Кто был никем, тот станет всем?

18:27 22.11.2011 , Виктор Мартынюк
Кто был никем, то станет всем?
Кто был никем, то станет всем?

Справка km.ru

«Болонский процесс» в образовании, к которому Россия присоединилась в 2003 году, призван унифицировать

Подробнее

Реформа послевузовского образования официально сделает учеными «непризнанных гениев» и недоучек

Реформа образования продолжает торжественное и, похоже, победоносное шествие по стране и, собственно, по образованию — поднявшему страну, давшему миру пантеон ярчайших умов, которые и сейчас берут нобелевки и делают своим работодателям состояния.

Можно ли будет так же характеризовать представителей российской научной элиты лет хотя бы через десять? В свете принимаемых новшеств повода для оптимизма немного. Ведь достойная подготовка кандидатов и докторов, широкие возможности публикации трудов в научных изданиях и, несмотря ни на какие ЕГЭ, ориентация образования на фундаментальные основы — это, безусловно, важный фактор. Но не менее важным здесь является и система государственной аттестации тех, кто решил посвятить себя науке. До сих пор она более-менее сносно отбраковывала разного рода околонаучный пустотрепливый шлак — со всеми возможными оговорками и имеющими место быть коррупционными сюжетами послевузовское образование в России до сих пор дает безусловно сверхкомпетентных в своей отрасли кандидатов и докторов наук, которые (опять же, в зависимости от отрасли знаний) весьма желанны на западном рынке, где пусть и не знают типично нашей поговорки «что имеем, не храним...», но ей следуют, понимая прямую связь между капиталом интеллектуальным и материальным.

И теперь испытанной временем и прочими медными трубами системе послевузовской подготовки, согласно безумной задумке каких-то шутников от образования, предстоит серьезная реформа. Диссертационные советы в нынешнем виде прекратят свое существование. Об этом на совещании в Минобрнауки сообщила директор департамента научных и научно-педагогических кадров министерства Елена Нечаева: «В новом проекте положения о диссертационных советах нет кандидатских советов. Они могут либо привести себя в соответствие с новыми требованиями, усилив качественный состав, либо закрыться».

Новые требования — это, как догадался внимательный читатель, как раз те, что и образуют пресловутую «болонскую систему». Количество ступеней до «самого умного» сокращается. Вот ты еще зеленый бакалавр с четырьмя годами обучения за плечами, а вот уже раз - и магистр по прошествии шести лет. Надо ли сравнивать сегодняшнюю магистерскую подготовку с подготовкой на советском специалитете — вопрос, скорее, риторический. Но пафоса — выше шпиля главного здания МГУ. Тут тебе и магистерская диссертация, и красивый титул, и сказочно расписанные перспективы. Просто не образование, а большой рекламный ролик, или трейлер фантастического фильма - кому как удобнее. Ну и, наконец, собственно послевузовская степень, обозначаемая на Западе как PhD, а по-нашему - доктор наук.

Однако в самом министерстве образования существует, как несложно увидеть, свой взгляд на систему. Шаблон простой — существующая система-де, быть может, и неплоха, проверена поколениями, наши ученые желанны в зарубежных научно-исследовательских центрах, но надо идти вперед, хоть ты тресни. «Сейчас вместо знака качества с определенной профессиональной квалификацией мы видим вроде бы востребованный обществом, но весьма девальвированный и оторванный от профессиональной сферы сертификат. Нужны изменения, которые позволят поднять уровень диссертационных исследований российских ученых, восстановить международное признание и престиж российской науки».

Такая вот пародия на «Интернационал» - имеющееся со всеми достоинствами «разрушим до основания, а затем». А «затем» все окажется, как всегда: начнутся нестыковки да нестроения, опять вдруг вспомнят, что не учли ментальность нашу многострадальную, начнут перекраивать да подгонять, а на выходе получится нечто принципиально новое, что тут же обзовется типично российским ноу-хау. Разве что продолжение «Интернационала» останется тем же - «кто был никем, тот станет всем». И это не смешно, поскольку не нужно быть безнадежным пессимистом, чтобы спрогнозировать невероятный вал «ученых», которые до сих пор, не сдюжив доставшиеся с советских времен консервативные ВАКовские барьеры, довольствуются разного рода забавными титулами вроде «кандидат астрологии» или «доктор уфологии». Пусть звучит это утрированно и есть надежда, что арбузы и свиные хрящики не смешаются и останутся все там же.

