Не пора ли нам обновить Конституцию?

Полмесяца минуло с того памятного дня, когда прежде не званная на высокие переговоры непарламентская оппозиция поприсутствовала на встрече с главой государства в его резиденции в Горках. Много интересного тогда было сказано (и показано, и продекламировано) на самой встрече, не менее любопытным было и «послевкусие» - смелые экспертные оценки, отчаянно безумные прогнозы и, как ни странно, реальная работа — рабочая группа из оппозиционеров, курируемая первым замглавы Администрации Президента Вячеславом Володиным, работает и даже что-то там существенное вырабатывает.
Сам Дмитрий Анатольевич, как оказалось, тоже не сидел все это время сложа руки, а подготовил по следам встречи с оппозицией сразу шесть поручений, которые направил в Генпрокуратуру, Минюст и в свою Администрацию. Одно из них, пожалуй, стоит всех остальных вместе взятых - глава государства поручил своему аппарату подготовить в срок до 20 марта проект конституционного закона «О Конституционном собрании». В случае своего принятия данный документ позволит вносить изменения в первые главы Основного Закона, которые закрепляют основы конституционного строя и основные права и свободы человека и гражданина, а также в главу, регламентирующую порядок внесения поправок в Конституцию и ее пересмотр. Без созыва Конституционного собрания вышеназванные положения остаются по определению неприкосновенными, ибо их нельзя менять по стандартной процедуре.
Между тем, попытки провести через Госдуму подобный закон уже предпринимались не раз. В думских закромах пылится аж два варианта законопроекта, регламентирующего порядок созыва и полномочия Конституционного собрания — условно консервативный за авторством Вячеслава Володина, Елены Мизулиной и Бориса Надеждина, а также альтернативный, либеральный, вышедший из-под пера правозащитника Сергея Ковалева, прославившегося осуждением Нюрнбергского процесса и назвавшего патриотизм «общественно вредной идеей». Оба документа, впрочем, так с 2000 года и находятся в стадии «рассмотрения». Лишь в середине января сего года они были «разморожены» и теперь, видимо, составят «конкуренцию» документу, подготовленному на Старой площади.
Взгляды депутатского корпуса на то, каким должен быть упомянутый закон, можно свести к двум точкам зрения. «Одни считают, что принимать следует общий закон о формировании Конституционного собрания, другие специалисты подчеркивают, что это надо делать в случае действительной необходимости изменения Конституции», - заметил в интервью «Коммерсанту» председатель думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин. Он также отметил, что ряд положений, содержащихся в Конституции, «недореализованы» и, стало быть, особой нужды в том, чтобы вносить какие-то изменения в 1-ю статью, он не видит. С ним, впрочем, не согласен глава думской фракции «Справедливая Россия» Николай Левичев. Справедливоросс настаивает на разработке принятии новой конституции, либо на внесении серьезных изменений в существующую.
Между тем свою обеспокоенность инициативой о создании Конституционного собрания в интервью РИА «Новости» высказал один из авторов действующей Конституции Виктор Шейнис. «Если в Конституции сказано, что нужен закон о Конституционном собрании, то такой закон, в принципе, нужен, но в данной ситуации я не думаю, что будет хороший закон. Занимаясь таким законом, надо сделать так, чтобы Конституционное собрание было действительно представительным, чтобы там права меньшинства были обеспечены, чтобы вносить изменения в Конституцию было очень трудно, чтобы это было длительной и сложной процедурой», - заявил г-н Шейнис. Он также выразил сомнение, что созыв КС такая уж неотложная необходимость. Но если уж и созывать собрание, то необходимо проследить, чтобы оно не навредило уже действующей Конституции.
О перспективах созыва Конституционного собрания в беседе с обозревателем KM.RU рассказал председатель Народного собрания России, председатель исполкома партии «За нашу Родину» Михаил Лермонтов:
- Медведев еще в ходе встречи с нами сказал, что даст соответствующие поручения по всем озвученным в ходе нашей прошедшей 20 февраля встречи предложениям. Действительно созыв Конституционного собрания должен стать значимым событием в жизни нашего государства. Само оно прямо предусмотрено нашей Конституцией, в которой дается разъяснение сути собрания и указывается, что его деятельность должна регулироваться Законом.
На встрече с нами Дмитрий Медведев отметил, что созыв такого собрания имеет смысл в случае, когда предполагается внесение изменений в Конституцию. И то, что мы услышали из уст главы государства, - что решение о необходимости созыва Конституционного собрания принято, - говорит о том, что власть готова идти на серьезное изменение основополагающих норм Основного Закона, и это положительный момент. Дмитрий Медведев, уходя, остается в народной памяти как президент, который, кроме всего прочего, начал политическую реформу. И не просто начал, а принял одни из важнейших законов. 28 февраля мы были на первом чтении внесенных президентом законов и, как нам пообещали, до 7 мая они все будут приняты.
