начнутся нестыковки да нестроения, опять вдруг вспомнят, что не учли ментальность нашу многострадальную, начнут перекраивать да подгонять, а на выходе получится нечто принципиально новое, что тут же обзовется типично российским ноу-хау. Разве что продолжение «Интернационала» останется тем же - «кто был никем, тот станет всем». И это не смешно, поскольку не нужно быть безнадежным пессимистом, чтобы спрогнозировать невероятный вал «ученых», которые до сих пор, не сдюжив доставшиеся с советских времен консервативные ВАКовские барьеры, довольствуются разного рода забавными титулами вроде «кандидат астрологии» или «доктор уфологии». Пусть звучит это утрированно и есть надежда, что арбузы и свиные хрящики не смешаются и останутся все там же.
Пока же из самой Высшей аттестационной комиссии доносится лишь негромкий ропот протеста. Свое несогласие дерзнул высказать глава ВАКа Михаил Кирпичников: «Я не согласен с оценкой нашей работы министерством. Мы выявили 2 тыс. диссертаций, авторы которых не имеют ни одной научной публикации и вообще не имеют отношения к науке». Ну, тут уже все предельно ясно. Кирпичников с оценкой не согласен, а авторы указанных им диссертаций — вполне. И вообще, мол, как говорил восточный философ, «пусть расцветают все цветы».
Спросить бы у академика Сахарова — о такой ли «демократии» он печалился?
Своим отношением к инициативе Минобрнауки в беседе с обозревателем KM.RU поделился эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергев:
- Идей на самом деле много, но все они очень опасного свойства. Я могу сказать только то, что по крайней мере у нас в 30-м году как родился ВАК, так он до сих пор живет. И по сути, для того чтобы его переделать — нужно будет переделать все нынешнее Минобрнауки. А просто так этими всякими штрихами административными легко разрушить и науку, и образование.
Для этого надо, прежде всего, понять эту систему, какое там производство и как оно обеспечивается наукой, и какую роль там играют наши ученые и выпускники вузов — и на основании этого уже делать какие-то выводы, а не просто пальцем в небо тыкать и гадать — получится или не получится. Пока что, если судить по тому, что творят чиновники в нашем Минобрнауки, имеет место полное абсолютное непонимание проблемы и того, что
действительно нужно нашему образованию.
Комментарии читателей Оставить комментарий
В общем, примерно так. Ну и что? Половина ничего не даёт...но остаётся вторая половина.
В других странах тоже так.
-----------
Индекс цитировангия - это неплохо, но только для тех, кто умеет публиковаться на английском...никто же не цитирует статей, написанных на суалили...а переводить специально будут только гениев..
----------
Короче, я не понял, Вы за отмену требований к докторской? Что это даст в наше время?
Уменьшать требования - это тренд...только вот навряд ли повысит уровень... просто кандидатов будут называть докторами, по моему...
Болонизация на марше..
Американцы много вкладывают срелств в науку, и зачастую покупают иностранных ученых. А из Израиля до 2000 г. нашелся только 1 Нобелевский лауреат - Бегин.
Речь идет об образованиии, а не о западных образцах вообще.
Безусловно, западные образцы в области образования - заведомо более слабые. У нас после 1917 г. была создана с нуля система массового образования неграмотного на 90% населения, доставшегося в наследство от царской России, при массовом физическом уничтожении образованных слоев российского общества или его массовой же эмиграции, в том числе насильственной, и на всех уровнях. У нас до сих пор самый большой в мире процент населения с высшим образованием. И все это несмотря на катаклизмы и траты на восстановление страны в 20 в.!
Присуждение всех Нобелевских премий на протяжении мн. десятилетий был вопросом политическим, а не научным, и потому количество Нобелевских лауреатов не может считаться объективным показателем состояния и уровня развития науки в стране и тем более - системы образования, о которой и идет речь. Россия и СССР представлены во всех номинациях. С распадом СССР в науку перестали вкладывать средства со стороны государства, так это не вина, а беда науки в России, и то же самое произошло с системой образования - осталась она без внимания государства, а их высокий уровень развития - это не только престиж страны, но и ее будущее. Так о каких лауреатах Нобелевки мжно говорить сейчас, если наука и образование у нас предоставлены сами себе?
Г-да не надо "размазывать сопли". И в советское время примерно 50% кандидатских были "высосаны из пальца" плюс виртуальное внедрение в производство, 50% докторских - вариации на тему своей кандидатской (т.е. расширенный вариант) плюс знакомства в соответствующих кругах. Если бы все докторские соответствовали требованию ВАК - "создание нового направления в науке или решение сложной научной проблемы", то мы давно узнали бы как устроена наша Вселенная.
Более или менее объективный критерий научной значимости работ ученого это индекс цитирования. Если бы он брался за основу, то количество наших докторов резко бы уменьшилось. Но это никому не выгодно "бы" мешает - у нас все виртуально...
Я тоже считаю - СЕЙЧАС отменять нашу докторскую степень преждевременно. Есть много людей, которые не закончат работу, а это вредно для страны.
Поскольку пока ещё у власти эпигоны запада, можно предложить растянуть процесс - то есть ввести ДЛЯ НАСТОЯЩИХ ДОКЕОРОВ СПЕЦИАЛЬНОЕ ЗВАНИЕ.