Девальвация рубля возможна уже летом

Девальвация рубля, которую эксперты предсказывали еще в начале года, глядя на предвыборные обещания Владимира Путина и соотнося их с возможностями бюджета, похоже, уже началась, а если и нет, то приход ее не за горами. Первой ласточкой является падение рубля на первых послепраздничных торгах (динамику изменения курсов валют вы можете посмотреть здесь). Скорее всего, девальвация будет плавной, как в 2008-2009 гг., когда медленность управляемого Центральным банком процесса сводила на нет как недовольство граждан, так и критику прессы. Главный финансовый регулятор страны научился делать это практически с филигранной точностью и добиваться любого поставленного результата.
Генеральной репетицией девальвации было, очевидно, падение рубля прошлой осенью, когда курс доллара поднялся до 32 руб., а затем медленно отыграл назад. Правда, свою лепту в это внесли и фирмы-нерезиденты, выводящие деньги с российского рынка по причине легкой паники в Европе на фоне усугублявшихся греческих проблем, но тем не менее.
Еще один верный признак – продолжающийся, несмотря на возвращение старого президента, отток капитала из страны. Если отток останется на нынешнем уровне, а цена на нефть застрянет на отметке в $117 за баррель или опустится ниже, уже в мае рубль по меньшей мере перестанет укрепляться, а летом станет терять позиции, полагают аналитики британского банка HSBC. Во второй же половине года давление на рубль только усилится.
Укрепление рубля в начале года никого не обмануло и объяснялось профицитом счета текущих операций: в I квартале он составил $42,3 млрд против $30,8 млрд в I квартале 2011 года и $28 млрд в IV квартале. Поддерживали рубль также высокие цены на нефть и сезонное снижение импорта.
Но разочарование населения в собственной валюте после ее осеннего кульбита, когда всем вдруг стало ясно, что ничто не защищает их от резкого падения зарплат в долларовом выражении (осенью они упали на 20%), подтолкнуло его к хранению сбережений в долларах, несмотря даже на смехотворно низкие ставки Сбербанка по валютным депозитам, составляющие всего 1,7% годовых за трехмесячный срок.
К слову сказать, Сбербанк, и так всегда отличавшийся процентной прижимистостью, в последнее время стал особенно скуп к своим вкладчикам по сравнению с коммерческими банками, предлагающими за трехмесячные валютные депозиты, по крайней мере, 3,3%. Та же картина сохраняется у него и с рублевыми депозитами, хотя и с несколько меньшим разрывом.
Денежные власти, похоже, не принимают в расчет того, что каждое сильное колебание курса рубля подрывает веру граждан в его стабильность, напоминая им, что курсом рубля ЦБ может распоряжаться по своему усмотрению, а вот доллар США ему неподвластен, и повезет тому, у кого в критический момент деньги окажутся в американской валюте, как это уже было в 1998 году.
Именно по этой причине российские компании и население решили подстраховаться, каждый по-своему. Несмотря на длящееся до недавнего времени укрепление курса рубля, в I квартале был вновь зафиксирован масштабный отток капитала – $35,1 млрд, причем существенная часть этих денег выведена резидентами. И если отток не замедлится, рубль практически не имеет шанса сохранить свои позиции, считает банк. Население же предпочло запастись валютой: пиковых значений спрос на нее достиг в феврале, а в марте выросла и доля валютных депозитов – до 18,1 с 17,7% в феврале.
Экономисты HSBC считают, что нежелание россиян хранить деньги в рублях связано с общим недоверием к российской валюте. Значительная часть населения ждет падения рубля в среднесрочной перспективе. При этом они исключают влияние политической составляющей, о чем говорит продолжившаяся после выборов покупка долларов.
Разочарования в рубле способно также добавить и то обстоятельство, что в Европе поменять наличные рубли на местную валюту не так-то просто даже по очень невыгодному курсу. Автору этих строк, например, ни разу не удалось обнаружить в ходе недавнего пребывания в Лондоне обменник, который захотел бы иметь дело с российскими деньгами. Среди полутора десятков валют, на которые англичане меняют фунты, присутствуют довольно экзотические, вроде катарского риала, а вот рубля нет, сколько ни вглядывайся в перечень. Возможно, секрет в том, что катарская валюта фактически привязана к доллару США.
На этом фоне начинаешь еще больше сомневаться в реальности планов Дмитрия Медведева сделать из Москвы мировой финансовый центр. Для финансового центра как минимум необходимо иметь не подверженную резким и очень резким колебаниям валюту, каковой рубль пока не является.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Устойчивой валюту делает наличие печатного станка и сильной армии. У России нет ни того, ни другого. У Сталина было, у Брежнева было, а вот у Путина, увы, нет.
Устойчивой валюту по большому счету делает не резерв (пусть он и помогает в процессе), а реальный развивающийся сектор экономики. А теперь повторите сто раз:"Реально рублю не с чего падать, реально рублю...".
Денег в стране как грязи.
В золотом запасе 3-е место в мире.
Для дураков пишут - что денег нет и рубль упадёт.
Задайте себе вопрос - а кому это выгодно?
Реально рублю не с чего падать. Причины нет. Это игры.
Я так думаю, что в подобных обзорах имеет смысл учитывать тот факт, что вся экономика планеты разделилась на "деньги" и "финансы", и подавляющее большинство описываемых процессов не имеет отношения к нациям, странам, государствам, а являются описанием "стратосферных потоков".
"Но реальный сектор в США и у нас величины просто не сопоставимые."
---
Люди из ИТ-индустрии умеют сопоставлять все. Даже бесконечности.
Далее. Чтобы адекватно оценивать сектора экономики быть чисто ИТ-работником пожалуй маловато будет. Это вы хорошо проиллюстрировали своим аргументом (некий сайт с данными о спросе на работников).
Н-да. Ну и экстраполяция на другие отрасли реальной экономики по этим данным говорит о том, что вы вообще не имеете навыков что-либо анализировать.