Российский ВПК не способен выполнить оборонный заказ?

15:12 20.01.2012 , Иван Гладилин
фото © РИА Новости, Антон Денисов
фото © РИА Новости, Антон Денисов

Справка km.ru

Рассказывая о положении дел непосредственно в своей отрасли – боеприпасной, – Александр Рыбас

Подробнее

За последние годы ситуация с планированием и размещением ГСО стала нетерпимой, отмечают специалисты

Гособоронзаказ в прошлом году опять не был выполнен. Правда, из этого печального правила, сложившегося за последние годы, есть приятные исключения. Как заявил сегодня представитель Минобороны по Сухопутным войскам (СВ) подполковник Сергей Власов, гособоронзаказ по закупкам для СВ выполнен на все 100%. Но это – именно исключение из правил: никакие иные структуры военного ведомства о полном выполнении нашей оборонной промышленностью заказа отрапортовать не могут.

Да и как могло то же судостроение выполнить годовой заказ, если последние контракты в рамках гособоронзаказа-2011 между заказчиком (Минобороны) и исполнителями были подписаны на северодвинском «Севмаше» лишь в ноябре? Да и то для этого понадобилось присутствие там премьера Владимира Путина: по-иному согласовать стоимость контракта стороны не могли.

Причем нетерпимой ситуация с исполнением гособоронзаказа стала именно в последние несколько лет. «Нужно честно признать, что в последние три года ситуация с планированием и размещением гособоронзаказа стала нетерпимой, – заявил сегодня в интервью газете «Ведомости» один из видных «генералов» боеприпасной отрасли – гендиректор ФГУП «ГНПП «Базальт» Александр Рыбас. – Проведение конкурсов на размещение заказов в ноябре вместо марта-апреля при сроках сдачи продукции 25 ноября или директивное уменьшение норм накладных расходов втрое, из-за чего контракты де-юре рентабельны, а де-факто убыточны (что, кстати, является нарушением законодательства о гособоронзаказе). Проблема гораздо глубже. Система разработки и постановки на производство вооружения и военной техники фактически разрушена, причем именно в последние 3-4 года. Уверен, что должностные лица, которые реформируют вооруженческий ствол Минобороны, даже не подозревают, что они меняют систему заказа на систему закупок. Это недопустимо для страны, которая претендует на роль суверенного актора на международной арене».

«С 1968 года, – сказал Рыбас, – в стране действовала система программно-целевого развития вооружения и военной техники, соответствующая практике передовых в военном отношении государств мира. Она не зависит от господствующей идеологии, т. е. является применимой хоть в США, хоть в Китае, хоть в России. Программно-целевой метод развития обеспечивает комплексный характер проектирования будущего состояния системы вооружения вооруженных сил государства и военной организации. Этот метод снижает риск принятия неоптимальных решений (вроде выращивания кукурузы за полярным кругом). Эта система сегодня не работает».

«Зачем нужно было тратить время и деньги на разработку новой программы вооружения, – недоумевает руководитель известного оборонного предприятия, – а уже через два месяца после утверждения начать ее править, судорожно латая дыры на других направлениях военной реформы? Зачем в текущем производстве заказывают одни изделия, а в мобилизационных заданиях предусмотрены другие, часто давно снятые с производства? Почему новые разработки, выполненные в соответствии с техническими заданиями Минобороны, прошедшие государственные испытания и востребованные на зарубежных рынках, не принимаются нашим родным военным ведомством на вооружение и объявляются устаревшими реликтами?»

Одной из главных бед гособоронзаказа является его неритмичное финансирование, заявляют в некоммерческой организации «Лига содействия оборонным предприятиям» (ЛСОП). «Осмысленная борьба за упорядоченность всей этой работы идет уже больше 10 лет, но вопрос так и не решается. Деньги по гособоронзаказу как поступали с большим опозданием, так и продолжают поступать», – сетует президент Лиги содействия оборонным предприятиям Александр Бриндиков, слова которого приводит «Военно-промышленный вестник».