Другой вопрос, насколько самостоятелен Дмитрий Медведев в своих действиях. Но тут надо понимать, что он остается членом властного тандема, он его не покидал. И потому можно отдавать ему пальму первенства, но это наверняка было согласовано обоими участниками тандема. Поэтому вряд ли тут уместны разговоры, что вот Путин станет президентом и все изменится. Не изменится. Все же идти на такой серьезнейший шаг, как реформа политической системы, Дмитрий Медведев не стал бы абсолютно независимо от мнения премьер-министра Владимира Путина.
- Насколько сегодня реально необходимо вносить поправки в Конституцию России?
- Во-первых, законы, которые сегодня регулируют политическую систему, противоречат положениям Конституции. Например, Конституция ни слова не говорит о политических партиях как элементах государственного управления. Нет ни слова о том, что в Государственной Думе есть какое-то разделение на партии, на фракции. В выборной системе нет никаких партийных механизмов. Есть некая придумка «Единой России», которая в свое время напринимала данные законы в обход Конституции. Во-вторых, политическая система лишила сегодня больше половины граждан права избирать и быть избранными.
У меня нет «моей» политической партии и у меня нет выбора, за кого идти голосовать. Вся эта сегодняшняя волна протеста против несправедливости была порождена законотворчеством «Единой России», которая обеспечила проход в парламент только через партийные списки, несмотря на всякие послабления, вроде возможности пройти через разного рода «фронты». Тем не менее половина граждан фактически просто лишилась права избирать и быть избранными. Ну и далее можно пройти по всем статьям нынешней Конституции и находить огрехи. Но главное — это 3-я статья, которая определяет народ России в качестве суверенного источника власти...
Какие-то опасности нынешняя система определенно в себе несет. Да и вообще любые изменения, особенно в Конституцию, влекут за собой опасность. Но еще большая опасность — вовсе обойтись без жизненно важных изменений в Конституцию.
Комментарии читателей Оставить комментарий
У первобытных народов есть вполне определенное понятие о справедливости, которую уже Аристотель определял так: «Несправедлив также тот, кто берет больше, чем свою долю», это правило действительно соблюдается очень строго первобытными дикарями.
Если при зарождении государства и в сложившихся уже государствах этика грабежа, насилия и рабства брала верх у правящих кругов, то в народных массах существовала со времен самых первобытных дикарей другая этика: этика равноправия.
У римлян справедливость отождествлялась с равноправием (Equity), которое происходило от слова Oequs , т.е. равное.
Решающее значение в нравственных колебаниях играет развивающееся в человечестве понятие о справедливости, т.е. о равноправии людских существ.
Равенство - это равенство социальных возможностей для каждого индивида и гарантия этих возможностей для каждого человека.
в свете последних инициатив.по конституции-1.природные богатства это достояние народа.т.е. 130 млн.не народ.только избранная часть с миллиардом на счету.2.-церковь отделена от государства.но почему то принимается закон о введении слова божьего в школах.3.свобода вероисповедания.чья свобода? властей? для насильственного введения в курс общеобразовательной школы.не знание русского языка не ведет к отсутствию аттестации а вот слово божье-прямой путь к не аттестации.а по конституции у нас светское государство.или уже нет? или мы уже где то в другом мире живем? президент и правительство нарушающие основной закон страны это кто? чьих холопы то они будут.где ж наш многострадальный народ так нагрешил то?
Повторяю...в Израиле никогда не было и нет Конституции!!!то что вместо -это не то...судебная власть и судебные законы...и все(как и везде) А для кого они придумали Конституцию(почитайте высказывания раввина шмулевича) и как они с помощью нее нами руководят(посмотрите КТО выходит на митинги 31 числа)догадайтесь с трех раз
Про "антисемита" ты будешь бабушке рассказывать, а не мне потому что среди семитов-только 10 процентов евреев...лапшу будешь кому-то другому вешать по этой теме
"средневековое "произведение" некоего древнего мыслителя,"-а еврейская академия имени русофоба(гоефоба) Маймонида в Москве? это что? это не издевательство над россиянами? назвать академию в честь человека, который высказывался о гоях"Гои-хуже собак" и т.д...да еще на деньги наших налогоплательщиков...Это как? нормально?
Придет монарх, царь России и все изменит, не беспокойтесь - вам понравится!
Неспособность массы людей заработать для их жизни создалась в наших обществах путем захвата власти и классового законодательства. Причины нищеты масс населения и его слабой производительности лежат именно в хищническом хозяйстве, установленном путем завоевания и законодательства; так что теперь приходится уничтожать то зло, которое накоплено было государством и его законами.