Пока же из самой Высшей аттестационной комиссии доносится лишь негромкий ропот протеста. Свое несогласие дерзнул высказать глава ВАКа Михаил Кирпичников: «Я не согласен с оценкой нашей работы министерством. Мы выявили 2 тыс. диссертаций, авторы которых не имеют ни одной научной публикации и вообще не имеют отношения к науке». Ну, тут уже все предельно ясно. Кирпичников с оценкой не согласен, а авторы указанных им диссертаций — вполне. И вообще, мол, как говорил восточный философ, «пусть расцветают все цветы».

Спросить бы у академика Сахарова — о такой ли «демократии» он печалился?

Своим отношением к инициативе Минобрнауки в беседе с обозревателем KM.RU поделился эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергев:

- Идей на самом деле много, но все они очень опасного свойства. Я могу сказать только то, что по крайней мере у нас в 30-м году как родился ВАК, так он до сих пор живет. И по сути, для того чтобы его переделать — нужно будет переделать все нынешнее Минобрнауки. А просто так этими всякими штрихами административными легко разрушить и науку, и образование.

Для этого надо, прежде всего, понять эту систему, какое там производство и как оно обеспечивается наукой, и какую роль там играют наши ученые и выпускники вузов — и на основании этого уже делать какие-то выводы, а не просто пальцем в небо тыкать и гадать — получится или не получится. Пока что, если судить по тому, что творят чиновники в нашем Минобрнауки, имеет место полное абсолютное непонимание проблемы и того, что
действительно нужно нашему образованию.

 

Источник: KMnews
Комментарии читателей
25.11.2011, 11:04
Гость: Да

В общем, примерно так. Ну и что? Половина ничего не даёт...но остаётся вторая половина.

В других странах тоже так.

-----------

Индекс цитировангия - это неплохо, но только для тех, кто умеет публиковаться на английском...никто же не цитирует статей, написанных на суалили...а переводить специально будут только гениев..
----------

Короче, я не понял, Вы за отмену требований к докторской? Что это даст в наше время?

Уменьшать требования - это тренд...только вот навряд ли повысит уровень... просто кандидатов будут называть докторами, по моему...

Болонизация на марше..

24.11.2011, 09:40
Гость: ИЦ

Американцы много вкладывают срелств в науку, и зачастую покупают иностранных ученых. А из Израиля до 2000 г. нашелся только 1 Нобелевский лауреат - Бегин.

24.11.2011, 09:29
Гость: ИЦ

Речь идет об образованиии, а не о западных образцах вообще.
Безусловно, западные образцы в области образования - заведомо более слабые. У нас после 1917 г. была создана с нуля система массового образования неграмотного на 90% населения, доставшегося в наследство от царской России, при массовом физическом уничтожении образованных слоев российского общества или его массовой же эмиграции, в том числе насильственной, и на всех уровнях. У нас до сих пор самый большой в мире процент населения с высшим образованием. И все это несмотря на катаклизмы и траты на восстановление страны в 20 в.!
Присуждение всех Нобелевских премий на протяжении мн. десятилетий был вопросом политическим, а не научным, и потому количество Нобелевских лауреатов не может считаться объективным показателем состояния и уровня развития науки в стране и тем более - системы образования, о которой и идет речь. Россия и СССР представлены во всех номинациях. С распадом СССР в науку перестали вкладывать средства со стороны государства, так это не вина, а беда науки в России, и то же самое произошло с системой образования - осталась она без внимания государства, а их высокий уровень развития - это не только престиж страны, но и ее будущее. Так о каких лауреатах Нобелевки мжно говорить сейчас, если наука и образование у нас предоставлены сами себе?

]]>]]>
]]>
Загрузка...
]]>
]]>]]>
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.