При этом президент ЛСОП отметил, что с нормативно-правовой точки зрения никаких препятствий для ритмичного финансирования гособоронзаказа сегодня нет. «Мы добились того, чтобы гособоронзаказ утверждался в конце текущего года, есть соответствующее постановление правительства о его размещении не позднее I квартала. Это все прописано, но на практике все оказывается по-другому», – рассказывает Бриндиков.

По его словам, нужно пересмотреть положения пресловутого 94-го Федерального закона, который требует от заказчика конкурсного размещения госзаказа: «Понятно, что по отношению к вооружению и военной технике, где все регламентировано, это – немного нонсенс. По ряду образцов вооружения и военной техники мы имеем монополиста, единственного производителя. Какой здесь может быть конкурс? Проведение процедуры конкурса занимает минимум 30 суток. А это означает, что месяц мы теряем только на его проведении». Для того, чтобы сократить эти сроки, правительство разрешает министерству обороны начать процедуры до утверждения гособоронзаказа, но на практике это почти не применяется. «В итоге мы уходим к середине года, когда окончательно подписывается контракт с Минобороны, – рассказывает Бриндиков. – Естественно, это приводит к тому, что промышленность оказывается не в состоянии выполнить годовой заказ. Чтобы оставаться в рамках правового поля, нужно вносить корректировку в гособоронзаказ. При этом Минобороны жестко прописывает в госконтракте штрафные санкции за срыв сроков выполнения».

По мнению Бриндикова, в суть данной проблемы никто вникать не хочет, и это очень тревожно. «4% рентабельности гособоронзаказа в наших условиях – это ничто. Она должна быть такой, чтобы промышленность могла хотя бы компенсировать кредиты, которые она привлекает для того, чтобы своевременно выполнить гособоронзаказ. Даже когда Минобороны процентов на 40 авансирует гособоронзаказ, головник вынужден направлять эти средства в кооперацию, которая, как правило, требует стопроцентной предоплаты. Для того, чтобы организовать у себя производство, головник вынужден привлекать кредиты», – поясняет президент Лиги содействия оборонным предприятиям.

Об этом же, по сути, говорит и Александр Рыбас: «Сегодня отечественный оборонно-промышленный комплекс ощущает себя неким пасынком Минобороны. Возьмите типовой контракт на опытно-конструкторскую работу или поставку серийной продукции. В нем исключительно прописана ответственность предприятия за несоблюдение контракта. Попробуйте подписать с заказчиком протокол разногласий: останетесь вообще без заказа».

Впрочем, во всех этих словах, что вполне естественно для представителей оборонной промышленности, выпячены именно их проблемы. А как сами оборонщики смотрятся на фоне ставшего уже традиционным невыполнения гособоронзаказа, да и признаваемого уже многими экспертами общего снижения качества выпускаемой ими оборонной продукции? Оказывается, далеко не лучшим образом. Воровство и коррупция – невиданные ранее явления в среде военно-промышленного комплекса – проникли за последние годы и туда.

И не случайно президент России Дмитрий Медведев (за время его президентства, кстати, систематическое неисполнение гособоронзаказа стало почему-то чуть ли не нормой) поручил на днях премьеру Владимиру Путину собрать декларации о доходах и имуществе со всех руководителей оборонных предприятий. Сведения о своих доходах и доходах супруги и детей за 2011 и последующие годы должны подать все руководители государственных корпораций и государственных компаний, а также акционерных обществ, где государство имеет блокирующий пакет акций. Таким образом, глава государства поддержал инициативу вице-премьера Дмитрия Рогозина, который считает, что ответом на неэффективность трат бюджетных средств, направленных на закупки для российской армии, должно стать повышение финансовой и структурной прозрачности предприятий ОПК.

Еще одним фактором, который должен повысить прозрачность оборонных заводов и фирм, должно стать установление цепочки «истинных владельцев предприятий», сообщает интернет-газета «Взгляд». По словам Рогозина, в настоящее время структура собственности многих компаний ОПК настолько запутана, что разобраться, кому принадлежит тот или иной завод, просто невозможно. По мнению вице-премьера, такая схема негативно влияет в первую очередь на головные предприятия, которые занимаются производством конечного продукта, поставляемого для Минобороны.

