Система ЕГЭ убивает российское образование

Проблема ЕГЭ чем дальше, тем больше начинает напоминать проблему коррупции. Разве что у последней нет столь открытых сторонников. Но в остальном можно говорить об интересных совпадениях. Когда говорят о ситуации с ЕГЭ в России – почти так же полуобреченно закатывают глаза, приговаривая: «Это, конечно, ужас, но мы работаем», но тут же признают: похоже, ситуация тут неразрешима в принципе, увы... И отношение власти к болевым точкам ЕГЭ и проблеме коррупции почти сопоставимо: наличие проблемы признаётся, директивы раздаются, проблема не решается, и, как следствие, в Кремле разводят руками.
Между тем у тех граждан, которым посчастливилось сдавать нормальные выпускные и вступительные экзамены, подрастают школьники, и для кого-то проблема из трех букв перестает быть абстракцией. Первое естественное желание родителя дать своему ребенку достойное высшее образование тут же и с большой охотой подхватывается армией ушлых дельцов, готовых «решить вопрос» за вознаграждение, соответствующее качеству решения. На этом фоне героические потуги Рособрнадзора во главе с Любовью Глебовой, которая из года в год грозит нарушителям мыслимыми и немыслимыми карами, выглядят детсадовской забавой, если не издевательством. Конечно же, проблему адекватности аттестации знаний можно решить установлением заглушек и веб-камер. Как будто вся проблема ЕГЭ сводится к тому, что испытуемые (определение, надо сказать, весьма подходящее) списывают...
Глас народа – то, к чему власть прислушиваться не привыкла. Вот только когда речь идет об оценке родителями качества образования, которое государство предлагает их детям, – тут самый момент прислушаться, могут ведь и за вилы взяться. Дети – это вам не требование честных выборов. Школу они оканчивают лишь однажды, ее потом не «переокончишь», и ЕГЭ – то, что останется страницей в биографии, которую не выдрать. Тот, кто мог бы на устном экзамене прекрасно рассказать о выдающихся литературных произведениях или о Бородинском сражении, вынужден вспоминать в тесте, скажем, фасон платья Наташи Ростовой и годы жизни Петра I. В лучшем случае – куце, в формате СМС-сообщения, ответить на незамысловатый вопрос. Иногда даже написать целых десять простеньких предложений на заданную тему – но это уже для тех, кто настроен совсем-совсем серьезно. Тем же, кто будет доволен и местечком в платном институте, достаточно успешно пройти уровень «угадайки». Когда это у нас вход в вузы с тройками был закрыт? Пережитки тоталитарного прошлого...
Опрос Левада-центра показал интересную тенденцию: чем громче рапортуют официальные СМИ об успехах и достоинствах ЕГЭ, чем суровее смотрят в Рособрнадзоре на нарушителей процедуры, тем больше родители не доверяют объективности Единого госэкзамена. Если в 2004 году число скептиков, полагающих ЕГЭ менее эффективным способом оценки знаний, составило 22% опрошенных, то в 2012-м таковых оказалось уже 45%, и лишь 14% опрошенных полагают, что новая система аттестации является отличной заменой прежней (в 2004-м таких было 24%). Отрицательно относятся сегодня к отмене прежней практике выпускных и вступительных испытаний 41% опрошенных, и 38% видят в новой системе испытаний лишь плюсы. И, наконец, лишь 16% опрошенных согласны с главным аргументом сторонников ЕГЭ – что с вводом этой аттестации стало меньше коррупции. Совершенно противоположным образом думают 35% опрошенных, и 31% вообще не увидели принципиальной разницы.
Интересные результаты опроса Левада-центра в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал ведущий эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев:
– Власть не прислушается, потому что она настолько уже зарылась в этот бред... Например, в правительственной «Российской газете» то и дело публикуются материалы с критикой Единого госэкзамена. Такие разговоры велись на ее страницах и раньше, в прошлом году было очень много критических публикаций в самых разных, в т. ч. и абсолютно лояльных власти изданиях. Но наверху уворачиваются от любой критики. Медведев перед выборами выступал в школе в Питере и нес какой-то бред, абсолютно несерьезный для президента страны. Ну не понимает человек сути вопроса! И справиться с критикой ЕГЭ власть может легко. На самом верху отказываться от ЕГЭ не желают и просто вооружаются противоположными, положительными отзывами от учителей, не давая пробиться росткам разума. Поэтому мы будем терпеть ЕГЭ и дальше, как будем терпеть и его последствия. Космос уже «рухнул», и остальное будет рушиться одно за другим во все больших масштабах.
Мало того, в конце этого года готовится к принятию совершенно одиозный Закон «Об образовании», включающий и действующие положения о ЕГЭ. И никто ведь не обращает внимания даже на слова Путина, который в своей «тронной речи» сообщил о том, что требуется коренная переработка существующей системы оценки знаний выпускников. Так вот эта «переработка» намечена на конец декабря, а с 1 января 2013 года уже будет введен новый закон. Разве это нормально?.. Хотя чему удивляться? У Владимира Путина в советниках по образованию человек, принимавший участие в разработке нового образовательного закона, и, соответственно, сторонник ЕГЭ.
– К прошлой системе оценки знаний у немалого количества экспертов, рядовых педагогов и родителей тоже были претензии. Возможно ли, на Ваш взгляд, в принципе обеспечить идеальную систему выпускной и вступительной аттестации?
– Идеальной системы оценки, конечно, не бывает, но к ней должно применяться как минимум одно главное требование: она не должна убивать образование. Система оценки знаний, убивающая образовательный процесс, убивающая школу, – это настоящая беда. Система ЕГЭ сегодня – это система натаскивания школьника на нужное количество баллов, о каком образовании тут можно говорить?.. Так что лично я тут не жду от правительства каких-то изменений. Они сами себя загнали в такую ситуацию, закусили удила и ничего сами не сделают.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Не будет никакого контроля, если устраивать частые проверки знаний. Экзаменаторы, желающие заработать левые деньги, все равно сделают из неуча гения, особенно на выпускном ЕГЭ. Выход только один: приглашать независимых и неподкупных специалистов, - например, из министерства образования.
По Интернету вряд ли будут сдавать экзамены честно, потому что из того же Интернета можно взять любую информацию.
Наталья, о какой борьбе с коррупцией может идти речь? Если вашего директора школы купили, то он протащит на экзамене любого лоха. Хоть на ЕГЭ, хоть на другом экзамене. Единственный способ борьбы со школьной коррупцией, - контролер, независящий от руководства учебного учреждения. Все остальное - ерунда. Не помогут ни заглушки, ни видеокамеры, ни тесты, потому что человеческая жадность найдет лазейку.
Подписываюсь под каждым Вашим словом.
У меня такое ощущение, что Ваш комментарий написан по заказу. Ни одна мать, ребёнок которой честно готовится к ЕГЭ, не будет защищать это уродливое тестирование. Моя мама, учитель-словесник, утверждает, что тесты ЕГЭ по русскому языку рассчитаны на уровень знаний 2-курсника филологического факультета, что они не выявляют уровень грамотности, а заострены на всяческих "подвохах", никакого отношения к школьной программе не имеющих. И это на самом деле именно так. Я, например, в школе была отличницей, но вот так, с ходу, даже пресловутые 36 баллов по тесту не набрала. Очень сложный, трудный тест, необходимо именно натаскивание.
Я с Вами полностью НЕ СОГЛАСНА! Никакой объективной оценки знаний ЕГЭ не даёт и коррупцию не уменьшает.