По словам Рогозина, сейчас реальная рентабельность производства головных предприятий ОПК составляет от 5 до 8%, что явно недостаточно для технического перевооружения и последовательного увеличения зарплат с целью привлечения квалифицированных кадров. А вот рентабельность смежников на этом фоне может в три и более раз превышать рентабельности завода, отвечающего за исполнение контракта. И превышать даже 30%.

Из данного обзора мнений может сложиться лишь один вывод: военно-промышленный комплекс нашей страны, некогда ее заслуженная гордость, переживает системный кризис. Да, отечественное оружие по-прежнему пользуется спросом на мировых рынках, но во многом это – заслуга того задела, который был сделан отечественной оборонкой еще в советские времена. Да, кое-где этот «багаж» продолжает совершенствоваться и развиваться. Но в целом, как видим, нынешняя оборонка, прошедшая за 20 лет «реформ» столько переструктуризаций, что и не счесть, пришла к системному кризису. Рынок, куда ее все эти годы усиленно тянули власти, оказался не в состоянии нацелить ее на выпуск действительно необходимой государству оборонной продукции.

А тем временем в России в последнее время все чаще стали звучать призывы фактически к разоружению. Дескать, если оборонная промышленность пришла в упадок, то и нынешняя госпрограмма вооружения (а это, между прочим, фантастические по меркам современной России 20 трлн руб., которые будут распределены по годам вплоть до 2020 года) нам не нужна. Нужно, мол, сэкономить их для выплат пенсий, развития медицины и т. п.

Такого рода призывы хором раздались, в частности, на прошедшем на днях в Москве т. н. Гайдаровском форуме. Российский оборонно-промышленный комплекс не способен выполнить гособоронзаказ, заявил на нем, например, экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин. «Там – самое большое количество неэффективных предприятий, и сейчас на них возлагается задача, которую они по нашим реальным проработкам в таком объеме исполнить не смогут», – пояснил он.

Кудрину вторил на Гайдаровском форуме и директор по макроэкономическим исследованиям НИУ «Высшая школа экономики», бывший замглавы Центробанка России Сергей Алексашенко: «Единственный резерв для российского бюджета – это резкое сокращение военных расходов, это резкая демилитаризация общественного сознания, это резкий отказ от того представления, что Россия – великая военная держава».
Алексашенко напомнил при этом, что, по разным оценкам, Россия занимает шестое-восьмое место в мире по размеру ВВП. «Ну почему мы должны конкурировать со страной, которая занимает первое место, и чей ВВП в 10 раз больше? Ну как мы можем представить себе, что наша военная мощь будет хотя бы сопоставима с этой страной?», – спросил он участников форума.

Здесь вспоминаются кадры из советского фильма про Курчатова. Помните – там проходило совещание у Сталина? Курчатов потребовал для реализации атомного проекта электричества и т. д. и т. п. Присутствовавшие на совещании руководители обкомов взвыли: война, дескать, только отгремела, везде разруха, люди только-только входят в мирную жизнь. А тут Курчатов просит дополнительные мощности. Что скажем обессилевшим, изголодавшимся людям?

Выслушав эти стоны, Сталин обратился к Курчатову и спросил, все ли тот верно подсчитал, нельзя ли хоть на чем-то сэкономить – люди ведь, изнуренные войной, останутся без электричества. Услышав от руководителя атомного проекта, что тот никакими своими запросами пожертвовать не может – все и так просчитано по минимуму, – Сталин ответил всем остальным присутствовавшим: «Вот видите – ничем не могу вам помочь». И наша обескровленная страна создала-таки атомную бомбу – чтобы не быть разбомбленной, как это произошло с Хиросимой и Нагасаки...

А тут либералы призывают нас разоружаться.

Источник: KMnews
Комментарии читателей
23.01.2012, 10:34
Гость: 7575

Леший их разберет, что у них там в голове.

23.01.2012, 10:01
Гость: 7575-му

К нынешней власти никогда не придёт это понимание, или наоборот - всё они понимают... тогда ещё хуже.

22.01.2012, 16:14
Гость: Нак

А почему Вы забыли про 270 вертолетов выпущенных в 2011 году?

]]>]]>
]]>
Загрузка...
]]>
]]>]]>
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.